Рефераты. Общество. Понятие, структура, виды общества






Ценности находятся в определенных отношениях с другими компонентами

культурной системы — эмпирическим знанием, системами экспрессивных символов

и конститутивными символическими структурами, образующими ядро религиозных

систем.

Подсистемы общества

Общество делится на четыре основные подсистемы (как показано в

таблице). Так, подсистема сохранения и воспроизводства образца

преимущественно касается отношений общества с культурной системой и через

нее с высшей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема

— отношений с личностными системами индивидов; адаптивная, или

экономическая, подсистема — отношений с поведенческим организмом и через

него с материальным миром. Эти различения носят наиболее явственный и

наиболее важный характер применительно к обществам, далеко продвинутым по

шкале модернизации.

Ядром общества как разновидности социальной систолы является четвертый

компонент — его интегративная подсистема. Поскольку мы интерпретируем

социальную систему как интегративную для систем действия в целом, то особое

внимание надо уделять тому, как она обеспечивает или, наоборот, не

обеспечивает различные порядки и уровни внутренней интеграции. Эта

интегративная подсистема общества будет называться социетальным

сообществом.

Возможно, самой общей функцией социетального сообщества является

сочленение системы норм с коллективной организацией, обладающей единством и

внутренней логикой.

Таблица - Общество (или более обобщенно — социальная система)*

|Подсистемы Структурные Аспекты процесса Основная функция компоненты |

|развития |

|Социетальное|Нормы |Включение |Интеграция |

|сообщество | | | |

|Воспроизводс|Ценности |Генерализация |Воспроизводство |

|тво образца | |ценностей |образца |

|или | | | |

|фидуциарная | | | |

|подсистема | | | |

|Политика |Коллективы |Дифференциация |Целедостижение |

|Экономика |Роли |Повышение |Адаптация |

| | |адаптивного | |

| | |потенциала | |

* В этой таблице предпринята попытка представить в несколько более

развернутом виде четырехфункциональную парадигму применительно к обществу

или любом другой разновидности социальной системы, играющей роль

интегративнои подсистемы в общей системе действия. Социетальное сообщество,

занимающее в данном анализе место главной подсистемы, помещено в левую

колонку, остальные три следуют за ней. Во второй колонке этому набору

соответствуют выделенные по тем же функциональным критериям четыре основных

структурных компонента социальных систем. Третья колонка содержит

соответствующую классификацию аспектов динамических процессов, происходящих

в социальных системах, эти категории будут широко использованы в

последующем анализе. Наконец в четвертой колонке повторены обозначения

основных функции.

Важно не допускать трактовку структуры социентальных норм как

монолитной целостности. Поэтому аналитически различаются четыре ее

составляющих, хотя в конкретной реальности они в высшей степени перемешаны

между собой. Различения касаются оснований обязанностей и прав, а также

характера санкций за нарушение норм и вознаграждений за их соблюдение или

за высокий уровень их исполнения.

Ядро: социетальное сообщество

Центральное понятие — социетальное сообщество звучит несколько

непривычно, вероятно из-за того, что проблемы, охватываемые им, обычно

обсуждаются в терминах политики или религии, а не в социальном плане.

Основная функция этой интегративной подсистемы состоит в том, чтобы

определять обязательства, вытекающие из лояльности по отношению к

социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных

категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества. Так, в

большинстве современных обществ готовность к военной службе является

проверкой лояльности для мужчин, но не для женщин. Лояльность состоит в

готовности откликнуться на должным образом «обоснованный» призыв, сделанный

от лица коллектива или во имя «общественного» интереса или потребности.

Нормативная проблема состоит в определении тех случаев, когда подобный

отклик устанавливает обязанность. Обычно от имени и в интересах

социетальной лояльности выступают государственные органы, они же следят за

выполнением соответствующих норм.

Особую важность представляют отношения между лояльностями подгрупп и

индивидов по отношению к социетальному коллективу, то есть всему обществу,

и по отношению к другим коллективам, членами которых они являются.

Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевой

плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение

ролевого плюрализма является важной составляющей процессов дифференциации,

ведущих к становлению общества современного типа. Поэтому одной из

значительных проблем интеграции, стоящих перед социетальным сообществом,

является проблема регулирования лояльностей его членов по отношению к нему

самому и к другим различным коллективам.

Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть

взаимопроникаюших коллективов и коллективных лояльностей, систему, для

которой характерны дифференциация и сегментация. Так, семейные ячейки,

деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т.

п. отделены друг от друга (дифференцированы) К тому же каждый такой тип

коллектива состоит из множества конкретных коллективов, например из

множества семей, каждая из которых насчитывает лишь несколько человек, и из

многих локальных сообществ.

Лояльность по отношению к социетальному сообществу должна занимать

высокое место в любой устойчивой иерархии лояльностей и потому является

предметом особой заботы всего общества.

С иерархической точки зрения нормативное упорядочение социетального

сообщества в терминах членства подразумевает существование

стратификационной шкалы — шкалы признаваемого и легитимизированного (в той

мере, в какой усвоены нормы и ценности) престижа входящих в это сообщество

в качестве его членов коллективов, отдельных лиц, а также статусов и ролей,

распространенных в этом сообществе.

Положение коллектива или индивида в стратификационной системе

измеряется уровнем его престижа или способностью оказывать влияние

Последнее рассматриваеся как одно из обобщенных символических средств

социетального взаимообмена, наряду с деньгами и властью Оно состоит в

способности добиваться от других социальных агентов желаемых решений, не

предъявляя им в качестве соблазна какого-то ценного quid pro quo и не

угрожая им какими-либо пагубными последствиями. Это влияние должно

действовать через убеждение объекта воздействия в том, что то решение,

которое внушает ему субъект влияния, означает действие в интересах

коллективной системы, с которой оба они солидарны.

Социетальное сообщество и воспроизводство образца

Основания культурной легитимизации трансцендентны по отношению к

конкретному и случайному характеру интересов, влияния и солидарности,

выступая на социетальном уровне в виде ценностных приверженностей.

Нарушение ценностных обязательств определяется как совершение нелегитимного

деяния; наоборот, следование долгу является делом чести и совести, которые,

в свою очередь, не могут быть представлены без понятий бесчестия и вины.

Ценностные системы включают в себя категорию обязательств перед

«ценностно обоснованными объединениями», солидарность в рамках легитимных

коллективных взаимодействий и предприятий. Какие объединения являются

ценностно обоснованными, это по-разному решается в конкретных общества.

Ha уровне культуры в качестве соответствующего аспекта ценностей

выступает то, что принято называть моралью. Мораль предполагает оценку

объектов опыта в контексте социальных отношений. Моральный поступок есть

реализация культурной ценности в социальной ситуации, включающей

взаимодействия с другими субъектами. Коль скоро речь идет о взаимодействии,

здесь должны присутствовать стандарты, взаимно обязательные для его

участников.

Моральные ценности — не единственный компонент ценностного содержимого

культурной системы. Существуют другие, например эстетические,

познавательные или собственно религиозные ценности.

Социетальное сообщество и политика

Влияние и ценностные приверженности действуют по принципу

добровольности, через убеждение и апелляцию к чести и совести. Однако ни

одна крупная и сложная социальная система не сможет выжить, если согласие с

большей частью ее нормативных оснований не будет носить обязательного

характера, то есть если к непослушанию не будут применяться по ситуации

негативные санкции. Такие санкции отчасти и предупреждают непослушание тем,

что «напоминают» добропорядочным гражданам об их обязанностях и служат

наказанием для нарушителей. Социально организованное и управляемое

применение негативных санкции, включая угрозу их применения в случаях,

когда подозревается наличие намерения ослушаться, называется функцией

принуждения.

Среди специальных органов, действующих в этом направлении, важное

место принадлежит судам и юридической гильдии. Сложный нормативный порядок,

однако, нуждается не только в принуждении, но и в авторитетной

интерпретации. Очень часто судебные системы вынуждены сочетать в особых

случаях определение обязательств, наказаний и пр. с интерпретацией значения

норм, что подчас является довольно значительной проблемой.

В терминах принятой аналитической схемы политика включает не только

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.