Рефераты. Логический метод Гегеля






Логический метод Гегеля

Государственный морской технический университет

кафедра философии

Логический метод Гегеля.

Опыт прочтения первого тома «Энциклопедии философских наук»

Выполнил: Степанов И. Э.

1998 г.

Содержание

Введение 3

1. Значение метода в философии Гегеля 6

2. Три сферы логического 11

3. Триада в развитии 19

4. Гегель и мистика 22

Заключение 26

Приложение. План-оглавление «Малой логики» 27

Литература 29

Введение

Философская система Гегеля, бесспорно, принадлежит к числу величайших

достижений мировой философской мысли. Представляя собой высшую точку в

развитии немецкой классической философии, гегельянство по своей научной

значимости может быть сравнимо лишь с грандиозными системами античности -

неоплатонизмом, системой Аристотеля. Гегель не отбрасывает, а развивает и

обобщает - «снимает» - наработки всех предшествующих античных и европейских

мыслителей от ионийских натурфилософов до Канта, и таким образом подводит

черту под двумя тысячами лет истории философии. Он претендует на

абсолютность своей системы, на последнее слово в истории, и нужно сказать,

что эти претензии совсем не беспочвенны. С Гегелем можно спорить, но

игнорировать его нельзя.

Став философской классикой, творчество Гегеля отнюдь не потеряло

актуальности. Идеологическая борьба XX века теснейшим образом связана с

осмыслением гегельянства, попытками его использования, спорами с ним. Некий

современный исследователь даже склонен обозначать холодную войну как

«великое противостояние Востока и Запада» «по вопросу интерпретации

философии истории Гегеля»[1]. По крайней мере, на русскую идеологию влияние

Гегеля неоспоримо. Общеизвестно, что его учение в «снятом» виде входит в

марксизм, и Ленин перед революцией (конец 1914 г.) видит свою задачу именно

в том, чтобы избавиться от господствующих вульгарно-механистических, не-

гегельянских пониманий марксистской теории, вернуть марксизм к его истокам,

к диалектике. Читая «Науку логики», он записывает такую фразу:

Нельзя вполне понять «Капитала» Маркса, ... не поняв всей Логики

Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века

спустя!! [2]

Существенное влияние оказал Гегель также и на вторую известную русскую

идеологему, связанную с православием. Через гегельянские увлечения прошли

многие славянофилы. Вот что писал Ю. Ф. Самарин (в 1842 г.):

Изучение Православия... привело меня к результату, что Православие

явится тем, чем оно может быть, и восторжествует только тогда, когда его

оправдает наука, что вопрос о церкви зависит от вопроса философского, и что

участь Церкви тесно, неразрывно связана с участью Гегеля[3]... Философия...

решит в ее пользу спор между нею и вероисповеданиями западными.[4]

Далее выдвигалась своеобразная мотивация этого утверждения, однако

основатель славянофильства А. С. Хомяков не одобрил попытку подчинить веру

философии, и под его влиянием Самарин пересмотрел свои взгляды. Интересная

мысль Самарина в то время не получила продолжения.

Настоящая встреча гегельянства со славянофильской идеологией произошла

веком позже. В 1920-х гг. А. Ф. Лосев разрабатывает серьезнейшую

философскую систему, центральным пунктом которой стала диалектика

(последовательное проведение диалектики, по мысли Лосева, дает как религию

православие в его наиболее развитой форме — в форме паламизма). Своим

основным источником Лосев называет неоплатонизм, однако роль Гегеля в

формировании лосевских взглядов, очевидно, чрезвычайно велика. Он пишет,

что в тогдашней Москве его называли неоплатоническим гегельянцем[5], и не

спешит опровергать такое определение. Лосев, стремясь, как кажется,

преуменьшить степень своей зависимости от Гегеля, тем не менее всегда с

огромным уважением отзывается о нем как о создателе одной из крупнейших

диалектических систем (наряду с Плотином и Проклом). Вот же в чем, по

мнению Лосева, заключается единственный недостаток гегельянства:

Вывод категорий в диалектике Гегеля сделан настолько мастерски и

безукоризненно, что большей частью не вызывает никаких сомнений в человеке,

умеющем оперировать при помощи диалектического метода. Однако всякому ясно,

что под этой гегелевской диалектикой лежит очень определенное намерение

понимать диалектику и всю философию лишь как учение о понятиях, т.е. лишь

как логическое учение... Она же сама [диалектика] ведь постулирует

равнозначность алогического с логическим. Следовательно, она обязана в

качестве одного из своих движущих принципов положить и алогическое.[6]

Мы видим, что гегельянство занимает важнейшее место в обоих актуальных

на сегодняшний день русских идеологических построениях - марксизме и

лосевской интерпретации православия. Таким образом, значимость гегелевской

философии для нынешнего момента, не говоря уже о ее общенаучной ценности,

не подлежит сомнению.

Центральной частью наследия Гегеля является его логика, изложенная в

двух вариантах: в виде самостоятельной работы («Наука логики», т.н.

«Большая логика») и в качестве первой части «Энциклопедии философских наук»

(т.н. «Малая логика»). Для первоначального ознакомления более подходит

«Малая логика», которая излагает основы гегелевской логики более сжато и, в

некотором смысле, популярно. Вот что писал о ней Энгельс (в письме к

Марксу):

Ограниченный рассудок естествоиспытателей может использовать только

отдельные места большой Логики... напротив, изложение в «Энциклопедии» как

будто создано для этих людей... а так как я не могу и не хочу избавить этих

господ от наказания изучать самого Гегеля, то здесь настоящий клад.[7]

Вообще замысел «Энциклопедии» состоит в том, чтобы свести в рамки

единого сочинения все философское знание, достижения всех наук, как это

делается в обычных энциклопедиях. Однако, в отличие от них, философская

энциклопедия, во-первых, излагает не все содержание наук, а лишь их

«рациональную сторону», ту, которая «принадлежит философии», и, во-вторых,

эти сведения располагаются не в произвольном порядке, а систематически: в

последовательности порождения понятий свободным (развивающимся только из

самого себя) мышлением[8]. Другими словами, данное сочинение представляет

собой попытку нарисовать на основе гегелевского учения целостную и

всеобъемлющую картину мира, указать место в ней отдельных отраслей

человеческого знания. «Энциклопедия» (по крайней мере, теоретически) не

предполагает особой подготовки читателя, поскольку она сама же и является

справочником, в ней излагается весь необходимый материал с самых основ.

«Энциклопедия» делится на три части согласно следующей схеме:

I. Логика - наука об идее в себе и для себя.

II. Философия природы как наука об идее в ее инобытии.

III. Философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего

инобытия.[9]

С логики, как с начальной ступени развития идеи, и начинается

изложение философии.

В настоящем реферате предпринята попытка воспроизведения структуры

гегелевской логической системы. Поскольку мысль Гегеля чрезвычайно

методична и строга, знание общих принципов должно позволить сравнительно

легко сориентироваться в каждом конкретном моменте его философии. Это

предполагает, что основное внимание будет уделено формальной стороне

учения, возможно, в ущерб содержательности; однако при первом знакомстве с

«Логикой» такой подход представляется оправданным. Первая глава нашей

работы посвящена общему обзору метода, применяемого Гегелем; далее мы

сосредоточимся на, безусловно, наиболее важном формальном принципе, который

красной нитью проходит через всю «Энциклопедию», — на триадичности

философских категорий. Наконец, в последнем разделе гегельянство

сопоставляется с рядом известных философских и религиозных течений

древности и нового времени.

1. Значение метода в философии Гегеля

Для Гегеля, как для объективного идеалиста, весь мир, все существующее

представляется в виде ступеней последовательного развертывания абсолютной

идеи: «...Именно собственная деятельность логической идеи определяет себя к

дальнейшему и развивается в природу и дух»[10]. Перефразируя известные

слова Ленина, можно сказать, что для Гегеля «в мире нет ничего, кроме

движущегося мышления». Таким образом, значение центральной философской

дисциплины приобретает логика — наука об идее, о мышлении, а все остальные

части философии (и — шире — все прочие науки) становятся как бы прикладной

логикой. Онтология и логика совпадают. Изучив логическую стихию, мы

становимся способны понять истинную структуру мира. Логика приобретает

вследствие этого как практическую, так и высшую, метафизическую ценность:

«Поскольку логическое есть абсолютная форма истины, поскольку оно, больше

того, само есть чистая истина, оно представляет собой нечто совершенно

иное, чем только полезное. Но так как самое лучшее, наиболее свободное и

самостоятельное есть одновременно и наиболее полезное, то можно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.