Рефераты. Лекции по философии






теоретическое положение, а могут опровергнуть только. Он предлагает

заменить принцип верификации на принцип фальсификации. Истинность

научных идей должна проверяться через опровержение.

IV. Представители: Камю, Сартр, Марсель, Бердяев, Шестов.

Они утверждают, что главное—проблемы существования человека, существование

предшествует сущности человека. Они говорят, что существование невозможно

постичь разумом (оно представляет нечто рациональное). Они предлагают

изучать существование не извне, а изнутри. Познать можно только

человеческое существование, анализируя эмоции, переживания, чувства

человека. Бытие в самом себе предшествует общественному. Основной принцип

познания—интуиция. Выделяют подлинное и не подлинное существование, так ему

легче. Возможен ли переход от не подлинного к подлинному? Возможен, но

человек должен оказаться в критической ситуации, когда появляется истинная

сущность. Существует религиозный экзистенциализм (Бердяев)—через свободу к

Богу.

V. Широко распространен в США (Шиллер).

Традиционная философия не даёт практической пользы. Выход из кризиса—люди

отбросят все умозрительные понятия, которые не решают жизненных проблем.

Человечество должно обратиться только к практике, которая способна

удовлетворить все потребности человека. Центральная задача—как сделать

людей счастливыми. С помощью практики они как бы снимают противоречия между

людьми. Прагматисты пытаются объяснить сущность мира с помощью практики.

Практика—история Земли. В практике снимаются такие понятия как объект и

субъект. Человек свободен и может делать всё, что выгодно практике.

Бытие и материя.

I. Бытие и его структура.

II. Диалектическое и метафизическое понимание материи. Кризис в физике и

пути выхода из него.

III. Движение как способ существования материи.

IV. Основные концепции пространства и времени.

Доброхотов ”Категория бытия в классической западноевропейской философии”.

Иркин ”Основы философии” 1988 с. 93-112

Фролов ”Введение в философию” ч.2 с. 51-90

I. Бытие—сложная часть философии в мировоззренческом и методологическом

плане.

Эту категорию обсуждали тысячелетиями. В истории философии по-разному

освещали бытие материалисты и идеалисты.

Бытие—предельно широкое понятие как и философское определение материи; всё

то, что существует реально, начиная от материальных вещей до различных форм

духовной деятельности. Основные формы бытия:

1) Бытие вещей, тел, процессов, состояний природы, которые производятся

человеком.

2) Бытие самого человека: бытие человека в мире вещей и специфическое

человеческое бытие.

3) Бытие духовное, т. е. индивидуальное и объективизированное.

4) Бытие социальное, которое делится на бытие отдельного человека и бытие

целого общества.

Бытие—дорога человека, стратегическая линия истории и человека.

Структура бытия: механическая, физическая, теологическая, химическая,

духовно-нравственная реальности. Отсюда бытие в широком смысле

слова—реально сущее вообще или многогранный универсуум. Категорию бытия

трактовали и с гносеологической точки зрения.

Структура основного вопроса философии:

1) Что первично, а что вторично?

2) Познаваем ли мир (бытие)? (Естествоиспытатели считают, что познаваем, но

были и агностики (Кант): бытие—априорная форма мышления)

С гносеологической точки зрения бытие познавалось по-разному. Отсюда можно

сделать выводы, как понималось бытие в истории философии. В

материалистической философии—в смысле чувственно воспринимаемой материи,

фактического существования чего бы то ни было материального, как

возникновение и уничтожение материи, становление чего-то.

Идеалисты—бытие как логическая категория, человек как комплекс ощущений. От

понимания бытия было много ошибок.

II. Главная составная часть бытия—материя (фундамент бытия), т. к. понятие

материи раскрывает содержание бытия, оно входит в первую сторону

вопроса философии.

Через понятие материи выражается сущность мировоззрения (материалисты и

идеалисты), через категорию материи раскрывалась методологическая функция

философии, через категорию материи мы связываем функцию естествознанием.

Категория материи по-разному понимается и трактуется. Представители

естествознания связывали её с реальным, объективно существующим.

Философское понятие материи появилось не сразу. Бекон, Гоббс, Локк под

материей понимали определённое свойство вещей. Дидро характеризовал материю

в рамках основного вопроса философии. Французские просветители приближались

к характеристике материи как абстрактного понятия. Материя есть обобщённо-

сокращённое понятие. Не всегда философы подходили философски к этому

определению, что привело к кризису.

Ошибка естествоиспытателей—атомистическая концепция Демокрита имела

прогрессивное значение в конце 19-начале 20, однако, она рушилась, когда

были открыты рентгеновские лучи (1865), явление радиоактивности (1896),

электрон (1897), теория относительности (1905). В физике появилось новое

понятие материи—поле, качественно отличное от вещества. Сначала поле

(окружающее вещество пространство)—атрибут материи. Затем оно стало

мыслиться как самостоятельная физическая реальность, способная существовать

в пространстве независимо. Поле превратилось в новый вид материи.

Не учли, что масса электрона, обусловленная полем, изменяется в зависимости

от скорости. Т. к. масса считалась мерой материи, то открытие непостоянства

массы было истолковано как исчезновение материи. В этом же духе был

истолкован радиоактивный распад атома (превращение материи в энергию, т. е.

её исчезновение). Метафизичность идеологии о материи—невозможность

чувственно воспринимать микрообъекты вынудила физиков прибегнуть к

математическим формулам. Материя исчезла—остались одни уравнения. Ленин

проанализировал это состояние и сделал вывод: нельзя смешивать

естественнонаучные представления с философским понятием.

Материя—философская категория для обозначения объективной реальности,

которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими

ощущениями, существуя независимо от нас. Свойства материи: объективность,

субстанциональность.

III. Философский взгляд на движение сложился не сразу.

Движение—непрерывное изменение чего-то (элеаты). Аристотель видел шесть

видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству,

увеличение или уменьшение, перемещение, изменение по положению. Ньютон

обосновал механическую форму движения, но видел источником движения

первотолчок, т. е. Бог. Французские мыслители отвергали идею первотолчка и

считали, что движение—свойство материи. Гегель всю действительность

рассматривал в виде процесса, т. е. движения. Энгельс в своей работе

”Диалектика природы” указал на пять форм движения материи:

1. Механическая (пространственное перемещение макрообъектов).

2. Физическая (изменения в микромире).

3. Химическая (связана с соединением или разъединением атомов).

4. Биологическая (все многообразные процессы живых организмов, связанные с

обменом веществ, жизнедеятельностью).

5. Социальная (изменения в человеческом обществе, начиная с материального

производства и заканчивая человеческим мышлением).

Основные характеристики классификации форм движения:

1. Формы движения соответствуют уровням структуры материи.

2. Формы движения расположены так, что каждая последующая включает в себя

предыдущую.

Классификация подвела науку к пониманию развития мира, позволила понять

развитие науки и классифицировать её, она объяснила систему познания мира,

указала на логику развития науки, дала основание к построению научной

картины мира, составила научное мировоззрение.

2 СЕМЕСТР

Диалектика и её альтернативы.

I. Философское понимание диалектики как науки.

II. Объективная и субъективная диалектика.

III. Понятие закона.

IV. Классификация законов.

V. Сущность закона перехода количественных изменений в качественные и его

методологическое значение.

VI. Закон единства и борьбы противоположностей как общий закон бытия и

познания.

VII. Закон отрицания отрицания.

VIII. Общая характеристика категорий диалектики.

Фролов с.95-171

I. Диалектика выполняет методологическую роль для всех наук.

С вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а

диалектика материалистической. Диалектика и природа естествознания

существуют в нерасторжимом единстве. Материалистическая диалектика

поставила по-новому проблему познания.

Диалектика—учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от

односторонности виде, об относительности человеческого знания, дающего нам

отражение вечно развивающейся материи.

Материалистическая диалектика выступает как наука о всеобщей связи и

развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира (мета метод).

Предметом диалектики являются различные виды связей и всеобщие законы

развития природы, общества и мышления.

В окружающем мире всё взаимодействует. Эта связь всего со всем—главный

предмет диалектики. В результате взаимодействия материя проявляет свою

сущность (так же и человек формируется в обществе).

В мире существует всеобщее взаимодействие, которое следует из общественной

практики людей. Человек различает не только вещи, но и их длительность,

форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения,

развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования материи.

Связь—взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость материи,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.