Рефераты. От сигнала к образу






е. чувственного и рационального. Ратуя за это сочетание, Бэкон, однако,

приоритет отдает опытному познанию.

Бэкон разработал свой эмпирический метод познания, каким у него

является индукция - истинное орудие исследования законов (“форм”) природных

явлений, которые, по его мнению, позволяют сделать разум адекватным

природным вещам. А это несть главная цель научного познания, а не

“опутывание противника аргументацией”. Важная заслуга Бэкона - выявление и

исследование глобальных заблуждений познания (“идолы”, “призраки” разума).

Важное средство их преодоления - надежный метод, принципы которого должны

быть законами бытия. Метод - органон (инструмент, орудие) познания и его

необходимо постоянно приспосабливать к предмету науки, но не наоборот.

Всю философию и гносеологию Р. Декарта пронизывает убеждение в

беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания, мышления и

понятийного усмотрения сущности вещей. Чтобы построить здание новой,

рациональной культуры нужна чистая “строительная площадка”. А это значит,

что необходимо сначала “расчистить почву” от традиционной культуры. Такую

работу у Декарта выполняет сомнение: все сомнительно, но несомненен сам

факт сомнения. Для Декарта сомнение - это не бесплодный скептицизм, а нечто

конструктивное, всеобщее и универсальное.

После того, как сомнение “расчистило площадку” для новой рациональной

культуры, в дело включается “архитектор”, т. е. метод. С его помощью и

предаются суду чистого разума все общепринятые истины, подвергаются

тщательной и беспощадной проверке их “верительные грамоты”, обоснованность

их претензий представлять подлинную истину.

По Декарту, разум, вооруженный такими средствами мышления, как интуиция

и дедукция, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности,

если только будет руководствоваться истинным методом. Последний есть

совокупность точных и простых правил, строгое соблюдение которых всегда

препятствует принятию ложного за истинное.

Правила рационалистического метода Декарта представляют собой

распространение на все достоверное знание тех рациональных способов и

приемов исследования, которые эффективно применяются в математике (в

частности, в геометрии). Это означает, что нужно мыслить ясно и отчетливо,

расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы, методически

переходить от известного и доказанного к неизвестному и недосказанному, не

допускать пропусков в логических звеньях исследования и т. л. Свой

рационалистический метод Декарт противопоставлял как индуктивной

методологии Бэкона, к которой относился с одобрением, так и традиционной,

схоластизированной формальной логике, которую подверг резкой критике. Он

считал необходимым очистить ее от вредных и ненужных схоластических

наслоений и дополнить ее тем, что вело бы к открытию достоверных и новых

истин. Таким средством и является, прежде всего, интуиция.

Продуктивным методом декартовской философии и гносеологии являются:

формирование идеи развития и стремление эту идею применить в качестве

принципа познания природы, введение в математику диалектики посредством

переменной величины, указание на гибкость правил своего метода познания и

на их связь с нравственными нормами и ряд других.

5. Проблемы познания в немецкой классической философии.

Основоположник немецкой классической философии Кант впервые попытался

связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности

людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта.

Основной для своей гносеологии вопрос - об источниках и границах познания -

Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений

(т. е. дающих новое знание) в каждом из трех главных видов знания -

математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном

познании истинно-сущего). Решение этих трех вопросов Кант дает в ходе

исследования трех основных способностей познания - чувственности, рассудка

и разума.

Несмотря на априоризм и элементы догматизма. Кант считал, что

естественным, фактическим и очевидным состоянием мышления является как раз

диалектика, ибо существующая логика, по Канту, Ни в коей мере не может

удовлетворить назревших потребностей в области решения естественных и

социальных проблем. В связи с этим он подразделяет логику на общую

(формальную) - логику рассудка и трансцендентальную - логику разума,

которая явилась зачатком диалектической логики.

Трансцендентальная логика имеет дело не только с формами понятия о

предмете, но и с ним самим. Она не отвлекается от всякого предметного

содержания, а, исходя из него, изучает происхождение и развитие, объем и

объективную значимость знаний. Если в общей логике основной прием - анализ,

то в трансцендентальной - синтез, которому Кант придал роль и значение

фундаментальной операции мышления, ибо именно с его помощью происходит

образование новых научных понятий о предмете.

Главные логические формы мышления Кант вяжет в категориях, образующих

в его учении определенную систему (таблицу). Хотя категории у Канта -

априорные формы рассудка, но это такие формы, которые являются всеобщими

схемами деятельности субъекта, условиями опыта, упорядочивающими его,

универсальными регулятивами познания.

Важную роль в развитии гносеологии и методологии сыграло учение Канта

об антиномиях. Он полагал, что попытка разума выйти за пределы чувственного

опыта в познании «вещи в себе», приводят его к противоречиям, к антиномиям

чистого разума. Становится возможным появление в ходе рассуждений двух

противоречащих, но одинаково обоснованных суждений, которых у Канта четыре

пары (например, «Мир конечен - мир бесконечен»). Попытка ввести

диалектический принцип противоречия в научно-теоретическое знание и сферу

практического разума было большим завоеванием кантовской философии.

Крупным этапом в разработке проблем теории познания стала философия

Гегеля. Он дал анализ важнейших законов, категорий и принципов диалектики,

обосновал положение о единстве диалектики. Логики в теории познания, создал

первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Гегель

выявил во всей полноте (насколько это можно было с позиций идеализма) роль

и значение диалектического метода в познании, подверг критике

метафизический метод мышления, обосновал процессуальный характер истины.

Если Кант в форме трансцендентальной логики представил лишь «неясный

абрис» диалектической логики, то Гегель вполне ясно, определенно изложил

содержание последней как целостную систему знания (логику разума). При этом

он нисколько не принижал роль и значение формальной (рассудочной) логики в

познании, а тем более не «третировал» ее. Вместе с тем Гегель отмечал

ограниченность (по не порок!) формальной логики, обусловленную тем, что она

рассматривает формы мышления в их неподвижности и различии, вне их

взаимосвязи и субординации.

Гегель подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив всего

предшествующего пути развития. Источником развития является противоречие,

которое есть не только «корень всякого движения и жизненности», но и

фундаментальный принцип всякого познания. Разрабатывая субординированную

систему категорий диалектики и выводя, их друг из друга по ступеням

логического восхождения познания от абстрактного к конкретному, Гегель

гениально угадал, что логические формы и законы не пустая оболочка, а

отражение объективного мира в его целостности и развитии.

Диалектика как Логика, теория познания и всеобщий метод не должны, по

Гегелю, содержать пустые, мертвые формы мысли и принципы, в нее должна

войти вся жизнь человека (и индивидуальная, и родовая). Он стремился

рассмотреть логику в качестве необходимого компонента практической

деятельности человека как общественного существа, который изменяет внешнюю

действительность, делает ее объективно-истинной. А это значит, что

исследование всеобщих закономерностей жизни человека, т. е. его

практической деятельности («добра», «волн») во всех ее формах является

ключом к разгадке тайны логических категорий, законов и принципов,

механизма их обратного воздействия на практику.

Гегель впервые включил практику (хотя и понимаемую им как абстрактно -

духовный труд) в рассмотрение гносеологических проблем, сделал ее ключевой

категорией своей логики. Последняя, резюмированная в диалектическом методе,

есть то средство, которое находится на вооружении субъекта, стоит на его

стороне не только как существа мыслящего, познающего, но и действующего,

преобразующего действительность. А это значит, что диалектика, как Логика и

теория познания принадлежит не только теоретической, но и практической

идее, служит (и должна служить) не только средством развития познания, но и

орудием «добра», «воли», «жизни»- практически-преобразовательной

деятельности.

Л. Фейербах, выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания,

подчеркивал взаимную связь чувственного сознания и мышления в процессе

познания, высказывал догадки об общественной природе последнего,

характеризовал объект познания в связи с деятельностью субъекта. Отмечая,

что диалектическому методу Гегеля не хватает жизненности оригинала, а его

логика - человеческое мышление, вытесненное за пределы человека, Фейербах

считает, что настоящая диалектика есть диалог не умозрения с самим собой,

но умозрения с опытом. Только в данном случае можно отличить содержательные

логические формы от только абстрактных элементов форм языка, ибо говорить -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.