теоретическое положение, а могут опровергнуть только. Он предлагает
заменить принцип верификации на принцип фальсификации. Истинность
научных идей должна проверяться через опровержение.
IV. Представители: Камю, Сартр, Марсель, Бердяев, Шестов.
Они утверждают, что главное—проблемы существования человека, существование
предшествует сущности человека. Они говорят, что существование невозможно
постичь разумом (оно представляет нечто рациональное). Они предлагают
изучать существование не извне, а изнутри. Познать можно только
человеческое существование, анализируя эмоции, переживания, чувства
человека. Бытие в самом себе предшествует общественному. Основной принцип
познания—интуиция. Выделяют подлинное и не подлинное существование, так ему
легче. Возможен ли переход от не подлинного к подлинному? Возможен, но
человек должен оказаться в критической ситуации, когда появляется истинная
сущность. Существует религиозный экзистенциализм (Бердяев)—через свободу к
Богу.
V. Широко распространен в США (Шиллер).
Традиционная философия не даёт практической пользы. Выход из кризиса—люди
отбросят все умозрительные понятия, которые не решают жизненных проблем.
Человечество должно обратиться только к практике, которая способна
удовлетворить все потребности человека. Центральная задача—как сделать
людей счастливыми. С помощью практики они как бы снимают противоречия между
людьми. Прагматисты пытаются объяснить сущность мира с помощью практики.
Практика—история Земли. В практике снимаются такие понятия как объект и
субъект. Человек свободен и может делать всё, что выгодно практике.
Бытие и материя.
I. Бытие и его структура.
II. Диалектическое и метафизическое понимание материи. Кризис в физике и
пути выхода из него.
III. Движение как способ существования материи.
IV. Основные концепции пространства и времени.
Доброхотов ”Категория бытия в классической западноевропейской философии”.
Иркин ”Основы философии” 1988 с. 93-112
Фролов ”Введение в философию” ч.2 с. 51-90
I. Бытие—сложная часть философии в мировоззренческом и методологическом
плане.
Эту категорию обсуждали тысячелетиями. В истории философии по-разному
освещали бытие материалисты и идеалисты.
Бытие—предельно широкое понятие как и философское определение материи; всё
то, что существует реально, начиная от материальных вещей до различных форм
духовной деятельности. Основные формы бытия:
1) Бытие вещей, тел, процессов, состояний природы, которые производятся
человеком.
2) Бытие самого человека: бытие человека в мире вещей и специфическое
человеческое бытие.
3) Бытие духовное, т. е. индивидуальное и объективизированное.
4) Бытие социальное, которое делится на бытие отдельного человека и бытие
целого общества.
Бытие—дорога человека, стратегическая линия истории и человека.
Структура бытия: механическая, физическая, теологическая, химическая,
духовно-нравственная реальности. Отсюда бытие в широком смысле
слова—реально сущее вообще или многогранный универсуум. Категорию бытия
трактовали и с гносеологической точки зрения.
Структура основного вопроса философии:
1) Что первично, а что вторично?
2) Познаваем ли мир (бытие)? (Естествоиспытатели считают, что познаваем, но
были и агностики (Кант): бытие—априорная форма мышления)
С гносеологической точки зрения бытие познавалось по-разному. Отсюда можно
сделать выводы, как понималось бытие в истории философии. В
материалистической философии—в смысле чувственно воспринимаемой материи,
фактического существования чего бы то ни было материального, как
возникновение и уничтожение материи, становление чего-то.
Идеалисты—бытие как логическая категория, человек как комплекс ощущений. От
понимания бытия было много ошибок.
II. Главная составная часть бытия—материя (фундамент бытия), т. к. понятие
материи раскрывает содержание бытия, оно входит в первую сторону
вопроса философии.
Через понятие материи выражается сущность мировоззрения (материалисты и
идеалисты), через категорию материи раскрывалась методологическая функция
философии, через категорию материи мы связываем функцию естествознанием.
Категория материи по-разному понимается и трактуется. Представители
естествознания связывали её с реальным, объективно существующим.
Философское понятие материи появилось не сразу. Бекон, Гоббс, Локк под
материей понимали определённое свойство вещей. Дидро характеризовал материю
в рамках основного вопроса философии. Французские просветители приближались
к характеристике материи как абстрактного понятия. Материя есть обобщённо-
сокращённое понятие. Не всегда философы подходили философски к этому
определению, что привело к кризису.
Ошибка естествоиспытателей—атомистическая концепция Демокрита имела
прогрессивное значение в конце 19-начале 20, однако, она рушилась, когда
были открыты рентгеновские лучи (1865), явление радиоактивности (1896),
электрон (1897), теория относительности (1905). В физике появилось новое
понятие материи—поле, качественно отличное от вещества. Сначала поле
(окружающее вещество пространство)—атрибут материи. Затем оно стало
мыслиться как самостоятельная физическая реальность, способная существовать
в пространстве независимо. Поле превратилось в новый вид материи.
Не учли, что масса электрона, обусловленная полем, изменяется в зависимости
от скорости. Т. к. масса считалась мерой материи, то открытие непостоянства
массы было истолковано как исчезновение материи. В этом же духе был
истолкован радиоактивный распад атома (превращение материи в энергию, т. е.
её исчезновение). Метафизичность идеологии о материи—невозможность
чувственно воспринимать микрообъекты вынудила физиков прибегнуть к
математическим формулам. Материя исчезла—остались одни уравнения. Ленин
проанализировал это состояние и сделал вывод: нельзя смешивать
естественнонаучные представления с философским понятием.
Материя—философская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от нас. Свойства материи: объективность,
субстанциональность.
III. Философский взгляд на движение сложился не сразу.
Движение—непрерывное изменение чего-то (элеаты). Аристотель видел шесть
видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству,
увеличение или уменьшение, перемещение, изменение по положению. Ньютон
обосновал механическую форму движения, но видел источником движения
первотолчок, т. е. Бог. Французские мыслители отвергали идею первотолчка и
считали, что движение—свойство материи. Гегель всю действительность
рассматривал в виде процесса, т. е. движения. Энгельс в своей работе
”Диалектика природы” указал на пять форм движения материи:
1. Механическая (пространственное перемещение макрообъектов).
2. Физическая (изменения в микромире).
3. Химическая (связана с соединением или разъединением атомов).
4. Биологическая (все многообразные процессы живых организмов, связанные с
обменом веществ, жизнедеятельностью).
5. Социальная (изменения в человеческом обществе, начиная с материального
производства и заканчивая человеческим мышлением).
Основные характеристики классификации форм движения:
1. Формы движения соответствуют уровням структуры материи.
2. Формы движения расположены так, что каждая последующая включает в себя
предыдущую.
Классификация подвела науку к пониманию развития мира, позволила понять
развитие науки и классифицировать её, она объяснила систему познания мира,
указала на логику развития науки, дала основание к построению научной
картины мира, составила научное мировоззрение.
2 СЕМЕСТР
Диалектика и её альтернативы.
I. Философское понимание диалектики как науки.
II. Объективная и субъективная диалектика.
III. Понятие закона.
IV. Классификация законов.
V. Сущность закона перехода количественных изменений в качественные и его
методологическое значение.
VI. Закон единства и борьбы противоположностей как общий закон бытия и
познания.
VII. Закон отрицания отрицания.
VIII. Общая характеристика категорий диалектики.
Фролов с.95-171
I. Диалектика выполняет методологическую роль для всех наук.
С вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а
диалектика материалистической. Диалектика и природа естествознания
существуют в нерасторжимом единстве. Материалистическая диалектика
поставила по-новому проблему познания.
Диалектика—учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от
односторонности виде, об относительности человеческого знания, дающего нам
отражение вечно развивающейся материи.
Материалистическая диалектика выступает как наука о всеобщей связи и
развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира (мета метод).
Предметом диалектики являются различные виды связей и всеобщие законы
развития природы, общества и мышления.
В окружающем мире всё взаимодействует. Эта связь всего со всем—главный
предмет диалектики. В результате взаимодействия материя проявляет свою
сущность (так же и человек формируется в обществе).
В мире существует всеобщее взаимодействие, которое следует из общественной
практики людей. Человек различает не только вещи, но и их длительность,
форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения,
развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования материи.
Связь—взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость материи,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10