Рефераты. Лекции по философии






гуманизм, т. к. человек рассматривается как высшая цель общества. В

марксизме центральной идеей было обеспечение свободного всестороннего

развития человека. Особое внимание уделялось практике, практика—есть

критерий истины, истина—основа познания, цель познания. Центральное место в

марксизме занимает проблема познания и преобразования мира. Важной заслугой

является развитие диалектики, соединение её с материализмом. Диалектика

обуславливает творческую деятельность человека в обществе.

Русская философия.

I. Особенности развития истории русской философии.

II. Русская средневековая философия.

III. Флореонтийство и западничество.

IV. Философские взгляды Ломоносова, Радищева, Достоевского и т. д.

V. Философия Плеханова.

VI. Философия всеединства В. Соловьёва.

VII. Зарубежная русская философия.

VIII. Проблемы возрождения русской философской мысли.

Фролов с. 192-208 ”Введение в философию”.

Скиркин ”Основы философии”.

I. Особенности: сложный путь развития.

Её главные этапы развития совпадали с этапами развития России. Философия

отражала общественно-экономические отношения в России, формы сознания и т.

д. Философия России тесно связана с мировой цивилизацией и религией.

Ранний феодализм—философия не отмежевана от других областей знания. Начала

она развиваться на почве языческого мировоззрения, т. е. древнеславянской

религии и мифологии. Пропагандировалась элементная система природы,

различные трактовки взаимоотношений души и тела, научные представления.

Перед мыслителями встают собственные идеологические проблемы познания.

Попытки истолковать священные тексты и элементы теологического

рационализма. В ”Повести временных лет” излагаются мысли об исторической

роли славянства, проблемы русской истории как части мировой. Обоснование

идеи единства русского народа, общности происхождения славян,

рассматривается философия истории христианства. Во многих произведениях

утверждаются идеи смирения, воздержания и т. д. В ”Слове о полку Игореве”

воспеваются черты характера русского народа, призыв русским князьям к

единению, общности, единству. В этот период звучат идеи о единстве народов

страны и о необходимости сильного центрального государства.

В христианской идеологии выдвигается учение о Москве как третьем Риме,

которой стоять вечно. Грозный обосновывает необходимость неограниченного

самодержавия, о предназначении Святой Руси, споры между светской и духовной

властью.

II. Иногда её называют допетровской,

Особенности:

1) Восприняла ряд элементов славянского языческого мировоззрения.

2) После введения христианства она вбирает в себя византийское философское

наследие и богословскую мысль.

От Византии Русь получила немало имён, образов, понятий, но в христианском

виде. О древнерусской философии 11-14 века можно говорить как о сложившейся

философской мысли, которая в 15-16 веке переживёт расцвет, а в 17-19—смена

её новым европейским мышлением. Отечественная философия следовала традициям

учителей—Кирилла, Мефодия и т. д. Допетровской философии характерно

тяготение к живому, образному слову, пламенная публицистичность, интерес к

нравственной проблематике, союз с искусством и литературой. Эта философия

выражает концепцию мироздания с помощью икон, образов бытия, умозрения в

красках. Произведения зодчества как образ мироздания. Иконостас отражает

историю человечества. Преобладала художественная тенденция над

рациональной. Характерной чертой была её историческая глубина, стремление

писать историю народа в истории человечества. Рассматривалась роль личности

в истории. Мысль раскрывалась через борьбу двух начал: Бога и дьявола,

добра и зла; о равноправии народов; о совпадении духовной и светской

власти. В литературе подчёркивается, что правители должны прислушиваться к

советам мудрых людей. Обращение к правде, целомудрию, кротости. Полемика об

устройстве общества, традиции, влиянии иноземного наследства.

Гносеологические идеи на Руси—два метода познания: внешний и внутренний,

путём божественного познания природы; познание неотделимо от нравственного

начала и т. д. Кроме этизации познания происходит процесс эстетизации.

Большую роль в познании играл эмоциональный элемент. ”Любовь очищает

сердце, а сердце просветляет разум”. Логика представлена переводными

изданиями.

III. Славянофильство и западничество.

Славянофилы (славянолюбы)—40-50 годы 19 века. Они обосновывали самобытность

развития России, её истории, традиции. Теоретики: Чижов, Беляев, Аксаков.

Суть: самобытность России состоит в том, что здесь нет классовой борьбы, а

есть поземельная община, артели и единственно истинное христианство. Эти же

традиции усматривались даже в русских славянах. Выступали против усвоения,

навязывания России форм западной жизни, но необходимо развитие торговли,

промышленности с Западом. Выступали за отмену крепостного права сверху за

выкуп. Многие (Самарин, Кошелев) были активными деятелями проведения

земельной реформы 1861 года.

Со времён Петра Первого государство стало над народом, односторонне и

внешне усвоив западную культуру, оно оторвалось от жизни. Философское

мировоззрение славянофилов весьма рационалистично, патриотично.

Западничество—появилось в результате споров 40-50—каким путём идти России,

как её развивать. Они считали, что Россия и Западная Европа развиваются по

одному пути, в России должен утвердиться парламентарно-буржуазный строй,

подчёркивали, что Россия должна избежать революционных переворотов.

Западничество было буржуазно-либеральным течением, выражавшим интересы

буржуазии и помещиков. Западники критиковали крепостничество, за свободу

слова, конституцию, обращались к различным сторонам западной жизни.

Государство отражает интересы различных классов. По-разному относились к

атеизму. Умеренные западники мечтали о правовом буржуазном государстве.

Будущее—государство, обладающее высоким международным авторитетом.

IV. Радищев—просветитель-гуманист.

Дал импульс, что теперь называется проблематикой русской философии.

Страстно призывал к революционному просветительству народа и в общем виде

сформулировал идею крестьянской революции, писал о противоречивой связи

свободы и тирании в истории. Он открыл новую главу в обществе и наметил

пути решения онтологической, гносеологической и социально-философской

проблем.

Чаадаев—философ-дуалист: против крепостничества, Все проблемы человека он

связывал с просвещением и в развитии религии самосознания, глубоко верил в

прогрессивное развитие России и государства в целом. Идеи Чаадаева о

специфике русской истории, о роли русского народа повлияли на Герцена,

Бакунина, Чернышевского. Главная задача—примирить науку и религию и на этой

базе сформулировать новую философию.

Л. Н. Толстой—учитель нравственности проповедник всеобщей любви народов;

нравственность связана с идеей прогресса, признавал этико-религиозное

совершенствование человека, отказ от борьбы.

I. Философская антропология.

II. Позитивная философия.

III. Критический рационализм Хоппера.

IV. Философия экзистенциализма.

V. Прагматизм.

VI. Фрейдизм или теория и метод психоанализа.

VII. Франкфуртская философская школа.

VIII. Персонализм, геотомизм, герминектика.

Скиркин ”Основы философии” с.81-92

Фролов ч.1 с.282-365

Волчек ”Философия” 1995 с. 57-67

Особенности западной философии:

1) В чем назначение философии?

2) Охарактеризовать мир и место в нём человека.

3) Рассмотреть многообразие и единство культур.

4) Охарактеризовать сущность человека, его призвание.

5) Ставит вопросы выживания человечества. (новые проблемы мышления)

I. Разрабатывает проблемы о человеке, его природе, жизни. Появилась—20-30

20 века.

Представители: Шиллер, Ландман.

Эта философия претендует на единственную теорию о человеке. Использует

антропоцентрический метод, согласно которому доказывают, что сущность

человека заключена в неизменной его природе (агрессивная порода—”обезьяна-

убийца”). После ВОВ было 268 конфликтов. Рассматривали низменность

человека. Агрессивность трактуется как инстинкт. Агрессивность человека

вечна!!! Возрождение идеи сверхчеловека (человек пытается стать выше самого

себя).

Определение сущности человека из его биологической неполноценности.

Обосновывают невиновность тех вождей, которые начинают войны. Делают акцент

на характере субъективных качеств человека. Рассматривает проблему в

историческом плане, человека в социальных условиях. Проблемы о судьбах

человечества. Рассматривают человека с точки зрения кризиса личностных

качеств человека, его культуры.

II. 20-е 19 века—Компт, Спенсер.

Она далее прошла через империокритицизм, кембриджскую и оксфордскую школы,

стал логическим позитивизмом, семантический, лингвистический, аналитическая

философия, а сейчас постпозитиизм наших дней. Эта философия прошла путь от

обоснований научного знания до анализа языка, высказываний человека, из

которых выводится сущность мира. Характерен мировоззренческий скептицизм,

устраняющий из философии все её основные проблемы. Цель—оставить только

анализ языка с помощью принципа верификации (проверки), предлагали

проанализировать все философские термины, сопоставить основные философские

понятия с миром в целом. Задача философии состоит в прояснении

высказываний. Сущность философии в объяснении деятельности человека в

языковом мире. Все высказывания разделяются на истинные и бессмысленные.

Человек вправе оперировать только осмысленными понятиями.

III. Хоппер выдвинул тезис, что факты не может подтвердить ни одно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.