Рефераты. От сигнала к образу






всеобщими формами мышления, универсальными регулятивами познавательной

деятельности в целом.

6. Диалектико-материалистическая теория познания - не замкнутая, а

открытая, динамичная, постоянно обновляющаяся система. Осознавая свою

детерминированность общественно-исторической практикой, она сознательно

исходит из признания этого факта при объяснении самой себя и своей роли в

познавательном процессе. Она «критически и революционно» рефлектирует как

на породившую ее практику, так и на саму себя.

7. В разработке своих проблем теория познания опирается на данные всех

форм познавательной деятельности - в том числе на частные науки, исходя из

необходимости равноправного союза с ними. Материалистическая диалектика как

логика и теория познания перестала быть наукой наук, стоять над ними,

диктовать, что и как им делать в своей специфической сфере деятельности и

навязывать другим областям знания свои представления. При этом содержание и

проблематика теории познания должны всегда соответствовать современному

уровню развития и запросам естественных и социально-гуманитарных наук.

8. Гносеологические проблемы в западной

философии: современные подходы.

В условиях нынешнего философского плюрализма можно констатировать

стремление (в той или иной мере) к синтезу наиболее плодотворных

гносеологических идей и концепций, разработанных в русле разных (в том

числе и прямо противоположных) направлений, течений, школ и т. п. Однако

удельный вес гносеологических исследований, ориентированных на науку,

значительно больше, чем тех, которые ориентированы на ненаучные формы

отношения человека к миру. В первом случае речь идет атак называемых

сциентистских течениях – неореализм, постпозинтивизм (в особенности,

философия науки), аналитическая философия, структурализм и

постструктурализм и др. Во втором случае имеются в виду такие

антисциентистские течения, как экзистенциализм, философская антропология,

герменевтика, эволюционная эпистеманология, феноменология, различные

философско-религиозные направления. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Постпозивитизм – современная форма позитивистской философии,

вытеснившая логический позитивизм и связанная, прежде всего с такими

именами как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, Л. Фейербенд, М. Папани и др.

Если логический позитивизм имел дело главным образом со структурой

готового, «ставшего» знания, изучал его с позиций формальной

(символической) логики, то основной предмет постпозитивнстской гносеологии

– развитие знания в его целостности. При этом основным материалом, на

котором строится анализ механизмов роста, изменения знания является история

науки, а не только ее результаты, зафиксированные в соответствующих

формально - строгих языковых средствах.

Отсюда – стремление исторически, диалектически осмыслить познавательный

процесс: идея роста, развития знания (К. Поппер и его последователи),

положение о единстве «нормальной жизни» (количественный рост) и «научных

революций», скачков (Т. Куп), о взаимопроникновении, переходах

эмпирического и теоретического в познании, теории и практики и др.

Представители постпозитивизма убедительно доказали, что «чистых

фактов”, не затронутых какими-либо концептуальными положениями (как

полагали логические позитивисты) просто не существует, ибо научные факты

так или иначе, но всегда «теоретически нагружены». Кроме того, они

показали, что открытие нового знания и его обоснование – это единый

процесс: возникновение и развитие новой научной теории является в то же

время и ее обоснованием. Аналитическая философия включает в себя довольно

широкий спектр гносеологических идей. Ее представители-философы Рассел,

Винтенштейн, Остин, Куайн, Гемпель, Карнап и др. В качестве общих черт

данного течения можно выделить такие: перевод философско-гносеологических

проблем в сферу языка и решение их на основе анализа языковых средств и

выражений; подчеркивание важной роли анализа в познавательной деятельности

и стремление использовать этот метод для превращения философии в строгое и

аргументированное знание; размывание граней между философско-

методологическими, логико-гносеологическими, с одной стороны, и частно-

научными проблемами, с другой.

В современной аналитической философии все большее внимание приобретают

такие проблемы, как отношение наших концептуальных средств к реальности;

превращение анализа из цели философско-гносеологической деятельности лишь в

одно из ее познавательных средств; отказ от понимания анализа как жестко

связанного с какой-либо одной парадигмой знания: расширение самого понятия

«анализ», предметом которого могут быть любые проблемы; стремление

осмысливать последние с исторических, диалектических позиций и др.

Структурализм и постструктурализм исследовали философское и

гуманитарное знание. Если представители первого из названных течений

обращали главное внимание на структуру указанных видов знания (Леви-Строс,

Лакал, Фуко и др.), то постструктуралисты (Деррида, Делез и др.) пытались

осмыслить структуру и все «неструктурное» в знании с точки зрения их

генезиса и исторического развития. Оба названных подхода изучали специфику

и методы гуманитарного знания, общие механизмы его функционирования,

отличия от естественнонаучного познания, единство синхронного и

асинхронного в познании тех или иных социокультурных формообразований

(язык, искусство, литература, мода и др.). Если структуралисты полагали,

что при изучении подобных явлений, структура объективнее, важнее и

«первичнее» истории, то постструктуралисты склонялись к противоположному

выводу. Они стремились преодолеть агностицизм (неисторизм) своих

«философских родственников», выявить и проанализировать апории и парадоксы,

возникающие при попытке объективного познания человека и общества с помощью

языковых структур.

Вместе с тем представители постструктурализма считают, что

объективность, метод, научность не имеют значения и не выступают как

искомые цели познавательного процесса. Последний невозможен без включенного

в него субъекта, желания, воображение и других личностных качеств, играющих

важную роль в познании. Поэтому постструктуралистской субъект – это не

носитель и защитник знания в какой-либо его понятийно-концептуальной

форме, а «колдун, художник, ребенок, революционер» и т. п., задача которых

– любыми средствами прорваться к реальности, к уровню «бытия желания».

Герменевтика главное внимание сосредоточила на изучении особенностей

гуманитарного знания, способах его достижения и отличий от естествознания,

на выявлении сходства и различия познания (объяснения) и понимания (Бетти,

Хайдеггер, Хабермас, Рикер, Гадамер и др.). Так, Гадамер исходил из того,

что реально существуют различные способы отношения человека к миру, среди

которых научно-теоретическое освоение последнего – лишь одна из многих

возможных позиций человеческого бытия. Это значит, что способ познания,

связанный с понятиями науки и научного метода, не являются ни единственным,

ни универсальным. Истина познается не только (и не столько) с помощью

научного метода. Важнейшими способами ее раскрытия являются философия,

искусство и история («историческое предание»).

Гадамер отмечал, что философская герменевтика в качестве центральной

проблемы имеет понимание как таковое, а она сама есть универсальный аспект

философии. Ее основная задача – постижение «чуда понимания», которое

представляет способ существования познающего, действующего и оценивающего

человека, универсальный способ освоения мира. Оно неотделимо от

самопонимания интерпретатора и есть процесс поиска смысла («сути дела»).

Понимание человеком мира и взаимопонимание людей, согласно Гадамеру,

осуществляется в «стихии языка». Последний рассматривается как особая

реальность, внутри которой человек себя застает.

Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Гадамер

считает «историчность: их определенность местом, временем, конкретной

ситуацией, т. е. Постижения единичного, индивидуального на основе

всеобщего, закономерного. Социально-гуманитарные науки не могут механически

копировать методологию естествознания, а должны осторожно пользоваться ею с

учетом своеобразия их предмета и особенностей социального познания.

Заслугой Гадамера является всемерное подчеркивание диалогического характера

герменевтики как логики вопроса и ответа, стремление объединить «масштабы

философской герменевтики» с рационалистической диалектикой платоновско-

гегелевского типа.

Эволюционная эпистемология – направление в западной философско-

гносеологической мысли, основная задача которого – выявление генезиса и

этапов развития познания, его форм и методов в контексте эволюции живой

природы. Эволюционная эпистемология стремится создать обобщенную теорию

развития науки, положив в основу принцип историзма, и пытаясь опосредовать

крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма,

когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и

т. д. Фактически такой подход реализован в постпозитивистских моделях роста

и развития научного знания (Поппер, Тулмин, Кун и др.).

Один из известных и продуктивных вариантов рассматриваемой формы

эпистемологии – генетическая эпистемология швейцарского психолога и

философа Ж. Пиаже. В ее основе – принцип возрастания инвариантности знания

субъекта об объекте под влиянием изменений условий опыта. Пиаже, в

частности, считал, что эпистемология – это теория достоверного познания,

которое всегда есть процесс, а не состояние. Важная ее задача – определить,

каким образом познание достигает реальности, т. е. Какие связи, отношения

устанавливаются между объектом и субъектом, который в своей познавательной

деятельности не может не руководствоваться определенными методологическими

нормами и регулятивами. Одним из первых правил генетической эпистемологии

является, согласно Пиаже, «правило сотрудничества». Изучая, каким образом

возрастает наше знание, она в каждом конкретном случае объединяет

философов, психологов, логиков, представителей математики, кибернетики,

других наук.

9. Заключение.

В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас

происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих

познание: когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные

процессы), логики и методологии научного познания, истории науки,

науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в

изучение процессов познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры

на их достижения невозможно квалифицированно, успешно исследовать

философское познания. Однако сущность познавательного отношения к миру

является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с

анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к

действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения, и

само может быть понято только в контексте последнего.

10. Литература.

1. П.В.Алексеев, А.В.Панин. Теория познания и диалектика. – Москва:

Высшая школа, 1991. – 383 с.

2. Н. И. Губанов. Чувственное отражение: (анализ проблем в современном

свете). – М.: Мысль, 1986. – 239 с. – (Философия и естествознание).

3. Алексеев П. В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

4. Загадка человеческого понимания. М., 1991.

5. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

6. Познание в социальном контексте. М., 1994.

7. Рушквич М. И., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М.,1994.

8. Современные теории познания. М., 1992.

9. Теории познания: В 4 т. М., 1991-1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.