Рефераты. Культура и цивилизация






деятельность каждой из названных групп осуществляется благодаря содействию

конкретных организационных структур. Для господствующего меньшинства в

таком качестве выступает "универсальное государство", понимаемое вполне

традиционно. Внутренний пролетариат создает на этом этапе эволюции

цивилизации "универсальную религию и церковь"(это важнейшая социальная

структура в теории А. Тойнби), а внешний - "варварские военные банды".

Стадия дезинтеграции характеризуется не только общественным расколом,

но и более глубинным "расколом души" представителей данной цивилизации. В

общественной жизни при этом существует четыре возможный способа

спасения от "невыносимой действительности". Первый характеризуется

стремлением вернуть прошлое, сторонники второго пути стремятся к революции.

Третий путь ориентирует на "уход" от действительности (в частности,

средствами буддизма). Каждое из выделенных направлений является лишь

частичным решением проблемы разрушительного действия дезинтеграции. Спасти

человечество, вступившее в дезинтеграционную фазу, может лишь

"универсальная религия и церковь".

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся

споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда

контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как

синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только

сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной

противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким

языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина,

Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие

средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое -

дело ума и рук человеческих.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно

прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали

все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя

уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто

плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру,

уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному

умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением,

иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом

культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он

определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в

своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной

культуры.

Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей четкостью

противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто

внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный

гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с

тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед

гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой

многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения,

порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между

культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же

органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура.

Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм -

имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой

удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.

Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Согласно

Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой

жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек,

который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно

принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен,

любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с

нравственным категорическим императивом, который обладает практической

силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами,

ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого

человека, его совестью. (7*)

Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации

интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря

цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема

культуры человека и общества.

Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая

культура или же современный этап ее развития. В социально-философской

литературе цивилизацией назывался этап человеческой истории, следующий за

варварством. Этой идеи придерживались Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада

"дикость - варварство - цивилизация" и поныне остается одной из

предпочтительных концепций социального прогресса. Вместе с тем в литературе

довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация",

"американская цивилизация", "русская цивилизация"... Это подчеркивает

своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации

ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций:

европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская,

индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для

этого, очевидно, служат соответствующий уровень развития производительных

сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Как уже было сказано выше, термин "цивилизация" во многом совпадает по

смыслу с понятием "культура". Если первое , возникнув в 18 веке,

фиксировало окультуривание человека в системе государственного устройства,

разумно устроенного общества, то второе еще со времен античности означало

формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе

говоря, понятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие

"культура", оставив за ним то, что относится к формированию личностного,

творческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием

"цивилизация" закрепилась в качестве из его определений характеристика

материальной стороны человеческой деятельности. Скажем, в

культурологической концепции О.Шпенглера, представленной в его книге "Закат

Европы", рассматривается переход от культуры к цивилизации как переход от

творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных

устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации как стадии

вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца.

Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная

души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает

самодовлеющее значение.

Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности

- через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п.

Культура, по Шпенглеру, - это внешнее проявление души народа. Под

цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования

любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах,

развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в

"безликую массу". Цивилизация, считает Шпенглер, -эпоха духовного упадка.

По Шпенглеру цивилизация оказывается самым поздним этапом развития

единой культуры, который рассматривается как "логическая стадия, завершение

и исход культуры".

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т. 38) читаем

следующее: "Цивилизация - состояние народа, которого он достиг благодаря

развитию общественности, жизни обществом и которое характеризуется

удалением от первоначальной обстановки и общественных отношений и высоким

развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление... Определение

понятия цивилизации, установление ее факторов и оценка значения происходит

от общего миросозерцания и является выражением его философско-исторических

воззрений... Самым близким по смыслу является слово "культура" ". Далее

Д.Каринский (автор этой обширной статьи) отмечает, что главное содержание

истории должна составлять культурная история или история цивилизации, и

следующим образом определяет структуру цивилизации (или культуры) : 1)

материальный быт, все то, что служит человеку для удовлетворения его

физических потребностей; 2) общественный быт (семья, сословные организации,

ассоциации, государство и право); 3) духовная культура (религия, мораль,

искусство, философия и наука). Он указывает и на основные вопросы или

изучении цивилизации: 1) исходная точка ее развития; 2) законы, по которым

совершается развитие цивилизации; 3) факторы этого развития и их

взаимодействие; 4) характеристики изменения духовной и физической природы

человека с развитием цивилизации; 5) в чем заключается назначение

цивилизации.

Таковыми были основные представления о цивилизации на рубеже 19-20

веков. Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много

нового в понимании цивилизации, которую стали рассматривать как целостность

экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни

общества в определенных пространственных и временных границах. Эта

целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами,

определяемых действием экономических и социальных законов.

Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.