Рефераты. Огюст Конт






воспринимает социальный интерес.

Преодоление этих опасностей разделения труда возможно благодаря

постоянной дисциплине, функции управления и соответствующей ей

исполнительской функции. Управление - это социальная функция, назначение

которой состоит в сдерживании и предупреждении «фатальной склонности к

основательному рассеиванию идей, чувств и интересов...» [там же, 605-606].

В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит в управлении не некую

добавочную, искусственную силу, призванную следить за соблюдением людьми

общественного договора и порядка, а естественную, необходимую функцию,

развившуюся самопроизвольно, вместе с самим обществом. Материальная,

интеллектуальная и моральная субординация неразрывно связана с разделением

труда; она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в

честность управляющих. «Нормальное» правительство - то, которое,

обеспечивая социальную сплоченность, в минимальной степени опирается на

материальную силу и в максимальной - на убеждение, согласие, общественное

мнение. Субординация подчиняется закону, согласно которому частные виды

деятельности осуществляются под руководством более общих видов

деятельности. Управление - самая общая из функций, и, таким образом, все

остальные социальные функции подчиняются ей.

Конт утверждает естественный, вечный и неустранимый характер

социальной иерархии и, соответственно, противоестественный характер идеи

социального равенства. Деление общества на классы вытекает из основного и

необходимого разделения управленческой и исполнительской функций. Конт

обозначает классы по-разному, но суть их сводится прежде всего к тому, что

они составляют две наиболее общие категории: руководителей и исполнителей.

В современном обществе две наиболее значительные категории - это патрициат

и пролетариат. Внутри них в свою очередь различаются более мелкие

социальные группы. Так, патрициат делится на банкиров, управляющих

капиталами, и предпринимателей, непосредственно управляющих работами.

Предприниматели в свою очередь делятся на промышленных и

сельскохозяйственных. Пролетариат также внутренне дифференцирован, хотя,

признавая это, Конт склонен подчеркивать его единство и однородность.

Конт чрезвычайно озабочен «печальной судьбой трудящегося класса»,

которого угнетают и грабят высшие слои. Его произведения полны теплых и

проникновеных слов о пролетариате, о его «возвышенных взглядах и

благородных чувствах». Пролетариев и женщин он считает естественными

союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоят на «общей

точке зрения») и стремится практически осуществить этот союз. В

проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не

раб, а служащий, и его зарплата становится жалованьем.

Будучи противником разделения властей на законодательную, исполнительную

и судебную, Конт вместе с тем резко разделяет власть на духовную и мирскую.

Это разделение реально и благотворно для общества, при условии

безоговорочного превосходства духовной власти над мирской. В средневековой

Европе духовная власть принадлежала священникам, а мирская -военным. После

Французской революции произошло полное поглощение духовной власти властью

мирской, которая перешла к политикам и юристам. В современную эпоху вместе

с торжеством позитивизма мирская власть переходит к «индустриалам», а

духовная - к «ученым» («философам», «социологам»), которых Конт считал

новыми «духовными владыками», новым «жречеством», вначале в фигуральном, а

затем в буквальном смысле. Функции этой категории, становящейся своего рода

кастой, в обществе, где восторжествует позитивизм, чрезвычайно сложны и

многообразны. Они не только советуют, освящают, регулируют, распределяют по

классам, судят, но и, будучи священниками нового культа, следят за мыслями,

поступками, чтением и даже за воспроизводством потомства.

Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни

Конт особое значение придает религии и морали. Эти две социальные сферы

окрашивают и пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и

т. д. Социальный вопрос для него прежде всего не экономический и не

политический по своей сути, а морально-религиозный. Движущая сила

деятельности - не интеллект, а чувство; чувство же в свою очередь

приводится в движение моралью и религией. Вот почему в «Системе позитивной

политики» социология растворяется в этих двух сферах. С помощью

«субъективного» метода разработка морали сливается с построением

социологии; все науки служат лишь подготовительной ступенью для морали,

которая трактуется как своего рода седьмая наука, находящаяся на вершине

иерархии наук [9, 438; 10, 49; 8, 231]. Характерное отождествление

фаталистски толкуемого социального закона и повелительной моральной нормы

хорошо видно в любопытном тезисе Конта, согласно которому социология должна

стремиться «постоянно представлять как неизбежное то, что проявляется

сначала как обязательное, и наоборот» [2, 491-492].

Одновременно социология становится средством учреждения Религии

Человечества. По Конту, в противовес протестантам и деистам, которые

атаковали религию именем Бога, позитивисты «должны окончательно упразднить

Бога именем религии».

Религиозно-нравственное начало пронизывает у Конта и такой институт, как

собственность. Он был сторонником частной собственности и права

наследования имущества. Но вместе с тем он постоянно подчеркивал

«социальную природу собственности» и ответственность собственника перед

обществом за то, как он ею распоряжается.

В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту,

радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения

в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря

прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие

порядка».

8. Социальная динамика

Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно

только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет

отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тему,

что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим

накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения

общества и человечества и включения социологии в «позитивную теорию

человеческой природы» теория прогресса Кон-га в основе своей является

антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из

врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех

отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою

физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...» [там же, 364].

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту

счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше

заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимизма, так как

она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории

«органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность

нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта

изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер

прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в

пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени.

Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние

общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так

как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно будущим» [там же,

336].

Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно подчеркивает

преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих поколений

на последующее развитие. В «Позитивистском катехизисе» он утверждает:

«Живые всегда, и все более и более, управляются умершими:

таков фундаментальный закон человеческого порядках». С этим утверждением

перекликается его тезис о том, что человечество в гораздо большей степени

состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в случае

«бунта живых против мертвых».

Главный закон социального прогресса у Конта - это закон трех стадий. Все

общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую,

метафизическую и позитивную стадии.

В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период);

затем - в богов (период политеизма); наконец - в единого Бога (период

монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны.

Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным.

В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и

основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть,

принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей

законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но

она становится преимущественно оборонительной.

Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными»,

мирское - «индустриалами». Основным видом деятельности становится

индустрия, которая носит мирный характер.

По Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться

сразу после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь

разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. В известном смысле

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.