Рефераты. Культура и цивилизация






когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или

Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.

ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.

Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью

имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной

реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для

человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют

особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще "лучами

культуры". Нас вдохновляют тишина, закатная заря, одиночество в лунной ночи

или пронизанная солнечным светом листва. Все это воспринимается и

переживается как нечто высокое и торжественное. Иначе говоря, реальные

факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и

оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или,

напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и

неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то:

хорошее, приятное, прекрасное, нежное, изящное, благородное,

величественное, возвышенное, сокровенное, священное и т.п. Мы, например,

испытываем удовольствие при "виде полезного для нас предмета, мы называем

его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета,

лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным". (2*)

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью

благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к

ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности

наших вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он мне мил не потому, что хорош, а

хорош, потому, что мил". Таким образом, можно сказать, что ценность -это

субъективно-объективная реальность. Вот почему утверждая, что вкусах не

спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на

приоритет и объективность именно своего вкуса. "Приятным каждый называет

то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только

нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он

усматривает объективную ценность" (3*).Нечего и говорить о том, насколько

значимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в жизни.

Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или

созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное

бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней функцию и поэтому

имеет общественную ценность, например стол - это не просто доска,

опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или

работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные:

произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и

т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и

духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как

ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия

общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его

взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно

оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей,

интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта

оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной,

субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и

ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким

образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры.

Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от

одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной

нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения

предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что

принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.

ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием

самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные

виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры. Но

примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и

отдельному человеку.

Виды культуры по отношению к природе,

В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую

культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение

(зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию

ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной

Среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.

Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства.

Ведь она существует не только как его продуктивная способность, но и как

воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно

для природы, и этот факт в последние десятилетия был осознан как

экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.

Виды культурной деятельности в обществе.

Материальное производство как посредник между обществом и природой

включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К

ней относится прежде всего труд. Еще К.Маркс различал живой и

овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосредственно

производительной деятельности и культура управления производством,

строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно и более дробное деление:

культура руководителя, культура или мастерство строителя, культура вождения

автомобиля и т.д. Очевидно, в конечном итоге мы придем к совокупности

знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его

культура и отношение к труду.

Понятие "культура" употребляют при характеристике исторических эпох

(средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при

характеристике обществ и регионов (европейская культура), при

характеристике народностей (славянская культура).

Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и

жизни (художественная культура, культура быта, досуга, физическая

культура), а также по отношению к видам искусства (музыкальная культура,

театральная культура, культура зодчества). Уровень или степень развития

общества, представленные в каких-либо достижениях, также характеризуют

понятием "культура".

Понятие ''культуры" по отношению к отдельному человеку.

Культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных

видообразований культуры. И все же: ни отношение к природе , ни отношение к

труду или к каким-то общественным обязанностям - ничто так не характеризует

культуру, как отношение человека к человеку и самому себе. Но именно этому

отношению мы привыкли придавать очень мало значения. Между тем, если

согласиться, что источник культуры - в самом человеке, то пренебрежение

человеком и человеческими отношения-г ми в обществе в конечном итоге

скажется и на состояние его культуры.

Понятие "культура" применяют буквально к каждой человеческой

способности - телесной или духовной (психической). Существуют,

к примеру, давние традиции отношения к телу человека, как к храму. Еще

древние понимали, что оно является самым совершенным произведением природы.

Поклонением гармонии человеческого тела пронизано искусство античности и

Возрождения. Считалось, что если дух - это истинное сокровище, то оно

должно иметь достойную оправу в виде развитого и одухотворенного тела.

Культуру телесности видели в том, насколько она способствует духовному

выражению.

Существовала и другая традиция отношения к телу, родившаяся в

средневековье. Тело, которое рассматривалось как временное пристанище,

сравнивалось с темницей духа. В данной традиции абсолютное предпочтение

отдавалось духу, а прихоти тела - причем далеко не все - следовало

удовлетворять лишь в самой незначительной степени. Ровно настолько,

насколько это необходимо для поддержания духовной жизни.

Сегодняшние взгляды на человеческое тело существенно изменились. Это

выражается прежде всего в том, что в представлении о самом себе человек не

связывает тело с психикой. Тело рассматривается в основном как организм,

ведущий вполне самостоятельное существование. В соответствии с этим

изменились и представления о культуре тела. Чаще всего она ограничена

областью физических упражнений и достижений в спорте. Выработана и система

целенаправленных упражнений для развития мускулатуры или своеобразного

"строительства тела" (культуризм). Это отвечает взглядам людей эпохи

индустриализации, где предпочтение отдается силе и технике.

Общая культура человека все же предполагает единство и гармонию его

тела и души (психики). Гора мышц не уравновесит песчинку интеллекта.

Поэтому древние мудрецы большое значение придавали культуре психики

человека. Вспомним Цицерона: культура духа есть философия. И деятели

Просвещения основное внимание уделяли образованности, просвещенности

человека, т.е. культуре разума.

Предметный и личностный виды культуры.

Среди недостатков в понимании культуры отметим сведение ее к

внешнему, предметному виду. Но видимый нами мир культуры - это одна из ее

частей. Как по одежде лишь встречают человека, но провожают его уже по уму,

так и предметный мир или вид культуры - это только встреча с ней. Видеть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.