Рефераты. Шпора по философии






гравитации, не ведая ее физ сущности. Сущность внутри себя динамична и

подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит

проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины

возникновения и принципы развития. При этом сущность обладает разной

степенью глубины. Она имеет свои степени или порядки. И познание движется

от сущности одного порядка к сущн другого, более глубокого. Порядок

сущностей уходит в бесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всегда

конкретна, нет сущностивобще. Сущность нерасторжима с формами своего

проявления. Явление это проявл сущности: если сущ нечто общее, то явление -

единичное, выраж какой-то момент сущности, если сущность есть нечто

глубинное, то явл - внешнее, более богатое и красочное...Явление есть то,

как сущн проявляет себя вовне: во взаимод со всем иным, в тч и с нашими

органами ч. Явл -это непосредственно восприним свойства объекта, то или

иное видение кот зависит от строения и действия органов чувств, а сущность

- то качественное своебразие предмета, определ его характерное лицо, кот

может скрываться за его непосредственно наблюд проявлениями (зел цвет травы

- явление.Сущность - физ свойства отражать свет) И сущ и яв сущ объективно,

это атрибуты объекта. Но яв есть функция, зависящая от объекта и его

данности субъекту, а сущ есть собственно объективное кач объекта.

Диалектика сущности и явл - процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет

такой связи: одна сущность одно явл. Само явл достаточно неоднозначно и не

всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для

фил пробл кажимости, видимости. Мы можем видеть мираж в пустыне, однако на

его месте ничего нет, т.е. то, что мы видим лишь кажущееся. Однако с др

стороны мираж - явление природы, а не зрительный фантом порожд обманом

органов чувств, мы можем его сфотогор. Следов видимость есть сущность в

одном из своих проявлений. Феномен “быть-казаться” выражает прежде всего

факт несоотв сущности и ее вн проявления. Итак, если явление обнаруживает

сущность, то видимость, как правило, закрывает ее, и задача разума закл в

том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо

сущности. Движ познания есть всегда движ от внешнего к внутреннему.

Категория внешнего раскрывает свойства предмета как целого, и не только

предм самого по себе, но и способа его взаимод с окруж средой. Кат

внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теорет

процедурам познания, связанным с допущением идеализованных объектов.

В истории познания пробл внеш и внутр подчас смыкалась с пробл сущности и

явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле

даже если мы познаем внутр строение объекта... мы не сможем сказать, что

познали его сущность. Ведь последняя предполагает знание каких-то принципов

своего функционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного,

несущественного. Внутреннее может содержать и случ и несущ. Явление как

правило ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же

предполаг рассмотрение объекта именно со стороны его связей, так, что

внешнее становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее

раскрывает нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то

аспект сущности его.

17. Средневековая философия.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло

духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами

просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и

образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ.

догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи.

В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой

богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для

подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название

“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в.(христианство

уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма,

враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп.

Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие

к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра

апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов

церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте

-африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из

ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою

непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает

чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли.

Душа нематер, бессмертна. Субъективно чел действует свободно, но на самом

деле все, что он дел., делает через него бог.Схоластика. Гл. направление в

разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя

схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о

отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и

необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались

иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика. Одним

из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по

этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и

понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.1.общие роды (унив.) сущ.

реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский)

3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож.

разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел.

разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. -

общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи.

Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность

универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше

утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим

он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог

творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только

имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть

предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания -

постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих

вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу

рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О.

вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах

или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие

объекты. Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома Аквинский,

Дунс Скот и Раймунд Луллий. Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных

догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего

Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн.

изначального принципа формы с неустанововш. принципом материи.(слабейшим

видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив.

явлений. Душа чел. есть формообраз принцип, однако свое полное индив.

воплощение она получает только при соедин. с телом. Так был разрешен один

из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош.

к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе

бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности

трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего).

Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных рассуждений в

качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из

тупика. Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они

совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как

действительность к возможности. Док-во сущ. бога. Каждое явл имеет причину.

Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога -

верховной причины.

18. Древнегреческая философия.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет

культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая

картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос

охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он

замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот -

все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается

никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей

является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и

определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в

математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в

едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит)

неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат

воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления были

во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще

до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам

второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него

самого. На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной

вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp.Платон,

Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.