Рефераты. Лекции по философии






1) Единство и борьба противоположностей определяет качественную

характеристику предметов и явлений.

2) Он выступает конечной причиной их возникновения и развития.

3) Выявляет источник развития.

Закон называется так, всецело включая в себя теоретические противоречия,

которые борются. Сначала противоречивые стороны существуют вместе, а затем

борются. Борьба одного начала с другим—источник следующего этапа развития.

Происхождение и сущность сознания.

I. Проблема познания сознания.

II. Естественно-биологические предпосылки возникновения сознания.

III. Социально-исторические источники сознания.

IV. Сущность сознания.

V. Сознание и кибернетика.

I. Проблема малодоказательна и вариантов возникновения много:

религиозные, естественнонаучные, по Фрейду, философские. Половина

учёных мира исповедуют естественнонаучную теорию,

другая—теологическую.

Теологическая: сознание—божественная искра, которая внедряется в момент

рождения. ”Это то, что мы не знаем и никогда не узнаем”. Философы

предложили происхождение слова сознание, т. е. совместное знание. Люди

привыкли информацию получать с помощью ощущений. Сознание—идеально, его

нельзя воспринимать чувствительно. Существует два способа изучения

сознания: 1) Опосредованно, т. е. через предметную деятельность и поведение

человека. 2) Т. к. человек происходит из природы, то, изучая эту природу,

можно узнать предпосылки возникновения сознания.

Сознание изучают все те науки, которые изучают природу. Естествознание—не

столько наука о природе, сколько о человеке и его деятельности. Оно

раскрывает всю историю возникновения сознания. Физиология головного мозга

раскрывает механизмы, лежащие в основе мышления. Психология раскрывает

сознание посредством поведения человека в окружающей среде. Кибернетика

позволяет исследовать сознание через моделирование психических процессов.

Логика исследует законы развития мышления. Философия:

1) Раскрывает методологию науки о сознании.

2) Объединяя данные всех наук о сознании, она раскрывает сущность сознания,

его отличие от психической жизни животных.

3) Философия является наукой о сознании и потому, что специально занимается

теоретико-познавательными, т. е. гносеологическими проблемами.

История проблемы сознания. Религия ставит вопрос о сознании в виде

представлений о душе. Душа—первая гипотеза о происхождении сознания, т. к.

в религии ставится вопрос об отношениях души и тела. О Боге говорить без

человека не имеет смысла. Философы античности сравнивали сознание с воском,

на котором оставляла следы природная действительность. Ими идея понималась

как важнейший вид объекта, который оставлял след на поле разума. Античные

философы говорили о душе как об источнике движения вещей. Христианство

свело сознание со своими переживаниями, с общением человека и Бога через

молитвы. Душа была самостоятельной при исповеди, и совершался самоанализ

души, т. е. это было знание о собственном состоянии духовного опыта ибо

мысль о Боге придавала особую святость человеку, его ”я” которую ощущал

верующий. Верующий знал, с кем имеет дело, и таким образом появлялось

содержание сознания, т. е. оно становилось духовным переживанием, духовным

явлением. Гегель—дух представлял объективно существующим и над

индивидуальным. Дарвин объяснял сознание через эволюцию природы, т. е.

происхождение человека из мира животных. Декарт: я мыслю=>существует

Бог—гарант того, что человек мыслит. Кант: сознание человека связывал с его

априорными знаниями (доопытными). Фрейд говорил о сознательном и

подсознательном (бессознательном). Сознательное засоряет

бессознательное—совокупность психических явлений, лежащих вне человеческого

разума и не поддающихся контролю. Фрейд считал, что психика человека имеет

три сферы: оно, я и сверхъя. Оно—слой бессознательных влечений и

наслаждений. Я—сфера сознательного или посредник между сознательным и

внешним миром. Сверхъя—внутренние установки совести, обусловленные моралью

общества. Фрейд не учитывает общественную сторону в развитии сознания.

В основе сознания лежат два свойства мозга: отражение и память.

Древнегреческий анатом Алкмеон впервые выдвинул идею о мозге как о главном

органе психики. Идею рефлекса развили в учении об условных и безусловных

рефлексах (Декарт). Мозг способен получать, хранить и перерабатывать

различную информацию и на её основе составлять план действий.

Мозг—высокоорганизованная материя, способная к ощущению=>можно

предположить, что вся материя и её низшие структуры обладают таким

свойством, т. е. свойством отражения. Эта теория доказала, что

отражение—всеобщее свойство материи. Различные виды материи обладают

различными свойствами отражения, т. е. познание истории развития

отражения—познание происхождения сознания. В природе и в обществе отражение

идёт по восходящей линии. Раздражимость, чувствительность, ощущение и

восприятие, представление, понятие, рассуждение и умозаключение. Кроме

того, есть узловые ступени развития отражения:

1) Переход от неживой к органической, т. е. живой материи.

2) От биологической к психической деятельности организма.

3) От психической к сознательной.

ЦНС функционирует в виде рефлексов, т. е. идея безусловного и условного

рефлексов—ступень в развитии механизма памяти, т. е. рефлекс, позволяет

организму ориентироваться в повторяющейся обстановке. На основе этого

возникла возможность опережающего отражения. Возникновение условных

рефлексов привело к психической форме отражения. Особенности:

1) Переход к сложному избирательному поведению.

2) Изменение памяти—она приобретает образный и эмоциональный характер.

3) Возникает чувствительное переживание, возможные реакции.

Мозг после рождения и до двух лет увеличивается в шесть раз (2900-650

грамм). Затем сильно развивается память. Мозг превратился в сложный

биологический орган или компьютер. Американский учёный Тригер доказал, что

глаз тоже участвует в переработке информации.

III. Вопрос о причине возникновения сознания рассматривался Дарвиным.

Энгельс—труд и членораздельная речь способствовали возникновению сознания.

Социальное надстраивалось над биологическим. Всемирная история—порождение

человека человеческим трудом. Первобытный человек не отличался сознательным

мышлением (инстинктивный—по деятельности человек, а по психике животное).

Труд—условие возникновения сознания. Труд и орудийная деятельность

порождала в человеке целепорождающее начало. Труд порождал потребность

общения,—первобытное стада превратилось в первобытнообщинное общество, т.

е. общество—обобществившееся в труде человечество. Появился социальный

механизм, который надстраивался над биологическим механизмом. Отражение

связывало людей, затем появилось отношение, ум, начало, управление и

память, которая развивалась в виде механизма традиций, моральные нормы

поведения, письменность и т. д.

I. Проблема познаваемости мира.

II. Понятие субъективного и объективного познания.

III. Соотношение чувственного и рационального в познании.

IV. Роль практики в процессе познания.

V. Философское учение об истине.

I. Проблема познаваемости мира—суть основного вопроса философии.

Философские школы, которые отрицают познаваемость мира, относятся к

агностицизму:

1) Античный агностицизм—Протогор и другие. Суть—каждое знание есть лишь

мнение=>ничего нет истинного. Истина не тождественна объекту, был отрыв

мира от вещей, а мысли от ощущений.

2) Английский философ Юм—все знания из опыта, а в опыте мы имеем дело с

ощущениями, но не можем выйти за их пределы=>мы познаём свои собственные

ощущения. Ощущения связывают объект с субъектом.

3) Немецкий философ Кант—противоречива. Кант в теории познания шёл не от

объекта к субъекту, а наоборот. В ограниченности человеческого познания

он видел нравственный смысл, иначе не было бы риска при выполнении

нравственного долга. Вещь непознаваема, т. к. явления не дают нам

положительных знаний, они хаотичны, как Броуновское движение. Кантовский

субъект как представитель человечества оперировал априориями (?). Ум

человека читает в природе то, что сам же ей приписывает. Сущность вещи не

познаваема, Кант разрывает сущность и явление. Законы не объективны, а

есть только связь с человеческим сознанием.

4) Теория иероглифов Гельмгольца—исходил из Мюллеровского закона

специфической энергии чувств: источником ощущений является чувственный

нерв, а не материя. Любому нерву свойственен специфический вид ощущений=>

различные объекты вызывают одни и те же ощущения=>ощущение—не образ и не

копия предмета, а символ, знак. Символизм (по учебнику).

Ошибки агностицизма:

1) Познание не имеет границ, а возможности любого поколения ограничены, и

познание остаётся не завершённым.

2) В познание включается относительность истины, т. е. знание содержит и

незнание.

3) Новое знание возникает путём отрицания старого (возникает сомнение по

отношению к старому знанию).

4) Агностики не понимают роли практики в познании, ощущений и не

осмысливают диалектику сущности и явления.

Вывод:

1) Существуют вещи независимо от наших ощущений, вне нас.

2) Никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет.

3) В теории познания следует рассуждать диалектически, т. е. не

предполагать знание как неизменное и готовое, а как оно становится полным

и истинным.

II. Что, кто и для чего познаётся?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.