несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около
1400 лет, а современный способ жизни длиться всего около 800 лет. Смена
этапов развития общества характеризуется убыстрением темпов социальных
изменений, что нашло свое отражение в понимании времени. Древние
цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой
ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания.
С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор
которой был направлен в будущее.
Изложенное выше учение о материи базируется на ленинском ее
определении. Но в настоящее время некоторые философы утверждают, что это
определение содержит два взаимоисключающих суждения:
1. Материя независима от нашего сознания.
2. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
12. Движение как форма бытия и материи.
Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи:
быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих
изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике
существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество
божественной силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно
диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо и не
уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе
материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие.
Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой
форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - зачит перестать
существовать.
Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее
структурной организации, каждый из к-ых х-ся своей системой
закономерностей и своим носителем: субмикроэлементарный уровень -
гипотетическая форма сущ-ия материи полевой природы из к-ой рождаются
элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра
(ядерный), а из них молекулы (молекулярный) из молекул агрегаты -
газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический), последние
образуют звезды, планеты, галактики etc. (космический). Органический
уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых
соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек
и общество (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-
ия: механическая -> химическая -> биологическая -> социальная.
13. Мифология, религия, философия.
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому
или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое
основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на
художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных
иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (
классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из
особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,
что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного.
Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной,
формой мировоззрения.
Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны.
Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные
направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что
выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее
тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда
даже придается различие между фил и рел как отдельными формами общ
сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.
Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В
античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход
компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия
включала в себя фил.
Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на
рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же
время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между
ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении однако верховного
авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от
бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив
материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в
события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски
размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти
от бога.
Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально
претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму,
религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех
пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др
форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложена
система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей
духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.
Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно
выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.
Гносеолог причины связаны с трудностями истолкования фундамент достижений
естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму
а папа римский неоднократно проповедовал, что достиж современой физики
прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым
толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.
Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с
его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов,
непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему
дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не
подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся
человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял
нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.
Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту,
восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы
фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение
П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел
как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в.
начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер,
М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил
знания духовных абсолютов и норм.
15. Материя как фил категория.
Материя – есть философская категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от
них.
Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие».
Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом
существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же
характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность.
Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного
обоснования существования не только материального мира, но и духовного.
Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это
взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.
Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в
которых она существует, бесконечно. Не бесконечное ее содержание не
хаотично; оно упорядочено. Прежде всего, можно говорить о строении материи
на уровне неживой и живой природы.
В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной
науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды,
молекулы, планеты, галактики, системы галактик, метагалактики. Тайные
строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и
метагалактик, люди еще не познали.
Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость,
неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но
среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства
называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.
16. Сущьность и явление.
Развитие познания есть движ мысли от поверхностного ко все более
глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же облад подлинной
действительностью только в следствии опред форм своего
самообнаружения.(листья, цветы выраж во внешнем виде сущность растения)
Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее
аспектов.Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах,
их внутр связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего
проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных,
закономерно связ элементов содерж объекта в их противоречиях, причинно-сл
отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом
случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие
сущности т.о. соотносительно с пон содержание, выражая однако не все
содерж, а только главное, основное в нем. Сущность соотнос и с категорией
качества, кот выражает однако лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности
связано и с понятием закона, но зак и сущ не совпадают: мы знаем зак
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7