Рефераты. Лекции по философии






переход вещей. Если связь—взаимодействия, то её можно рассматривать на

основе пяти форм движения материи: механические, химические, биологические,

физические, социальные; по формам бытия: пространственные связи, временные;

по степени общности: общие и частные; по времени: постоянные и временные.

Каждая наука исследует конкретную форму связей. Материалистическая

диалектика исследует природу универсальных связей, присущих всему

объективному миру и сознанию людей.

Внутренние связи и внешние, существенные и несущественные, прямые и

косвенные, случайные и закономерные.

Мы рассматриваем диалектику как науку о связях. Но вещи в природе ещё

находятся в развитии. Развитие вытекает из всеобщей связи явлений.

Развитие—не простое изменение, а высший этап движения материи и сознания.

Понятие развития шире понятия прогресса, который лишь момент развития,

осуществляемый на конкретном этапе. Развитие противоречиво, оно ведёт к

старому на новой основе, отклоняется.

В развитии в основном преобладают прогрессивные тенденции. Существует две

концепции развития: метафизическая и диалектическая.

Различия:

Метафизическая—развитие—рост или уменьшение, т. е. как простое повторение,

а диалектическая—развитие как единство противоположностей, раздвоение

единого.

При первой концепции остаётся в тени источник развития—во внешних силах,

двигательная сила, во второй—самодвижение.

Пример метафизической теории—теория преформизма, а именно: живой организм

складывается в зародыше, а потом идёт рост.

Вторая концепция—отвечает требованиям науки и научной методики познания;

развитие—закономерный процесс перехода от простого к сложному, от низшего к

высшему.

Метафизика рассматривает предметы и явления как застывшие, лишённые

внутренних противоречий, с точки зрения количественного роста.

Диалектическая концепция даёт ключ к пониманию самодвижения.

Метафизика:

1) Неспособна вскрыть источник развития.

2) Отвергает развитие как появление нового, абсолютизирует количественное

развитие.

3) Существует связь с идеализмом.

4) Основа механистического материализма.

Диалектика:

1) Рассматривает развитие как взаимопревращение различных форм движения

материи.

2) Понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей

количественных и качественных изменений.

3) Закрепляет это понимание в специальном законе взаимного перехода

количественных и качественных изменений.

4) Рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и

преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания.

5) Видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и

борьбы противоположностей.

Отступление от принципов диалектики ведёт к догматизму, т. е. отстаиванию

устаревших положений, авантюре или пассивному выжиданию, ложному

формализму. Нарушение требований диалектики ведёт и к

эклектике—непоследовательность, беспринципное смешивание разнородных

взглядов, абсолютизация разрозненных фактов, неумение отличать главное от

второстепенного, стремление притупить противоположности, сгладить

противоречия.

Диалектика противоположна и софистике—ложно построенному умозаключению. В

софистике прослеживаются приводы двусмысленных доводов, экстраполяция одних

сторон на другие вещи.

Ещё одна альтернатива диалектики схоластика—с др. греч. ”схоластос” —школа,

место учения.

Требования диалектики:

1) Объективность подхода.

2) Всеобщность анализа (всесторонность).

3) Соблюдение принципов всеобщей связи и развития.

4) Конкретность (историчность) анализа.

Принципы диалектической логики:

1) Конкретность анализа.

2) Предмет надо брать в развитии и изменении.

3) Человеческая практика должна уходить в определение истины.

4) Истина конкретна, а не абстрактна.

II. Объективная— диалектика материальной действительности, она существует

независимо от человеческого сознания и лишь отражается им.

Субъективная—отражённая в мышлении и познании объективная диалектика, она

вторична по отношению к объективной.

Известны и другие формы диалектики:

1. Стихийная бездоказательная диалектика древних греков (Гераклит).

2. Диалектика материалистов эпохи Возрождения (Бруно, Кузанский).

3. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант,

Гегель).

4. Диалектика русских революционных демократов (Белинский, Герцен,

Чернышевский).

5. Материалистическая диалектика —и теория познания, и логика, т. к. одни и

те же диалектические законы действуют как во внешнем мире, так и в

мышлении человека, но это совпадение относительно.

IV. Диалектика объективируется в мире с помощью своих законов и категорий.

Закон—общая, необходимая, внутренняя, существенная, повторяющаяся связь

явлений и вещей. Сущность и явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует

явление. Понятие закона—одна из ступеней познания человеком единства и

связей, зависимостей и ценностей мирового процесса. Какими связями

проявляется закон:

1) Закон выражает существующие связи и отношения между предметами и их

свойствами, вытекающими из их сущности.

2) Закон выражает не только существующие, но и необходимые связи (это

означает неизбежность его проявления при определённых условиях).

3) Закон выражает такие отношения, которые имеют общий характер (закон

является формой всеобщности в природе, т. е. закон отражает то общее, что

присуще группе предметов).

4) Закон—устойчивые повторяющиеся связи и отношения предметов.

Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает

выраженную определённую связь, а закономерность многие связи (совокупность

законов, действующих в одной области мира). Различают законы развития,

функционирования, строения. Живым организмам присущи законы развития.

Законы функционирования—физиология. Законы строения—анатомия. Различают

динамические и статистические законы. Динамические—выражают такую форму

причинной связи, при которой по начальным данным можно определить последнее

состояние объекта. Статистические—выражают необходимость случайных связей

(среднее состояние множества величин). Законы по сфере их действия:

частные, общие и всеобщие. Частные—выражают связи и отношения между

конкретными явлениями и свойствами. Общие—проявляются в более широких, но

ограниченных сферах, например, в природе—естественные законы.

Всеобщие—законы диалектики.

Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные,

недолговечные (законы развития общественных формаций). Законы диалектики

отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира:

1) Закон перехода количественного изменения в качественное и

обратно—отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы

раскрывает технологию развития.

2) Закон единства и борьбы противоположностей—раскрывает источник развития

явлений.

3) Закон отрицания-отрицания —отвечает на вопрос, в каком направлении

совершается развитие (показывает вектор развития).

Диалектические законы имеют объективный характер—1) Отражает явления и

процессы, происходящие независимо от человека и не относящиеся к нему. 2)

Законы действуют до того, как их познают. 3) Эти законы человек не может

отменить или изменить, они развиваются самостоятельно.

Различные трактовки в понимании законов:

1) Объективные идеалисты считают, что законы мира творятся

сверхъестественной силой.

2) Субъективные идеалисты считают, что законы творятся разумом и вносятся в

природу.

Диалектика проявляется не только с помощью законов, но и с помощью

категорий (самостоятельно).

V. Качество—то, что характеризует данный предмет как таковой, единство

его существенных черт и сторон, что отличает его от других предметов.

Качественные особенности предметов не лежат на поверхности, они

раскрываются в свойствах. Свойство—способ проявления качества предмета по

отношению к другим предметам, с которыми он взаимодействует, т. е.

свойство—форма проявления качества, но свойство характеризует не всю вещь,

а лишь отдельные стороны, кроме того, бывают существенные и несущественные

свойства, от которых изменяется сущность предмета. Существенными считаются

такие свойства, от потери или приобретения которых предмет имеет своё

качество. Вещи различаются не только в качественном, но и в количественном

отношении.

Количество—такая определённость предмета, которая характеризует его

величину, числовой состав, темпы движения и т. п. Количество и качество

существуют объективно и неотделимо друг от друга и от предметов тоже, а

диалектическая их взаимосвязь показала новую категорию—меру.

Мера—качественное количество, органическое единство качества и количества

какого-либо предмета. Сущность закона состоит в том, что в начале

незначительные количественные изменения, постепенно накапливаясь на

определённом этапе, нарушают меру предмета, т. е. процесса, что приводит к

изменениям качества; изменение качества предмета вызывает изменение

количества и т. д. Закон имеет всеобщий характер. Мировоззренческое

значение—1) Он объясняет усложнение качественного многообразия в процессе

развития, 2) указывает на источник диалектической связи количества и

качества, 3) отмечает единство прерывности и непрерывности развития,

движения, 4) отвечает на вопрос, как происходит развитие, как изучить

объект с разных сторон, учесть диалектику.

VI. Считается главным законом диалектики, т. к.:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.