Так, процесс социального действия описывается как «последовательное
отрицание элементов условий в направлении конформности (согласованности) с
элементами норм».
В свою очередь социальная система преполагает наличие трех подсистем: 1)
личностная система (действующие актеры); 2) система культуры (разделяемые
ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и
предписанных им статусных ролей); 3) физическое окружение, на котрое
общество должно ориентироваться.
В каждой системе существует внутренняя проблема достижения социального
порядка или интеграции. Парсонс в связи с этим формирует концепцию систем и
подсистем, каждая из котрых отвечает внутренним и внешним функциональным
требованиям:
- адаптация (к физическому окружению; экономика);
- достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и
получения удовлетворения; политика);
- интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее
соотнесения с существующими отличиями; социум);
- поддержание образцов, латентность (средства достижения отностельной
стабильности; социоализация).
Данная концепция широко известна под названием AGIL (адаптация-цель-
интеграция-латентность).
Все подсистемы связаны между собой «средствами обмена» - деньги (A),
власть (G), влияние (I), обязательства (L).
Все существующие живые системы, включая системы действия и общества,
определяются двумя наборами отношений - отношениями между частями систем и
отношения типа «система - окружение»; для анализа обоих типов отношений
ключевой является концепция функции.
Согласно теории «социокультурной эволюции общества» Парсонса, человеческое
общество развивается от простых форм к более сложным, через процесс деления
и дифференциации с последующей повтроной интеграцией. Фактором,
направляющим эволюцию, является способность к адаптации.
Основными характеристиками современного обществаа являются:
1) полная дифференцифция систем в соответствие со схемой AGIL;
2) доминирование в экономике массовго производства, наличие
бюрократической организации, - рынок, деньги являются общепризнанным
средством обмена;
3) система права - основа социального контроля и координации;
4) наличие социальной стратификации (разных слоев общества), в основе
которой лежит критерий успеха;
5) дифференцированная, сложная система взаимосвязей.
№54. Модель общества в концеции коммуникативного разума
Хабермас, Юрген (р. 1929)
В 80-е 20 века концепция технократии сменяется концепцией экспертократии,
вбирающей в себя идеи гуманизации и фиксирующей статус интеллигенции в
системе общества («новый класс», группа высокообразованных специалистов). В
центре концепции уже не технический специалист и не менеджер, но эксперт
специалист-ученый.
Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия,
рассматривает коммуникацию в качестве базового социального процесса.
Центральная проблема современного европейского общества - преодоление
неадекватного статуса интеллектуально активной общественности. Причина
кроется в позднекапиталистическом проявлении общего кризиса европейской
культурной установки на вертикальную (сверху вниз) структуру субъект-
объектного отношения. Соответственно и отношение к миру - субъект=объектное
(«извне деформирующее»). Стратегическое поведение, ориентированное на
достижение цели, означает прагматическое (корыстное, с пользой)
использование другого в качестве объекта = средства. Хабермас полагает
необходимой переориентацию на субъект-субъектную структуру, моделируемую
межличностным общением, - «интеракцию» (не просто как у Мида социальное
взаимодействие), глубинную содержательную коммуникацию в личностно значимом
плане («коммуникативное поведение»). То есть человек стремится к
освобождению от любого насилия, и такой его интерес может быть реализован
посредством подлинной «интеракции». «Интеракционное» взаимодействие должно
доминировать над «технологическим» (выражающим себя наиболее полно в
процедуре овладения внешней природой).
Структуры социальных институтов современного общества центрированы вокруг
технических интересов, в результате чего сфера подлинности реального
жизненного мира и система общества оказываются разорванными. Радикальный
поворот к свободе - это прежде всего преориентация субъект=объектных
отношений на сферу межличностых коммуникаций, принципиально диалогичных,
предполагающих понимание. Важнейший момоент - необходимая смена субъект-
объектно организованной «научно-технической рациональности» на новую
«коммуникативную рциональность, в основе которой лежит субъект-субъектная
структура.
В связи с этим развил теорию дискурса. Интеллигенция как класс обладает не
только высоким культурным потенциалом, но также и культурой критического
дискурса (фр. - речь; сама речь + внеречевые факторы (личность, намерения
участников и т.д.)). По Хабермасу, дискурс выступает как вид рефлексивной
речевой коммуникации, предполагающей проговаривание и интерпретацию
(толкование) всех важных для участников коммуникации аспектов, это
многоуровневый диалог. Это создает своего рода коммуникативную реальность,
не совпадающую с реальным социальным фоном ее протекания.
Хабермас: именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная
рационализация, а не отношения производства, лежат в основе современного
гражданского общества.
№52. Индустриальное общество как продукт общественной рационализации.
Теория индустриального общества исходит из того, что коренные социально-
экономические, политические и культурные изменения в процессе общественного
развития происходят в результате трансформации «традиционных» аграрных
обществ к «индустриальным», т.е. и сменой господства. Сама же эта
трансформация осуществляется через промышленную революцию и связанный с ней
быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума. Это
быстрое развитие техники определяет социально-экономическое развитие и
динамику общества.
Макс Вебер рассматривает типы легитимного (признанного управляемыми
индивидами) господства с точки зрения типологии социального действия:
1)целе-рациональное действие (цели и средства их достижения сознательно
выбираются индивидом, а критерием их адекватности является успех);
2)ценностно-рациональное (осмысленно действие организуется системой
ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха);
3) аффективное (определяемое эмоциональной реакцией);
4) традиционное (определяемое привычкой).
Базой традиционного типа господства, для которого характерны вера в
священность существующих властных порядков является привычка к
определенному действию, укладу жизни.
В основе легального типа господства (к которому относятся современные
западные государства) лежит рациональное действие и мотивом признания
власти служит соображение интереса. Для этого типа характерны формально-
правовое начало и развитие бюрократии. Западное общество последних трех-
четырех столетий, по Веберу, характеризуется коренной рационализацией его
основных сфер, охватывающей хозяйственную деятельность, политико-правовые
отношения и образ мышления. Именно универсальное господство рационального
начала отличает современное общество от всех существовавших ранее
(«традиционных»). Свойственные «традиционным» обществам жесткие социальные
«перегородки» в процессе характерной для индустриалльного общества
мобильности разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают
место равенству возможностей, что приводит к расширению и обогащению
гражданских прав, к демократизации общественно-политической жизни.
№58. Концепция информационного общества
О.Тоффлер – американский социолог, философ-футуролог, автор одного из
вариантов концепции постиндустриального общества.
В общественном развитии взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо-
и психосфера. Решающую роль в волнообразно происходящих цивилизационных
изменениях играет техносфера. Поэтому источником и движущей силой
нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости
от характера революции определяется сущность соответствующей цивилизации.
1. Первая технологическая революция – аграрная – дала волну с/х
цивилизации (основа экономики, культуры – земля; авторитарная власть;
сословность).
2. На смену ей приходит индустриальная цивилизация (символ – заводская
труба; работники промышленного производства становятся придатками машин;
единообразие = массовидность во всех сферах жизни; экологические проблемы,
конечность природных ресурсов).
3. В пределах индустриальной цивилизации во втрой половине ХХ века
возникла Третья волна технологических и социальных транформаций
(рапространение компьтеров, генной инженерии, теле- и видеокоммуникации).
Главными становятся – информация, творчество и интеллектуальная технология.
На смену пролетариату-придатку машин приходит «когнитариат» =
интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, что
позволяет ему работать со все более сложной информацией. Инвестиции – в
обучение, переквалификацию, социальную и культурную адаптацию. Самое важное
– трансформация не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к
пониманию первичной роли культуры. Одновременно происходит революция в
инфосфере: для восприятия мира необходимо непрерывное образование,
широкомасштабное мышление, постоянное развитие способностей.
Из столкновений Втрорй и Третьей цивилизационных волн проистекают:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11