Рефераты. Шпора по философии






несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около

1400 лет, а современный способ жизни длиться всего около 800 лет. Смена

этапов развития общества характеризуется убыстрением темпов социальных

изменений, что нашло свое отражение в понимании времени. Древние

цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой

ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания.

С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор

которой был направлен в будущее.

Изложенное выше учение о материи базируется на ленинском ее

определении. Но в настоящее время некоторые философы утверждают, что это

определение содержит два взаимоисключающих суждения:

1. Материя независима от нашего сознания.

2. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

12. Движение как форма бытия и материи.

Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи:

быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих

изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике

существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество

божественной силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно

диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо и не

уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе

материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие.

Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой

форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - зачит перестать

существовать.

Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее

структурной организации, каждый из к-ых х-ся своей системой

закономерностей и своим носителем: субмикроэлементарный уровень -

гипотетическая форма сущ-ия материи полевой природы из к-ой рождаются

элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра

(ядерный), а из них молекулы (молекулярный) из молекул агрегаты -

газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический), последние

образуют звезды, планеты, галактики etc. (космический). Органический

уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых

соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек

и общество (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-

ия: механическая -> химическая -> биологическая -> социальная.

13. Мифология, религия, философия.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому

или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое

основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на

художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных

иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (

классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из

особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,

что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного.

Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной,

формой мировоззрения.

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны.

Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные

направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что

выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее

тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда

даже придается различие между фил и рел как отдельными формами общ

сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В

античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход

компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия

включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на

рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же

время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между

ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении однако верховного

авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от

бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив

материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в

события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски

размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти

от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально

претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму,

религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех

пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др

форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложена

система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей

духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно

выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины связаны с трудностями истолкования фундамент достижений

естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму

а папа римский неоднократно проповедовал, что достиж современой физики

прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым

толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с

его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов,

непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему

дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не

подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся

человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял

нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту,

восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы

фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение

П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел

как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в.

начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер,

М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил

знания духовных абсолютов и норм.

15. Материя как фил категория.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной

реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от

них.

Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие».

Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом

существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же

характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность.

Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного

обоснования существования не только материального мира, но и духовного.

Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это

взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.

Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в

которых она существует, бесконечно. Не бесконечное ее содержание не

хаотично; оно упорядочено. Прежде всего, можно говорить о строении материи

на уровне неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной

науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды,

молекулы, планеты, галактики, системы галактик, метагалактики. Тайные

строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и

метагалактик, люди еще не познали.

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость,

неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но

среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства

называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.

16. Сущьность и явление.

Развитие познания есть движ мысли от поверхностного ко все более

глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же облад подлинной

действительностью только в следствии опред форм своего

самообнаружения.(листья, цветы выраж во внешнем виде сущность растения)

Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее

аспектов.Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах,

их внутр связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего

проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных,

закономерно связ элементов содерж объекта в их противоречиях, причинно-сл

отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом

случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие

сущности т.о. соотносительно с пон содержание, выражая однако не все

содерж, а только главное, основное в нем. Сущность соотнос и с категорией

качества, кот выражает однако лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности

связано и с понятием закона, но зак и сущ не совпадают: мы знаем зак

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.