Рефераты. Шпора по философии






предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и

той же группе явлений или единой системе связей. _Сущность_ - внутренняя,

глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного

предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и

др. хар-ки. _Явление_ - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные,

изменчивые хар-ки того или иного предмета. _Содержание_ -

совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих

основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

_Форма_ - принцип упорядоченности, способ существования того или

иного содержания. Причина-следствие (simple). _Качество_ -

целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе

его связей и отношений с другими предметами. _Кол-во_ - хар-ка

явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности

присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. _Мера_ - диалектич.

единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в

пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета.

_Скачок_ - переход количественных измерений в качественные или

переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те

превышения меры). Категории системного исследования: _система_ -

упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и

организацией; _эл-т_ - неразложимый далее компонент сложных предметов,

явлений, процессов; _структура_ - относительно устойчивый способ

(закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

09. Антропологический материализм Фейербаха.

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).

Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности,

Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о

сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш

вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о

чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,

реальное решение.

Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей

ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его

стремление разработать матер сист взглядов. Существенным содержанием и

назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование

общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность

по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив

индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы общ

сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной

реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает

себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и

уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Прир бесконечна в

пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и

движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ.

материи, на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире

представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а

следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в

жив природе, он прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Ф

признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь

более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать,

сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать,

обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление

носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл

объектом непосредств восприятия.

10) Проблема рационализма и сенсуализма начала 19 в. (сравнить Декарта и

Локка)

Джон Локк (1632-1704) Представитель сенсуализма (от сл. сенсор – чувство).

Основу учения составляет чувственный опыт, главенство при познании имеет

чувственное восприятие. «Л. – это философ новаций вчерашнего дня». Не успев

возникнуть его суждения, идеи становятся обыденными, привычными. Он как бы

предсказывал а на следующий день это происходило. Всё что делал Л.

считалось само собой разумеющимся. В 17 в. возникает распределительная и

карательная функции гос., возникает принцип «каждому своё». И 2-й принцип

«быть честным выгодно». 3 неотчуждённых права человека: право на жизнь,

свободу и собственность. И 4-е свобода совести или свобода человека, т. е.

человек должен сам выбирать религию. Свободомыслие Европы во многом

начинается с 17 в. и основывается на вышесказанном. 17 в. стал всё

обосновывать, стал всё выводить естественной природой человека.

В философии Л. большое место отводится нравственной проблематике. Л.

считал, что должны быть некоторые запреты. Л. говорил (суть высказывания)

«Если запреты идут из вне, то это цензура, её не должно быть. Если запреты

идут изнутри личности, то такие запреты должны быть реализованы.

Самоцензура это культура.» Главная работа Л. «Исследование о чел. разуме» в

центре работы теория познания Всякое познание это сближение с опытом. Он

создаёт психологическую теорию познания. Что является самым главным в

процессе познания? По Декарту: чувства делятся на пришедшие из вне,

врожденные, обнаруживаются нами самими. Л. считает, что элементы познания

возникают только из чувственного опыта. Главным у Л. в его понимании опыта

является то, что разум свободно оперирует данными чувственного опыта. Но

сознание не создаёт представления и впечатления по Декарту, и нет

враждённых идей. Точка зрения Л., что сознание только обнаруживает чувство,

явление, но не создаёт его.

Главная задача Л. опровергнуть идею «врождённых идей» Декарта. Л. приходит

к выводу или все идеи врождённые или они все неврождённые. Всякое знание из

опыта. Опыт формируется из внешнего и внутреннего.

Теория Л. о первичных и вторичных качествах. Это вопрос об адекватном и не

адекватном отражении действительности. Адекватное отражение

действительности (первичные качества) протяженность, движение, фигуры и не

проницаемость. Неадекватное отражение действительности (вторичные качества)

цвет, вкус и запах. вторичные качества это не свойства вещей, а их снимки.

Субъективная реакция на воздействие вещей. В природе нет цвета, вкуса и

запаха. Это создают наши органы чувств.

Под «знанием» Л. понимал знание – это не отдельная идея и отношение к

вещам, т. е. отношение копии вещи, а отношение идей друг к другу. Самое

высокое познание интуитивное. Знание это всё, что может быть доказано

разумом. Вера это превышение разума. Мнение это то, где нет ясных

представлений. Вера и мнение должны подчиняться критике разума. Это очень

важно для 17 в.

Два состояния вероятности:

1. то что дано человеку в его чувственном опыте, то что он может

контролировать.

2. то, что подтверждается опытом других людей.

11. Пространство и время как фил категории.

Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих

ее объектов, их строения из элементов и частей. Пространство нашего мира

имеет три измерения, а поэтому его называют трехмерным. Оно является

необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух

тел. Если бы наше пространство имело бы больше размерностей, то планеты не

смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит не было бы планетных

систем. Время – форма бытия материи, выражающая длительность

протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения

и развития материальных систем. Человек научился измерять время, сравнивая

различные процессы с одним, выбранным за образец. Например, мы сравниваем

длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом

один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем «один час».

В начале 20 века физика выявила глубокую связь между пространством и

временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, и

пространственно – временной срез нашей Метагалактики характеризуется

формулой 3 + 1 /три пространственных измерения и одно временное/. Эта

фундаментальная характеристика определила материальное строение

Метагалактики. Свою специфику имеет пространство и время жизни общества.

Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую

пространственную сферу своей жизнедеятельности: изготовлять орудия труда,

строить жилища и целые поселения, создавать пастбища, одомашнивать диких

зверей и т. д.. Рядом с неосвоенной природой появилось «вторая»

очеловеченная природа. Если в неживой и биологической формах материи

пространство включает только связи предметов, то в социальное пространство

входит и отношение человека к предметам, к месту своего обитания. Например,

понятие Родина характеризует не только определенную территорию, место

рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: человек

испытывает чувство любви к ландшафту и тоскует, если по какой – то причине

вынужден жить в другом месте.

Социальное время – форма бытия общества, выражающая длительность

исторических процессов, их смены, возникающие в ходе деятельности людей.

Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и

первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, составляющую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.