Рефераты. Шпора по философии






рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.

Эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии

считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были

Анаксимандр (ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.).

Милетские философы были стихийными материалистами.

Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном

движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова

превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний

вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на

первоначальной воде. Фалеса также считали основоположником древнегреческой

математики, астрономии и ряда других наук о природе.

Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли,

что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и

беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе

движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное,

влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей

и явлений, которые по необходимости возникают из апейрона и в него

возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты

и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял

землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе.

Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или

сгущаясь, порождает все многообразие вещей. Все возникает и возвращается в

вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые подобно всем другим

вещам, являются определенными состояниями воздуха.

Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не

вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким

образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир

состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и

бесконечное, чет и нечет ... Сочетание их осуществляется в гармонии,

которая свойственна миру.

В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась

материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до н.э.

как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший философ этого

периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его трудах нашли

завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс

движения и изменения. Стихия, из которой все возникает, это- огонь,

представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий

процесс горения. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе

рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в огонь.

Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира

как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную

необходимость Гераклит выразил греческим словом " логос ", в философском

смысле обозначающем "закон".Известно приписываемое Гераклиту изречение:

"Панта рей"- все течет, все изменяется , которым кратко сформулирована

сущность его философии. Диалектическое единство противоположностей

формулируется как постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг

друга и борющихся противоположностей. Процесс саморазвития огня не создал

никто из богов или людей, он был, есть и всегда будет.

Сократ

Сократ любил две вещи: истину и человека. Истину видел в раскрытии

таких понятий, как «благо», «красота», «справедливость», «мудрость», и

перенесении этих понятий на человека. Но подобная истина может быть

постигнута только в процессе самопознания («познай самого себя»). В спорах

Сократ доказывал целесообразность и разумность человека, в спорах рождалась

истина. Он одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как

самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное,

чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил

из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. В вопросах

этики он утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек,

знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Высшая цель

человеческой жизни – счастье и блаженство.

Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней

Греции был Платон (427-347 гг. до н.э. ).

До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах Платона,

большинство из которых были изложены в форме диалога.

Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир- лишь

производная, тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи- есть

истинное бытие, а реальные вещи- это бытие кажущиеся.Выше всех других идей

Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику,

которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и

материи.

Чувственное познание, предметом которого является материальный мир,

выступает у Платона как вторичное, несущественное. Истинное познание- это

познание, проникающее в мир идей- познание разумное.

Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала

в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.

Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до

н.э.).

Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Она образует

потенциальную предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя

отождествлять с бытием или считать его основной частью. Далее следуют

земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень

между первой материей и миром, который мы чувственно воспринимаем.Все

реальные вещи являются соединением материи и образов или форм,

следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы. По

Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е.

движение универсально. Основа всякого явления некая причина.

19. Философия Возрождения.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе

ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд

на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие

индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление

индивидуальности в общественной жизни.

Появляется гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой

образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью

социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как

личности.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное

культурное наследие.

Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая

направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее

характерная черта — создание новой пантеистической картины мира,

отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная

особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не

только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено

всей цепи космического бытия.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором

огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности

для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а

личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,

важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые

свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение

в мире.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло

отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452—1519), Николая Коперника

(1473—1543), Иоганна Кеплера (1571—1630), Галилео Галилея (1564—1642).

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования

способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке,

об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи утверждал, что любое знание порождается опытом и

завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам

экспериментирования способна придать лишь теория.

Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с

творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского

(1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение

богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым

следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.

Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного

максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а

пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в

себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское

учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший

признак которого составляет безличность единого божественного начала и его

максимальная приближенность к природе.

Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом,

не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости

мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и

нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и

нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя

помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был

бы замкнут».

В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а

отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли.

Наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве

Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот в

утверждении новой космологии.

Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о

бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и

поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и

безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не

может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы

могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же

Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.

Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его

естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.

е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

20. Диалектика количественных и качественных изменений.

Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что

незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того

или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма

заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове

человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а

человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в

другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается

резко.

Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров

можно привести великое множество. Гегель увидел в таких изменениях не

просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название

закона перехода количественных изменений в качественные.

Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и

потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

Свойства бывают существенные и несущественные. Однако есть также

неотёемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы

немыслимы без характеристик пространства, времени, движения. Для

человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память.

Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их

взаимосвязь, единство. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается

в философии понятием качество. Свойства

обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их

отношениях с другими предметами.

Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих

ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

Количество - характеристика явлений, предметов, процессовпо степени

развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и

числах.

Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о

том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого

процесса.

Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода

граница, рамке, в которых предмет остается самим собой. "Нарушение" меры,

этого определенного сочетания количественной и качественной сторон,

приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера -

диалектическое единство качества и количества или такой интервал

количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная

определенность предмета.

Переход количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития

материального мира.

Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из

одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).

Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной

системы.

21) Философия 20 в. Проблема интуитивного учения Берксона.

Анри Берксон (1859-1941) Основатель «Интуитивизма», член француз.

Академии, нобелевская премия 1914 г. Интуитивизм – доведение интуиции до

абсурда. Глав. работа «непосредственные данные сознания». Направлена против

интелектуализма/рационализма. Принципы работы:

1. нельзя ничего членить, разграничивать, ибо это искажение реальности в

процессе изучения.

2. Действительность не подчинена никаким законам. Всё что существует,

существует иррационально и и может быть понято как длительность или

«конкретное время» - не связано с материей, это интуитивная основа

психики человека.

Интуиция – открытие истины без логики ума, именно истины а не ошибок. Т. е.

об истине можно говорить только тогда когда получается положительный

результат, т. е. принято только правильное решение.

Понятие конкретного времени: память, инстинкт, сознание, свобода и дух.

Время без временных вещей.

Длительность или «конкретное время»: акт познания совпадает с актом

порождения действительности. В интуиции исчезают различия между кто познаёт

и что познаётся. Истина открывается в ходе слияния объекта и субъекта.

Сущность становится видимой. Любая теория несёт на себе печать своего

создателя. У Б. Часто звучит слово «Инстинкт». Простейшая форма

непосредственного постижения истины это инстинкт. Художники воспринимают

мир без деформации, а деформируют истину органы чувств и логика. Природа

забыла связать у художника восприятие с действительностью. Он погружается в

глубину своего мира.

Б. Не создал своей школы, учеников нет. «Теория интуиции» Б. : знание

получаемое при помощи интуиции является более полным, чем знание получаемое

умом/логикой. Б. Избегает сталкивать интеллектуальное и интуитивное знание.

Это 2 самостоятельных вида знания. Они равноценны, они дополняют друг

друга. У них один источник – опыт. Одна реальность это материя, другая это

та, которую творит интуиция, т. е. «конкретное время», т. е. длительность,

т. е. время без временных вещей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.