Рефераты. Развитие и взаимное влияние математики, философии и искусства






слишком заметное место заняли банальные коммерческие интересы. Основная же

проблема, более важная сегодня, чем когда-либо раньше, не упоминалась в

этих дискуссиях, а именно, как придать доступную для понимания форму

всем сложным взаимосвязям нашего современного мира, как сделать их

описание понятным и одновременно исчерпывающим. Чем сложнее ситуация, тем

более подходящим становится наглядное изображение.

Одна из основных возможностей для использования компьютерной графики,

и, в частности, взаимодействующих изображений открывается в науке и

образовании. Оказывается, что изображения, созданные компьютером,

позволяют дать самое удивительное и одновременно самое полное из всех

известных описание огромного множества математических формул. При этом еще

раз подтверждается идея, что кодирование информации в двумерной и (в

некотором смысле) трехмерной формах позволяет увидеть взаимосвязи,

которые даже представить себе было невозможно, глядя на отдельные

формулы. Помимо этого компьютер дает возможность экспериментировать;

математик может, например, исследовать влияние параметра на решение

задачи, контролировать результаты преобразований или находить предельные

значения бесконечных итерационных процессов; физик, скажем, может

исследовать, как влияют граничные условия на решение различных физических

задач, а химик - проанализировать пространственные структуры агрегатов

молекул.

Глава 9

ИСКУССТВО ЛИ ЭТО?

Каким же образом достигаются эта доступность для понимания и ясность

представления? Путеводную нить дают психология и эстетика теории

информации. Свой вклад в достижение этой цели вносят и гармоническое

размещение, и баланс, и симметрия - все принципы упорядочивания,

рассматриваемые в теории информации.

Ясно, что эти понятия применимы и к визуально наблюдаемым явлениям,

поскольку здесь используются те же принципы образного мышления, что и при

распознавания, анализе и описании различных объектов человеческим

мозгом. Кроме того, именно с этими формальными понятиями мы связываем

классический идеал красоты. Если произвольный набор данных представить,

скажем, с помощью компьютера в оптимальном для визуального восприятия виде,

то мы одновременно приблизимся и к характеристике Прекрасного.

Однако изучение современного искусства показало, что одного лишь

соответствия классическому определению красоты недостаточно для создания

произведения искусства. Наряду с этим должно быть нечто вызывающее

интерес, требующее сопричастности и заставляющее думать.

Из психологии теории информации известно, что подобные стимулы

возникают в основном благодаря “новизне”, т. е. тогда, когда перед

нашими глазами предстает нечто, как нам кажется, новое, чего мы раньше не

встречали.

Производимое эстетическое впечатление и вызываемое новизной удивление

- вот что роднит произведения искусства с изображениями, создаваемыми

наукой. Например, научная фотография - это отнюдь не прямое отражение

действительности, а скорее результат сложных оптических или даже

электронных преобразований, цель которых создать наиболее узнаваемый и

запоминающийся зрительный образ. Используя красители или поляризационные

фильтры в микроскопии, мы получаем нечто, ничего общего не имеющее с

реальной окраской объекта. Эти средства служат только для того, чтобы

сделать некоторые области более различимыми.

Конечно же, объекты исследования, например кристаллические

структуры, и сами по себе содержат все необходимое для распознавания их

характерных черт. Но лишь преобразование с помощью средств микроскопии

позволяет создать изображения, столь поразительно похожие на произведения

искусства. Природные формы как искусство эта концепция Эрнста Хеккеля

представляет собой выражение поразительной взаимосвязи между, казалось бы,

совершенно разными областями зрительного опыта. Видимо, настоящее

эстетическое удовольствие можно получить, путешествуя, скажем, по

поверхности кристалла с помощью микроскопа. В поле зрения попадают все

новые области, напоминающие какие-то ландшафты, и всегда можно еще больше

увеличить изображение, чтобы исследовать более глубокие пласты

структурных возможностей.

Во многих фрактальных картинах - “пейзажах” обнаруживается

удивительное сходство с картинами, наблюдаемыми под микроскопом. Группа

исследователей, занимающаяся их созданием, носит название “Комплексная

динамика”, что отражает научную сторону ее деятельности, но, и это

очень важно, свои графические изображения они назвали новым, созданным ими

термином “ИСКУССТВО ОТОБРАЖЕНИЯ”. Это синтетическое название выражает

одновременно и аналогичный опыт, накопленный вначале биологами и

красталлографами, использующими микроскопы, и впоследствии учеными,

работающими в различных областях естественных наук - от физики элементарных

частиц по астрономии.

Но между математикой и естественными науками есть существенное

отличие. Всегда можно сказать, что ученый фотографирует реально

существующие в природе структуры и выдает, в каком-то смысле, копии

природных объектов за произведения искусства. Но такое обвинение

невозможно предъявить математику. Использование компьютера может

внешне и напоминает использование микроскопа, но то, что мы с его помощью

получаем, представляет собой в чистом виде продукт человеческого разума и

не обязательно имеет аналоги в природе. Поэтому картины, которые

удалось получить группе “Комплексная динамика” - это вовсе не

исключительно удачный зрительный образ природы, напротив, их основное

содержание придумано авторами. Следует подчеркнуть, что эти рисунки

поражают подлинной новизной и обозначают проблемы, например комплексность,

исследование которых может оказаться плодотворным и полезным. Можно,

конечно, говорить, что темы компьютерных рисунков необычны для искусства,

что они интересуют только ученых и технологов и, стало быть, могут

рассматриваться как искусство лишь в рамках научно-технической субкультуры.

Но в этом обвинении начисто игнорируется тот факт, что проблематику

комплексных систем можно обнаружить в самой основе биологической жизни и

социальных систем, в происхождении Вселенной и даже в философии. То есть

в самом деле искусство, если следовать обычным определениям. И если его и

можно считать ненастоящим, то лишь по той причине, что оно создавалось

с помощью компьютера.

Глава 10

РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ИСКУССТВА

Искусство предполагает общение между художником и зрителями. В

идеальном случае - это замкнутый цикл: художник представляет зрителям

свою работу, вызывает их реакцию и использует ее как обратную связь,

учитывая, с целью быть лучше понятым, отклик зрителей в своей дальнейшей

работе.

Есть ли препятствия распространению компьютерной графики и

компьютерного искусства? Пока это были лишь рисунки, созданные

графопостроителем, главной проблемой были сомнения специалистов,

историков искусства, искусствоведов и, более всего, владельцев галерей.

Проблема заключалась в том, что компьютер может создать любое число

одинаково совершенных “оригиналов”, что может нанести ущерб бизнесу,

связанному с искусством. Затем было обнаружено, что некоторые из первых

работ, созданных компьютером, в полной мере уникальны и

невоспроизводимы. И их действительно стоило коллекционировать.

Сейчас ситуация сложнее. Связано это с тем, что изображения создаются

не графопостроителем, а на экране дисплея. С экрана они должны быть

“переписаны” и зафиксированы, скажем, с помощью неискажающей,

контролируемой компьютером, фотографии. Но здесь сразу же всплывают старые

оговорки, и вновь возникает дискуссия о том, может ли фотография быть

произведением искусства.

Есть и другие способы переноса изображений с экрана дисплея на бумагу

в неискаженном виде, в частности, с помощью струйных и лазерных принтеров

нового поколения. К сожалению подобная техника еще недавно была доступна

лишь немногим исследователям, и поэтому большинство новых результатов,

даже тех, в которых получены трехмерные образы с перспективой, остается на

слайдах или фотобумаге. Самые большие сложности возникают с движущимися

изображениями, которые нельзя выставить в галереях и которыми трудно

заинтересовать тех, кто торгует произведениями традиционного искусства.

Чтобы сделать эти произведения доступными для публики, нужно использовать

абсолютно новые средства, например те организации, которые имеют дело с

телевизионными изображениями типа библиотек видеокассет или телестанций.

Непонятно, что происходит: то ли просто слишком мал спрос на созданные

компьютером движущиеся образы, то ли всему виной медлительность средств

массовой информации, нежелание переключиться на новый путь?

Каким же способом может “компьютерный” художник представить свои

работы широкой публике? Простейший метод, как мне кажется, следовать

традициям галерей и выставлять вначале перенесенные на бумагу статические

изображения. А когда эти произведения будут признаны, откроются новые

возможности и для движущихся изображений. Впрочем, в последнее время, в

связи с внезапным взрывным ростом распространенности персональных

компьютеров, появляются возможности передачи подобных произведений

искусства в виде специальных файлов. Более того, такие файлы могут

содержать не обязательно графическую информацию, но просто “набор

коэффициентов” для воспроизведения картины по известному алгоритму.

Глава 11

ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

Разумная стратегия бизнеса и превосходное качество продукции не

помогут, если публика эту продукцию отвергает. Одной из причин, по которым

компьютерное искусство отвергается, может служить то, что оно создано с

помощью технически очень сложных устройств, которые сами попали нынче под

сильный перекрестный огонь. Выступление в защиту технологии (с целью

узаконить ее как творческий метод) наталкивается на необходимость решения

вопроса: “Не следует ли оградить искусство от вмешательства машин в

современном мире, тем более, что и сам по себе технологический процесс

вызывает определенные сомнения?” Ответ прост. Технология, необходимая

для компьютерного искусства, существенно отличается от используемых в

энергетике и промышленности, которые в основном и оказались под огнем

критики. Компьютер - это продукт информационной технологии, потребляющий

минимум энергии и материальных ресурсов. И нет причин ограничивать

применение систем обработки данных лишь наукой, технологией, бизнесом и

управлением, исключая сферу искусства.

Вопрос о замене традиционных методов творчества художника

электроникой или машинами не стоит. Напротив, имеет смысл использовать

все возможные средства, чтобы расширить возможности для самовыражения

художника. Искусство каждой эпохи пользовалось современными средствами,

чтобы придать форму тому новому, что появлялось в художественном

творчестве. При этом никогда не руководствовались только техническими или

практическими целями, существенную роль играли и способы общения людей

друг с другом. Почему же нельзя использовать компьютер - это

универсальное средство общения и получения информации, которое завоевывает

даже наши собственные дома - в качестве инструмента для создания

произведений искусства?

ИСТОЧНИКИ

1. Информационные каналы серверов 279.0 и 200.25 в системе 5020.

2. Х.-О. Пайтген, П.Х.Рихтер. Красота фракталов. Образы комплексных

динамических систем. “МИР”, 1993 г.:

3. Герберт В. Франке. Преломление науки в искусстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.