Рефераты. Культура и цивилизация






предметы - данной способностью обладают все более или менее развитые живые

существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Ученый в формуле

видит закон природы. Верующий человек во всем видит Бога. Смешной и наивной

кажется нам сегодня вера средневекового человека в леших, ведьм, русалок,

но он-то видел их, и потому для него они были реальны. А средневековому

человеку, возможно, показалась смешной наша способность при чтении видеть

героев, которые никогда и не существовали на свете. Видеть можно одно, а

понимать при этом совсем другое. Мы видим, например, что именно Солнце

вращается вокруг Земли, но понимаем, что в действительности Земля вращается

вокруг него.

Из этого не следует, конечно, что предметный вид культуры не имеет

никакого значения. Английский писатель О.Уайльд считал, что лишь

поверхностный человек не судит по внешности. Для умного человека внешность

чего бы то ни было говорит о многом. Но то, о чем она говорит, скрывается

все же за внешностью. Русский философ В.С. Соловьев писал когда-то:

Милый друг, иль ты не знаешь,

Что все видимое нами

Только отблеск, только тени

От незримого очами... (4*)

Предметный вид культуры - ее видимость. Разумеется, культура не может

существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней, как не сводима

психика человека к его телу. Культура имеет еще и личностный вид, который

запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального,

эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между

людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры,

нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно

настолько, насколько сам является личностью. В такой же мере мы и привносим

в культуру что-то от себя, т.е. служим ее источником.

Виды культуры и формы культуры.

Все содержание культуры оформлено или организовано определенным

способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. И

организована она подобно тому, как организован сам человек, поскольку

культура - способ деятельного существования человека. А способ

существования не может принципиально отличаться от того, кто существует. В

философии способ существования, или организации, называется формой.

Следовательно, как человек есть единство внешнего и внутреннего, так и

культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного

видов.

Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу

материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют

законы природного, материального мира.

Совокупность материальных ценностей принято называть материальной

культурой.

Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу

духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы

и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и

окружающем его мире.

Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм

существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного,

строго говоря, можно только в воображении. Попробуйте сделать это,

например, в отношении какого-нибудь произведения искусства. Где, скажем,

материальная сторона в музыкальном произведении, а где - духовная? Собаке-

ищейке бесполезно показывать портреты преступника или его жертвы, поскольку

в них нет ничего материального, что она могла бы принять за "след". А

идеальную сторону портретов она воспринимать не способна. На это способен

только человек. Для духовного существа все в мире пронизано духом.

Некоторые авторы вообще склонны применять понятие "культура" только к

духовной жизни общества. (5*)

Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной культуры - отнюдь

не признак культуры.

Таким признаком является единство и гармония внешнего и внутреннего,

материального и духовного.

Содержание культуры.

Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть

культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он

и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры

становится все содержание человеческой деятельности. О том, что находится

вне сферы деятельности - практической или теоретической, ничего

определенного мы не можем сказать. Включать в содержание культуры то, что

не охвачено деятельностью, нет никаких оснований. Границы деятельности -

это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. В.М. Межуев, один из

теоретиков культуры в нашей стране, так и считает: "Весь мир в целом есть

для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с

человеком'' (6*). Но культура - все же способ организации деятельности, а

не только сама деятельность. Это значит, что она представляет собой и

способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление

человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве в нею, но все

же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал:

"Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека

как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений,

потребностей, способностей, форм общения и т.д." (6*) (Там же. С. 78.).

Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом добавим,

что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его

представление о самом себе.

Функции культуры,

Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для

сохранения развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в

человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради

человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается

защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы

гуманизма - все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и

функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления

общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности,

которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. Как правило, из-за

непонимания их современниками они вынуждены были иногда покидать мир

культуры, изолировать себя от общества и т.д. К числу таких личностей,

например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее

функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту

нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в

человеке.

Познавательная и информативная функции культуры,

Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась к чему-то

определенному и немногому, но важному. В сегодняшних представлениях о

функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится

человекотворческой функции. Так что усилия великих мыслителей, призывавших

видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропал

даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой

функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для

появления самых различных функций. Культура -это своеобразное самопознание

человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и

его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким

бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и

самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством

знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.

Информативную функцию культуры оценивают очень высоко представители

семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает

поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Но это не

значит, что достаточно приобщиться к опыту мировой культуры. Необходимо

различать понятия "культурность" и "современность". Чтобы стать

культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, "через все

эпохи мировой культуры".

Коммуникативная функция и культура общения.

Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур,

взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение

Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются

яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются

идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обмен идеями в

отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную культуру.

Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном

идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если

такого движения нет, то нет и культурного роста. Человек растет к

человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура - это культ роста, как

иногда говорят. А рост происходит оттого, что человек приобщается, не теряя

себя, к мудрости человеческого рода.

Регулятивная и оценочная функции культуры.

Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве,

но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с

героями книг, с Богом или с самим собой, каким он видит себя. В таком

общении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.