Рефераты. Роль фантазии в творчестве






существует независимо от другого.

Это не «духи», а бессознательно оформившиеся особые «личности». В

состоянии транса они просто вытесняют «Я» медиума или пророка. Содержание

речений «духов» сводится к личному опыту медиума: тот же литературный

немецкий был когда-то усвоен девушкой, но без постоянной практики оказался

вытесненным в бессознательное. Один из «духов» описал через медиума

довольно сложную систему мироздания, которую эта девушка при всем желании

не могла сочинить, как и прочитать где-нибудь о подобной системе, которая

очень многими чертами напоминала представления о мире одной из гностических

сект начала нашей эры.

Юнг подходит к центральному пункту своего учения, которое позже он

назовет учением об архетипах; за порогом сознания лежат вечные праформы,

проявляющиеся в разные времена в самых различных культурах. Они как бы

хранятся в бессознательном и передаются по наследству от поколения к

поколению. Бессознательные процессы автономны, они выходят на поверхность в

особых состояниях - трансах, видениях, в образах, создаваемых гениальными

поэтами и художниками. Но этот вывод, по мнению самого Юнга, нуждался в

экспериментальном обосновании.

В 1903 году Юнг сознает в городке Бурхгельцы лабораторию

экспериментальной психопатологии, где были проведены первые работы,

позволившие ему обосновать ядро своей философии - учение о коллективном

бессознательном.

Известность Юнгу принес прежде всего словесно-ассоциативный тест,

позво-ливший экспериментально выявить структуру бессознательногo. Тест

содержал обычно сотню слов. Испытуемый должен был тотчас реагировать на

каждое из них первым пришедшим ему на ум словом. Время реакции замечалось

секундомером. Затем операция повторялась, а испытуемый должен был

воспроизводить свои прежние ответы. В определенных местах он ошибался.

Ошибки, по мнению Юнга, случались тогда, когда слово задевало какой-то

заряженный психической энергией «комплекс» (этот термин был введен в

психологию Юнгом, позднее он стал употребляться Фрейдом и Адлером - кто

не слышал об Эдиповом комплексе и комплексе неполноценности. В таких

случаях удлинялось время подбора слова-реакции, испытуемые отвечали не

одним словом, а целой речью, ошибались, заикались, молчали, полностью

уходили в себя. Люди не понимали, например, того, что ответ на одно слово-

стимул занимал у них в несколько раз больше времени, чем на другое.

Исследователю достаточно только «дотронуться» до комплекса, как у

испы-туемые появляются следы легкого эмоционального расстройства. Юнг

считал, что этот тест выявляет в сознании испытуемого некие фрагментарные

личности, из которых состоит личность человека в целом. Эти личности

подсознательны. Комплекс - это выход одной из них на «поверхность»

сознания. При этом «Я» человека как бы уходит на второй план, а роль его

играет одна из личностей подсознания. У шизофреников диссоциация личности

значительно более выражена, чем у нормальных людей, что в конечном итоге

ведет к разрушению сознания, распаду личности, на месте которой остается

ряд «комплексов». Впоследствии Юнг разграничит комплексы личного

бессознательного и архетипы коллективного бессознательного. Именно

последние напоминают отдельные личности. Коллективное бессознательное -

слой психики более глубокий, нежели личное бессознательное. По Юнгу, теория

коллективного бессознательного объясняла и появление духов в сознании

медиума, и распад личности шизофреника. Раньше говорили об «одержимости

бесами», приходившими в душу извне, а теперь выясняется, что весь их легион

уже есть в душе. Наше сознательное «Я» есть один из элементов психики, в

которой имеются более глубокие и древние слои.

«Исследования показывают, что существует огромное количество способов,

которыми бессознательное не только влияет на сознание, но и полностью

управляет. Но существует ли доказательство того предположения, что поэт,

будучи в ясном сознании, может оказаться подвластным собственной работе?

Доказательство это может быть двух видов: прямое и косвенное. Прямым

доказательством может стать поэт, уверенный, что он знает, что он говорит,

но на деле говорящий больше, чем ему известно. Косвенные доказательства

можно обнаружить в тех случаях, когда за видимой доброй волей поэта стоит

высший императив, который вновь предъявляет свои безапелляционные

требования, если поэт волюнтаристски обрывает творческий процесс, или

наоборот, создает ему физические трудности, из-за которых работа должна

быть прервана против его воли.

Изучение людей искусства последовательно демонстрирует не только силу

творческого импульса, поднимающуюся из бессознательного, но также его

капризный и своевольный характер. Нерожденное произведение в психике

художника - это природная сила, которая находит выход как благодаря

тираническому могуществу, так и удивительной изворотливости природы,

совершенно равнодушной к судьбе человека, который для нее представляет лишь

средство. Потребность творить живет и растет в нем, подобно дереву,

тянущемуся из земли и питающемуся ее соками. Мы не ошибемся, пожалуй, если

будем рассматривать творческий процесс как живое существо, имплантированное

в человеческую психику. На языке аналитической психологии это живое

существо является автономным комплексом. Это отколовшийся кусок психики,

который живет собственной жизнью вне иерархии сознания» (4).

В 1907 году Юнг приезжает в Вену, встречается с Фрейдом (они

проговорили без передышки тринадцать часов подряд), и тот провозглашает

Юнга «коронным принцем» и «наследником», но Фрейд при этом остается

«королем».

Психоанализ осваивается ими не просто как совокупность научных знаний;

врачующий должен сначала исцелиться сам, проходя курс анализа с учителем.

Техника психоанализа еще только вырабатывалась, «подопытными» были сами

психоаналитики. Так что на споры по теоретическим вопросам накладывались

эмоциональные конфликты. Фрейд, кстати, был какое-то время анализируемым у

Юнга, и внутренний разрыв ученика с учителем начался с того, что Фрейд, не

желая ронять свой авторитет, отказался сообщить Юнгу какие-то интимные

подробности своей жизни. В общем, отношения окрашивались в цвета семейной

драмы. Отсюда истерические припадки у терявшего сознание Фрейда, видевшего

в стремлении Юнга к самостоятельности нечто вроде потаенного желания

отцеубийства...

Вводя понятие коллективного бессознательного, Юнг должен был четко

отделить свою концепцию от фрейдовского бессознательного. Он отказывается

видеть причину чуть ли не всех неврозов в «эдиповом треугольнике», но не

отрицает значимости для психоанализа индивидуальной истории человека. В ней

имеются общие для всех людей «стадии роста». Неврозы появляются обычно в

кризисные переходные периоды (не только при переходе от детства к юности,

но и, например в сорок лет). Личностное бессознательной состоящее из

вытесненных «комплексов, забытых, либо никогда не преодолевавших порога

сознания представлений», - это результат жизненного пути человека.

Содержания коллективного бессознательного не просто никогда не входили

в сознание, «они никогда не были индивидуальным приобретением, но обязаны

своим появлением исключительно наследственности». Есть, по Юнгу, глубинная

часть пси-хики, имеющая коллективную, универсальную и безличную природу,

одинаковую для всех членов данного коллектива. Этот слой психики

непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Они

же существовали задолго до появления сознания и продолжают преследовать

свои «собственные» цели, несмотря на развитие сознания. Коллективное

бессознательное есть результат родовой жизни, которая служит фундаментом

духовной жизни индивида. Юнг сравнивал коллективное бессознательное с

матрицей, грибницей (гриб - индивидуальная душа), с подводной частью горы

или айсберга: чем глубже мы уходим «под воду», тем шире основание. От

общего - семьи, племени, народа, расы, то есть всего человечества - мы

спускаемся к наследию дочеловеческих предков. Как и наше тело, психика есть

итог эволюции. Психический аппарат всегда опосредовал отношения организма

со средой, поэтому в психике запечатлялись типичные реакции на

повторяющиеся условия жизни. Роль автоматических реакций и играют

инстинкты. Подобно любой другой науке, психология изучает не

индивидуальное, но всеобщее - универсальные закономерности психической

жизни необходимо открыть в индивидуальных проявлениях.

Не только элементарные поведенческие акты вроде безусловных рефлексов,

но также восприятие, мышление, воображение находятся под влиянием

врожденных программ, универсальных образцов. Архетипы суть прообразы,

праформы поведения и мышления. Это система установок и реакций, которая

незаметно определяет жизнь человека.

Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла. Она формирует

кристалл в растворе, выступая как поле, распределяющее частицы вещества. В

психике «веществом» является внешний и внутренний опыт, организуемый

согласно этим врожденным формам. Будучи «непредставимым», архетип в чистом

виде не входит в сознание. Подвергнутый сознательной переработке, он

превращается в «архе-типический образ», который ближе всего к архетипу в

опыте сновидений, галлюцинаций, мистических видений. В мифах, сказках,

религиях, тайных учениях, произведениях искусства спутанные, воспринимаемые

как нечто чуждое, страшное образы превращаются в символы. Они становятся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.