Рефераты. Культура и цивилизация






общения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагает

способность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общения

коммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы

ощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на это

другого человека - это значит признавать равенство каждого по отношению к

человечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о норме

поведения. Разумеется, в культуре есть множество норм и привил поведения.

Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей.

Существуют нормы права и мораль, нормы в искусстве, нормы религиозного

сознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека,

обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми

в той или иной культуре.

Перечисленные функции культуры обычно относят лишь к духовной.

Договорившись о том, что духовная культура играет главную роль, будем

считать, что ее функции - это все же главные функции культуры. Что касается

функций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из основной

ее функции, из ее роли быть фундаментом духовной культуры и ее функций. И

действительно, почти все перечисленные функции не могут осуществляться без

материальной основы.

Человек и культура.

Положение человека в мире и его отношение к миру зависят от самых

различных социальных факторов, в том числе и от культуры. При этом в любую

историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их

взаимодействие, взаимопроникновение существенно определяют жизненную

позицию человека, его мировоззрение и мироощущение.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Когда западные культурологи (П.Сорокин, А.Тойнби) рассуждают о

движущих силах культуры, они выделяют в качестве ее активного элемента, как

правило, "интеллектуальную элиту". Выразители идеологии мелкой буржуазии

(Н.Михайловский и др.) говорили о "героической личности". Если в буржуазной

социологии и поднимался вопрос о творчестве масс, то речь шла либо о

неуловимой "народной душе" (В.Виндт), либо о "коллективных представлениях"

(Э.Дюркгейм). С одной стороны, мы знаем, что в классово-антагонистических

формациях способы производства духовных ценностей таковы, что трудящиеся

массы фактически исключаются из этого производства. С другой стороны,

выдающихся деятелей культуры мы знаем, как правило, по именам. Мы

безошибочно называем создателей "Илиады" и "Одиссеи", "Войны и мира", "Саги

о Форсайтах", "Сикстинской мадонны", "Гибели Помпеи", "Ночного дозора",

"Героической симфонии", трагедии и оперы "Фауст" и т.д. Даже если имена

создателей нам неизвестны, как, например, в случаях "Песни о Роланде" или

"Слова о полку Игореве", мы все равно глубоко убеждены в том, что за этими

творениями искусства стоят высокоодаренные мастера слова, имена которых до

нас не дошли.

Казалось бы, все ясно - культуру создают отдельные личности. Однако не

будем торопиться с этим выводом. Ведь когда мы говорим о культуре, мы имеем

в виду не только произведения искусства, а всю совокупность материальных и

духовных ценностей и способов деятельности по их созданию. Этот момент

весьма существен - он меняет всю постановку проблемы движущих сил культуры.

Чтобы ее изучить, надо для начало ответить на вопрос: кто действительный

творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры?

Прежде всего та часть общества, которая с помощью своих трудовых навыков

приводит в действие средства производства, т.е. трудящиеся массы. Определим

основные аспекты участия трудящихся масс в развитии культуры. Трудящиеся

составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их

трудовой деятельности человечество может существовать и нормально

функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию

материальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно

трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме

играют решающую роль в создании > материальных культурных ценностей. Это

их роль постоянна, непрерывна.

Как показывает исторический опыт, когда народные массы активно

участвуют в социальных революциях, происходят стремительные и глубокие

социальные преобразования, ускоряется ход исторического процесса и развитие

мировой культуры. Эта сторона решающей роли трудящихся масс носит, однако,

прерывистый, скачкообразный характер. Периоды бурной социальной активности

масс сменяются периодами их социальной пассивности. Причины такой смены

коренятся не в какой-то мифической "народной душе", а в объективных

социально-экономических условиях. Но и в том, и в другом случае (активности

и пассивности) трудящиеся массы играют решающую роль в истории: своей

активностью они ускоряют ее ход, своей пассивностью - замедляют темпы ее

развития. Это очень важно отметить, так как в обычном словоупотреблении

"решающая роль" понимается только как позитивное влияние на что-либо. В

действительности же массы оказывают решающее воздействие на ход развития

истории и мировой культуры как своей силой, так и своей слабостью. И

социальная сила, и социальная слабость трудящихся масс всегда должны

приниматься во внимание при оценке того или иного конкретного этапа в

развитии мировой культуры.

Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной

культуры. Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что

большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами

(архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами, учеными,

изобретателями и т.д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая

материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им

возможность для занятий духовным творчеством. Своим трудом они в конечном

счете определяли состояние материального производства и общественных

отношений конкретной исторической эпохи, что в свою очередь оказывало

воздействие на формирование духовных ценностей. Важно и то, что

освободительная борьба народных масс и их созидательная деятельность были

объектом, который отражался в ценностях духовной культуры. Наконец,

трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и

фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой

деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.

Итак, народные массы играют решающую роль в развитии мировой культуры.

Ну а как же быть с личностью? Если решающая роль принадлежит массам, то

значит ли это, что личности отводится место где-то "на задворках истории"?

Нет, не значит.

Значительная часть духовных ценностей создается профессиональными

творцами. Да и в области материальной культуры творческой личности

принадлежит многое. Сколь бы ни были искусны резчики по камню и строители,

но если бы не архитектурный гений Донато Браманте, мы не имели бы такого

величественного сооружения, как собор святого Петра в Риме. Вошел в века,

как писал В. Маяковский, "водопровод еще сработанный рабами Рима", но ведь

и он был спроектирован древними римскими архитекторами, хорошо знавшими

свое дело. Как видим личность играет весьма заметную роль в развитии

культуры.

Важен следующий факт. Прежде чем личность сможет начать активные

действия, она должна сформироваться в обществе, вписать себя в коллективный

опыт человечества. Это влияние общества на личность характеризуется

множеством обстоятельств. Отметим только некоторые из них. Во-первых,

каждый исторический тип культуры создает свой основной тип личности. Он

различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее, обусловленное

связями личности с обществом в целом и его культурой. Во-вторых, различные

типы культуры предоставляют разные возможности для формирования и развития

личности. Если в первобытном обществе индивид еще слит с коллективом, почти

не воспринимая себя как нечто самостоятельное, то каждая последующая

общественно-экономическая формация предоставляет все больше и больше

возможностей для его развития.

Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные

движущие силы развития культуры - это народные массы и личность. Они движет

культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решаю разные

задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг

друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то наверно, лучшим

образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а

девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в

этой связи слова М. И .Глинки: "Народ создает музыку, а мы, композиторы,

только аранжируем ее".

ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.

На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той

общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой

общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях

социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись:

социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения

общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного

общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность

людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен

от него.

Также особенностью первобытной социальности был ее "естественный"

характер. Родо-племенные, а также внутри и межобщинные отношения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.