Рефераты. Огюст Конт






«объективного» метода: он обосновывает включенность человеческого и

социального мира в общую систему мироздания, подчиненность человеческих дел

естественному ходу вещей и ориентацию социологии (в принципе находящейся на

вершине иерархии наук) на естественные науки как на более зрелые и ранее

приблизившиеся к позитивному состоянию.

Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй

половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как

четырехтомная «Система позитивной политики, или Социологический трактат,

учреждающий Религию Человечества» (1851-1854), «Позитивистский катехизис»

(1852) и «Субъективный синтез» (1856). В это время Конт обосновывает

преимущественно «субъективную» точку зрения и «субъективный» метод. На

первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и

социальной жизни, воплощенные в понятии «сердце». Соответственно главным

объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным

потребностям человека: мораль и религия. Если на предыдущем этапе Конт

предпочитал использовать понятия «позитивная философия», «позитивный дух»,

«рациональная позитивность», то в это время он уже чаще говорит о

«позитивизме» как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы

подчинены моральным, религиозным и политическим. Теоретическая перспектива

меняется: если в «Курсе» Конт подчеркивает «естественный» характер

социальных законов, необходимость познания их и подчинения им, то теперь,

наоборот, он, в соответствии с «субъективной» точкой зрения, рассматривает

социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека. В этот

период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях:

моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-

политических проектов.

Существуют две точки зрения на соотношение отмеченных периодов в

творчестве французского мыслителя. Одни аналитики считали, что третий

период противостоит первым двум и означает решительный отказ от исходных

научно-теоретических позиций. Иными словами, Конт как создатель новой

религии и утопических проектов не имеет ничего общего с Контом - создателем

позитивистского научного мировоззрения. Такой точки зрения придерживались,

в частности, известные приверженцы контовского позитивизма француз Эм.

Литтре и англичанин Дж. Ст. Милль. Они вдохновлялись идеями «Курса

позитивной философии». Когда же, по их мнению, автор порвал с этими идеями,

они порвали с их автором.

Другие, в том числе сам Конт, рассматривали третий период как

естественное и логичное завершение первых двух. С этой точки зрения три

периода выражают не эволюцию и, тем более, не коренное изменение взглядов,

а различные этапы реализации одного и того же замысла, того, который был

сформулирован еще в «опускулах». Тех своих сторонников, которые признавали

и «Курс» (II период) и «Систему позитивной политики» (III период), он

считал «полными» позитивистами; тех же, кто был сторонником только «Курса»

- «неполными».

Тем не менее, отрицая поворот в содержании своих воззрений, Конт в то же

время признавал изменение своей социально-интеллектуальной роли (от ученого

- к проповеднику новой религии), говоря, что «променял карьеру Аристотеля

на карьеру святого Павла...» [1, XXIII].

Независимо от того, как оценивать соотношение между различными периодами

и частями контовского учения, несомненно, что в нем переплетались и

проникали друг в друга научные и вненаучные элементы. Но задача истории

социологии - изучить прежде всего научные элементы, исходя из тех

критериев, которые были выделены в первой лекции. Это те стороны доктрины

Конта, которые в дальнейшем получили продолжение не в морали или религии,

не в политике или социальных движениях, а в социологии как науке.

2. Идейные истоки

Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает

Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой

науки, а человека - как животное политическое.

Взгляды Конта на вклад различных мыслителей в создание социологии

изложены, в частности, в 47-й лекции его «Курса» [2, 225-286].

Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта или высоко им

ценимых следует отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма,

Кондильяка, а также видных естествоиспытателей прошлого. Первую

значительную попытку целостного, основанного на «духе универсальности»

рассмотрения социального развития Конт находит у Боссюэ. Конт испытал

влияние либерального направления в политической экономии, главным образом

Адама Смита и Жан-Батиста Сэя. У Адама Смита, «прославленного и

рассудительного», он отмечает глубокий анализ разделения труда. «Мудрый»

Тюрго, несомненно, также повлиял на контовское представление о прогрессе и

предвосхитил его закон «трех стадий», разделив культурный прогресс

человечества на три стадии: религиозную, спекулятивную и научную.

Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервые

распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и

показал, что эти явления подчинены действию естественных законов. Конт

признает важный вклад Гоббса в становление социальной науки. Но особенно

высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых противостояли друг другу: де

Местра и Кондорсе. Стремясь соединить и примирить традиционализм и

либерализм, консервативный и революционный дух, он рассматривает концепции

обоих мыслителей как взаимодополнительные. Главный социальный лозунг Конта:

«Порядок и прогресс» - опирается на идею порядка у де Местра (и других

традиционалистов, особенно де Бо-нальда) и идею прогресса у Кондорсе,

которого он считал своим «духовным отцом».

Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт это

решительно отрицал. Трудно найти у Конта такую идею, которая в какой-то

форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится, в

частности, к таким важным для Конта положениям, как различие «критических»

и «органических» периодов в развитии общества; идея прогресса; значение

науки, в особенности социальной, в современную эпоху; роль индустриализма и

«индустриалов» в современном и будущем обществе и т. д. Можно сказать, что

собственно идея социальной реальности, ключевая для становления социологии

как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Даже

само выражение «позитивная философия» последний использовал еще в 1808 г.,

т. е. задолго до основателя позитивной философии. У него же мы встречаем и

тезисы (впоследствии развитые Контом) о том, что «наука о человеке»,

«социальная физика», или «социальная физиология», - это часть общей науки;

она должна базироваться на наблюдении и ее методы должны быть теми же, что

и методы естественных наук. Еще до Конта Сен-Симон в «Письмах женевского

обитателя» (1803) указывает на аналогию между социальным телом и

биологическим организмом [3, 130]. Сам жизненный и творческий маршрут Конта

от проповедника новой науки к проповеднику новой религии в известном смысле

повторил маршрут Сен-Симона, в деятельности которого также различаются три

периода: научный, социально-реформаторский и период чувства и веры, в

который он разрабатывал «новое христианство».

Но было бы ошибочным считать Конта простым продолжателем Сен-Симона. Во-

первых, между ними существуют определенные теоретические и социально-

практические расхождения. Сен-Симон делает основной акцент на проблеме

социального прогресса; Конт, также веря в прогресс, большее значение

придает проблеме социального порядка. Конт - сторонник концентрации и

централизации политической власти, социальной иерархии и субординации; Сен-

Симон, наоборот, предсказывает и обосновывает исчезновение государства и

доказывает фундаментальное равенство между людьми. Утверждая значение

интеллектуальной реформы как необходимого условия реформы социальной, Конт

упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что тот хочет лечить болезнь,

природу которой еще не изучил. Во-вторых, и это самое главное, идеи Сен-

Симона выражены в зародышевой, неразвернутой форме, это часто лишь

отдельные высказывания, наброски концепций, но не сами концепции. У Конта,

наоборот, те же идеи представлены в виде развернутых, систематических

концепций и теорий.

В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции:

просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский

рационализм (даже в якобинском культе Разума он видел предвосхищение

позитивизма) и средневековый католицизм. В последнем ему особенно

импонировала идеология социально-иерархической и наднациональной структуры.

Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую.

Он стремится устранить Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как

человек, в его интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее,

рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для

обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту, нужны новые

интеллектуальные основания. Поэтому создание позитивизма как синтетической

мировоззренческой системы он начинает с пересмотра этих оснований.

3. Позитивизм как обоснование науки

Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному,

критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в

действительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что

было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.