Рефераты. Общество. Понятие, структура, виды общества






«элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления,

будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.

Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно

поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера

упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле,

выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамического

равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень упорядоченности,

используя содержащиеся во внешней среде вещество, энергию и информацию для

собственного функционирования и развития.

Приведенное понятие структуры разделяется многими исследователями.

При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль

структуры в формировании целостных свойств системы. Так, отмечая, что

система являет собой множество взаимосвязанных элементов, выступающих как

определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства

объекта как целого определяются по только и не столько свойствами его

отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми

интегративными связями рассматриваемого объекта».

Для понятия структуры,— пишет В. С. Тюхтин,— специфичен особый и в то

же время универсальный тип отношений—отношения «порядка, композиции

элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую

упорядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуре

три уровня: зависимости между свойствами компонентов системы, между

свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных,

интегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность,

проявляется в совокупности законов данной области явлений».

«Структура, объединяющая элементы и свойства объекта,— отмечает М. И.

Сетров,— выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этот

закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому,

как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов,

вещь будет оставаться такой, как она есть».

В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя

организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это

совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и

любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система

в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической

структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей

структуры, структуры, господствующей в обществе.

Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются

люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее

центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные

отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни —

экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда

наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества —

экономической структуры, социально-политической структуры, структуры

духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает

своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и

определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.

Структура общественной системы выступает но только как отношения

людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни —

экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения

других общественных сфер — это тоже элементы структуры.

Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя

забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,

такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,

порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических

процессов и т. д.

Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к

средствам, производства, то ость в формах собственности, которые

представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может

выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия,

распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют

место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К

примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными

формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.—

находятся в определенной связи, отношениях.

Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим,

политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем

революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.

д.

Говоря о том, что структура общественной системы многообразна,

проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать

из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и

каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете

проявляется через людей.

2.2 Основные элементы структуры общества

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые

человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые

и регуляторные механизмы.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты

социальной деятельности можно разделить на два класса:

1. Вещи, "орудия" с помощью которых люди оказывают воздействие на

окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди

осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде

путем её вещественно-энергетической переделки,

целенаправленного преобразования.

2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы

служат не непосредственному изменению реальности, а изменению

наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание,

стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на

отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать

в себе особым образом закодированную информацию, служить

средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям

согласовывать цели своей коллективной деятельности.

Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы,

чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать

это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку"

становясь материальными проводниками, "перевозчиками

смысла".

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают

целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное

системное образование-общество. Для его существования необходима сложная

совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

[pic]

Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми

называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в

процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при

разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и

средств их создания. Подобные отношения, между владельцами земли, станков и

пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл

производственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в

организации общественной жизни людей.

2.3 Человек — универсальный компонент общественной системы

Всякая система, целое представляет собой органическое единство и

взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно

сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с

системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня,

различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система

является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с

другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или

иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть

(компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему,

выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т.

д.).

Э. С. Маркарян всю совокупность компонентов социальной системы

подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое место

ставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,— для

понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве

целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех

качественно различных точек зрения:

1) с точки зрения субъектов деятельности, отвечающей на вопрос,

кто действует;

2) с точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей

установить, на что направлена деятельность, где она

осуществляется;

3) с точки зрения способа деятельности, призванной ответить на

вопрос, как, каким образом осуществляется человеческая

деятельность».

Что касается внечеловеческих компонентов, то они членятся Э. С.

Маркаряном опять-таки на два класса. Один класс охватывает «различные сферы

и виды деятельности» (экономика, политика, наука, воспитание и т. д.),

другой класс — различного рода проявления культуры как «специфического

способа человеческого существования» (орудия труда, обычаи, социальные

институты и т. д.).

Это деление не лишено смысла, поскольку па самом деле кроме людей в

социальных системах имеют место и компоненты иного рода.

Что касается экономики, политики, науки и воспитания, то, на наш

взгляд, их никак нельзя отнести к «внечеловеческим компонентам». Это сферы

общественной жизни, проявления именно человеческой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.