Рефераты. Кандидатский минимум по Философии






реальности ни волновые ни корпускулярные свойства). Антиномия - острая

форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие логические

противоречия есть двтигатеьная сила научного познания.

“Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте

между реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диалектика

противоречий в мысли - это не противоречие самому себе, не отсутствие

логики, а взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов,

понятий. Рекомендации формальной логики помогают понять реальные

противоречия. В диалектике речь идет о потиворечиях в самом объекте и об

отражении этих противоречий в мышлении, где они сознательно фиксируются и

решаются.

Диалектика - не метод награмождения противоречий. Без соблюдения

правил форм логики диалектика превратилась бы в софстику. Дело диалектики -

выявление и разрешение противоречий.

Основные типы противоречий. Характер противоречий зависит от

специфики противоположных сторон и от условий в которых осуществляется их

взаимодействие. И это взаимодействие есть отношение или несовместимых и

враждебных или дополняющих и обогащающих друг друга моментов и тендеций.

Отсюда многообразие противоречий. Различают внутренние и внешние, основные

и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия.

Взаимодействие противоположных сторон внутри даной системы (наприм

внутри данного вида животных или организма) характеризует внутреннее

противоречие, выражающее состояние системы как определение целостности.

Каждая система существует в рамках более сложных систем. Тогда очевидно,

что внешнее противоречие являет собой взаимодействие противоположностей,

относящихся к разным системам (между организмом и средой, природой и

обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутреннего противоречия

относительны.

Именно внутренним противоречиям принадлежит решающая роль в развитии

системы. Внешние противоречия могут послужить толчком, но прежде чем стать

истинной силой развития они должны перейти во внутреннюю структуру объекта

(адаптация организма к внешней среде, должен выработать новое качество,

которое вступает во внутреннюю противоположность с исходными качествами).

Таким образом внешнее всегда действует через внутренее.

В ряду внутренних противоречий выделяются основные (главные) и

неосновные противоречия. Основное - это сущностное противоречие: оно

связано с глубинными, лежащими в основании этой системы формами

взаимодействия противоположностей, составляющих ее структуру (общество -

противоположность между производством и потреблением. Нужно производить

чтобы жить, но производство порождает новые потребности).

Антагонистические противоречия - взаимодействие между непримиримыми

враждебными силами. Внутри эксплуататорских формаций, в том числе

современного империализма. Транснациональными корпорациями - национально-

государственной формой общества. Империализм - развивающиеся страны. Война

и мир.

Неантагонистические противоречия. Взаимодействие между социальными

группами, интересы которых совпадают.

42.Категория “Закон”. Законы природы, общества и познания.

Все в этом мире подчинено закономерностям. Арбуз из желудя не

выростет, хоть ты тресни.

Веками человек подмечал определенный порядок мироздания и повторяемость

явлений, что наталкивало на мысль о существовании чего-то закономерного.

Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней

стадии развития человеческого общества, в период становления науки как

системы знания.

Закон - есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип

связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный

относительно типологически классифицированных условий своего проявления.

Будучи по своей форме продуктами человеческих знаний, по своему

внутреннему содержанию законы выражают объективные процессы

действительности. Познание законов и есть основная задача науки.

Понятие закона находится в тесной связи с детерминизмом, но не

тождественно ему.. Если детерменизм говорит о всеобщей обусловленности

явлений, то понятие закона выражает качественную устойчивость повторяющихся

связей, рассматривая их не с точки зрения констатации и причинного

понимания, но с точки зрения их объективной необходимости и качественной

регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он

является мерой предсказуемости связи. Поэтому закон как выражение действия

объективной необходимости может рассматриваться в качестве особого вида

детерминации: как детерминация будущим в отличии от причинной детерминации

прошлым и системной детерминации настоящим.

Однако не все формулировки закона имеют причинную форму. В

подавляющем большинстве следствия закона формулируются в виде какой-либо

функциональной зависимости или классификации соотношения, т.е. в конечном

счете закон по форме тяготеет к системной корреллции, а не генетической

причинности. Однако это не значит что причинность отсутствует в тех связях,

отражением которых являются коррелятивные формулировки законов. Налицо

противоречие: с одной стороны, содержание категории закона формировалось в

единстве с принципом причинности, а с другой - формулирование законов

всегда осуществляется в виде различного рода функциональных соответствий

без всякого причинного обоснования. Это породило многочисленные споры о

сущности категории закона.

Согласно религиозно-идеалистическим взглядам, в мире все течет по

созданным Богом путям, которые управляют всем, выполняя волю всевышнего.

Бог управляет миром через законы, “подобно ямщику, держащему в руках вожжи

всех событий Вселеной”. Согласно субъективному идеализму законы возникают

лишь из-за любви человека к порядку.

Однако в силу того, что мир есть самоуправляющая система, законы в

ней являются ее внутренним самопроявлением.

С точки зрения сферы действия законы делятся на общие, универсальные

(закон сохранения энергии) и частные, действующие лишь в ограниченной

области (закон общего развития).

По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения (

в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах),

законы функционирования ( причинная и системная детерминация) и законы

развития ( область причинной детерминации). В силу диалектики необходимости

и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают

себе путь сквозь хаос случайностей.

По форме своего проявления законы делятся на динамические и

статистические. Так любой брошенный камень вернется на землю в силу

динамического закона, а количество очков на брошенных костях

непредсказуемо, действует статистическая закономерность.

Необходимо различать тенденции и статистическую вероятность:

тенденция отражает путь проявления однозначных динамических законов, а

статистическая закономерность предполагают альтернативную вероятность

конкретного события. Обычно в случае динамического, хотя бы и в форме

тенденции, проявления говорят о законе, а в случае статистического

проявления - о закономерности. Однако и то и другое является различными

выражениями необходимости. Но закономерность в отличии от закона отражает

не жестко детерминированный характер объективной необходимости, а лишь ту

или иную степень вероятности ее проявления. Строение организма подчиняется

законам, однако обладает и массой индивидуальных качеств, которые с точки

зрения общего закона есть случайности, через которые и проявляется закон.

Закон как необходимость в конкретном, действуя опосредовано через

случайное, выступает для этого конкретного как закономерность. Иными

словами закономерность - это форса конкретного проявления закона.

В мире действуют законы , а не слепой рок. Это особенно верно для

социальных законов, т.к. закон общего развития не может осуществляться без

деятельности людей, обладающих достаточно высокой степенью творческой

свободы.

Итак все в мире находится во взаимной связи, которая порождает

активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение

материи, без самодвижения невозможно развитие. Раазвитие обусловлено

различными видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей

связи и развития является категория закона, категория не только объясняющая

прошедшее, но и частично прогнозирующая будущее.

44.Познание как предмет философского анализа. Чувственное познание и его

формы. Сенсуализм.

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс

постижения окружающего мира.

Как осуществляется процесс познания? Из каких этапов он

состоит? Какова их структура?

Большинство философских систем нового времени выделяли 2

основных этапа:

Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания

определялись разными философиями по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза,

Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному

познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи

разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание

главным и даже единственым источником знаний (Гоббс, Локк).

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в

историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение

последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап

истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.