импульсам». В действительности они постоянно участвуют в общем развитии,
как правило, не задумываясь над этим. Будучи социальным реалистом, Конт
постоянно подчеркивает примат общества над индивидом, иногда в весьма
резких выражениях. Слова «личность», «личный» часто носят у него
уничижительный оттенок.
Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к
системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он
постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость
ее частей, отмечая «воздействия и обратные воздействия, которые непрерывно
оказывают друг на друга любые разнообразные части социальной системы...»
[там же, 324]. Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но
живым системам, особенно социальным, оно присуще в наивысшей степени. По
Конту, общество основано на фундаментальном консенсусе (согласии) и
преемственности; собственно, это одно и то же качество, взятое в первом
случае -- в пространственном, во втором - во временном аспектах.
Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как максимальная
сложность и, вследствие этого, наибольшая неупорядоченность и изменчивость;
активность; спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным
порядком.
Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность, которая
характерна и для других пионеров социологической мысли: это неразличение
общества и человечества. Общество рассматривается как человечество в
миниатюре, а человечество - как расширенное до предела общество. При этом
человечество трактуется как подлинная, высшая и самая «реальная» социальная
реальность. Конт исходит из концепции «расширяющегося общества», имеющего
своим пределом человечество; он утверждает, что существует постоянная
тенденция к образованию «все более обширных ассоциаций». Структура и
развитие общества в конечном счете определяются «фундаментальными законами
человеческой природы», а социология включена в «позитивную теорию
человеческой природы».
Неразличение общества и человечества усиливалось верой в универсальный
прогресс и эволюционистским представлением, в соответствии с которым все
общества неизбежно проходят в своем развитии одни и те же фазы. Достаточно
изучить наиболее «передовые» общества, чтобы понять путь, по которому
раньше или позже пойдет все человечество. Поэтому Конт выбирает и
рассматривает в каждой значительной исторической эпохе «элиту, или авангард
человечества» [6; З], прослеживает судьбы «избранного» народа, который
несет эстафету цивилизации и передает ее другому. Начиная с нового времени
он изучает только западные европейские нации (а с XVII в. - прежде всего
Францию), так как, с его точки зрения, их историческим путем неизбежно
пойдет все человечество.
Здесь контовская позиция близка гегелевской философии истории, с одной
стороны, и эволюционизму Маркса и Спенсера - с другой. Хотя Конт и
утверждал в «Курсе», что этапы социального развития невозможно
перепрыгнуть, впоследствии он говорил, что цивилизованные нации должны
будут помочь промчаться без остановок на отдельных фазах развития менее
цивилизованным народам, отставшим братьям.
Таким образом, у Конта общество и человечество рассматриваются не только
как однопорядковые явления, но и как явления тождественные по сути, хотя и
различные по объему. Во-первых, человечество рассматривается как
максимальное по объему общество. Во-вторых, некоторые общества в
определенные исторические периоды выступают как представители всего
человечества, прокладывающие для него маршруты его дальнейшего движения.
Подобная позиция имела двойственное теоретическое значение. С одной
стороны, она содержала понимание реального единства человечества, тождества
или сходства многих социальных признаков у различных народов. С другой -
она приводила к упрощенному взгляду на пути развития различных обществ и к
игнорированию их своеобразия. Смешение общества и человечества,
социальности и человеческой природы означало сведение социологии к своего
рода антропологии и психологии, что противоречило исходному замыслу Конта
создать социологию как особую науку.
6. Метод: «объективная» и «субъективная» социология
Для понимания трактовки социологии Контом важно иметь в виду, что в его
творчестве переплетались две различные этики: научная, с одной стороны,
социально-практическая (реформаторская, религиозная, моралист-ская,
политическая, педагогическая и т. п.) - с другой. Первая из них преобладала
в период создания «Курса позитивной философии», вторая -в период написания
«Системы позитивной политики». Противоречивость этих двух этических
ориентации порождала противоположность ряда теоретико-методологических
постулатов. С одной стороны, Конт провозгласил подход к социологии как к
объективной, строгой и беспристрастной науке, основанной на наблюдении и
свободной от всяких предвзятых концепций. С другой - социология, как и
позитивизм в целом, оказалась для него не просто наукой, но больше чем
наукой. Это для него мировоззрение, призванное практически преобразовать
всю социальную жизнь, включая политику, мораль, религию и т. д. Характерно
в этом отношении, что «Система позитивной политики» - это «Социологический
трактат, учреждающий Религию Человечества».
Противоречивость позиций Конта-ученого и Конта-реформатора и пророка в
полной мере проявилась в его трактовке метода социологии.
В целом Конт подчеркивает неотделимость метода науки от ее предметных
теорий. Вместе с тем он отмечает, что «в наше время метод является более
существенным, чем сама доктрина» [4, 73]. В период создания «Курса
позитивной философии», когда Конт руководствовался научной этикой, он
обосновывает беспристрастный и объективный подход к исследованию социальных
явлений, свободный от оценок, сформировавшихся вне науки. В это время он
рассматривает социологию как элемент общей системы научного знания и
разрабатывает рациональный, «объективный» метод социальной науки. Когда же
Конт становится пророком новой религии, он разрабатывает главным образом
«субъективный» метод и осуществляет так называемый «субъективный синтез».
Сам он указывал, что в «Курсе» разрабатывал «объективный» метод, «постоянно
восходя от мира к человеку», а в «Системе позитивной политики» отвел
главное место «субъективному» методу, «единственному источнику всякой
полной систематизации, где мы постоянно нисходим от человека к миру» [7,4].
В итоге в его творчестве, по существу, присутствуют две социологии:
«объективная» и «субъективная». Рассмотрим поочередно каждый из этих двух
подходов Конта к социологической методологии.
В «объективной» социологии Конт исходит из того, что она должна
применять общенаучные методы, специфическим образом применять методы,
используемые в других науках, и, наконец, использовать свои собственные
методы и приемы. Как и в других науках, в социологии необходимо применять
индукцию и дедукцию, но первый метод в ней предпочтительней второго. Однако
сам Конт использовал главным образом дедуктивный метод. Как и в биологии,
здесь в процессе исследования надо продвигаться от целого к частям, от
системы к элементам, а не наоборот.
Еще в 1825 г. Конт определял «социальную физику» как «науку, которая
имеет своим объектом изучение социальных явлений, рассматриваемых таким же
образом, как и явления астрономические, физические, химические и
физиологические, т. е. как подчиненные неизменным естественным законам...»
[8, 150]. Он критикует исследователей, которые в великих исторических
событиях «видят только людей и никогда не видят вещей, толкающих их с
неодолимой силой» [там же, 94].
В противовес метафизической методологии, основанной на подчинении
фактов воображению и претендующей на абсолютные объяснения, позитивная
социальная наука основана на наблюдении постоянных связей между фактами.
У Конта обнаруживаются два смысла слова «наблюдение»: широкий и узкий.
В широком смысле («общее искусство наблюдения») оно представляет собой
универсальный подход, характеризующий позитивную методологию и
противостоящий произвольным конструкциям. В известном смысле все методы
социологии являются разновидностями этого наблюдения. В узком смысле
наблюдение составляет один из трех главных методов науки, применяемых в
социологии, которые суть «чистое наблюдение»; эксперимент; сравнительный
метод
Говоря о наблюдении, Конт подчеркивает, что ему должна предшествовать
выработка какой-то общей теории. Всякое изолированное, чисто эмпирическое
наблюдение бесплодно и недостоверно: в этом случае наблюдатель чаще всего
даже не знает, что он должен рассматривать в данном факте. Наука может
пользоваться только теми наблюдениями, которые, хотя бы гипотетически,
привязаны к какому-нибудь закону [2, 418-419].
Конт различает точность и достоверность социального факта и отмечает
ошибочность смешения этих понятий. Именно достоверность - главная задача
социологии, и в этом отношении она не уступает другим наукам. Любопытно,
что основатель позитивизма был противником применения количественных
методов в социологии, тогда как применение именно этих методов
воспринималось как отличительная черта позитивистской социологии в XX в. В
этом - одно из проявлений чрезвычайной многоликости и противоречивости
позитивистской доктрины; собственно, сохранив одно название, она давно
перестала быть чем-то единым.
Второй «объективный» метод исследования - эксперимент. Конт отмечает,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7