воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут
быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм
материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры -
продуктах труда, произведениях искусства и пр.
7) Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в
себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.
8) Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в
повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и
общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в
целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. -
несводимы к индивидуальному сознанию.
9) Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать
человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через
отображение способствовать преобразованию реального мира.
36.Происхождение и сущность сознания.
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же
возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет
собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются
споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из
познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны также как
попытка из окна увидеть себя идущим по улице.
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы
друг от друга.
Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она
носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи.
Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в
определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи
мозга.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с
речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности.
Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках
основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставление
относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из
свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное
противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает
как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей.
Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство
высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей
существует и различие, и связь, и единство.
Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.
Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме
от этих объектов, как идеальные их копии.
Единство и связь - психические явления и мозг тесно связаны как
свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без
которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании
психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными
объектами.
Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в
том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых
в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они
возникли.
Идеальное выступает как момент практического отношения человека к
миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим
поколениями - прежде всего способеностью отражать в материальных формах
языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные
предметы.
Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию
в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом
плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы
отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношений
материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.
Идеальное и материальное не разделены нероходимой гранью. Идеальное
есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и
преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное
производит мозг.
Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического
развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной
материальной системы.
Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением
обладают все материальные образования. Оно является моментом любого
взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием
другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки
, следы...
Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап
развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением
чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства
предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму
психики.
Психика - это способность живых существ создавать чувственные и
обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно
своим потребностям.
Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний
его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает
не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
37.Проблема противоречия в философии и логике.
Одним из коренных вопросов мировоззрения и общественной методологии
является вопрос о том, следует ли искать источник движения и развития мира
вне его или в нем самом. Этот источник находится в нем самом, в порождаемых
им противоречиях, что выражается в законе единства и борьбы
противоположностей, которая гласит, что развитие объективной реальности и
все формы человеческой деятельности осуществляются через раздвоение единого
на противоположные составляющие, и взаимодействие этих противоположностей
характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой стороны -
составляет внутренний импульс ее изменения, развития.
Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и
противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы
или между системами, процесс столконовения противоположных стремлений и
сил. Предельный случай противоречия - конфликт.
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как внутри себя
так и между собой. Различие есть отношение нетождественности,
неодинаковости объекта и в самом себе и с другими. Различие имеет свои
степени: оно может быть несущественным и существенным. Предельный случай
существенного различия - противоположность. Удачной моделью
противоположности может служить магнит с его 2 полюсами (его можно делить
сколько угодно).
Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и
взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Они противостоят
друг другу в рамках единого взаимоотношения : наличие одной предполагает
бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” -
Гегель.
Диалектический принцип противоположностей отражает двойственные
отношения внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Все полно
потиворечий и живет в них.
Противоположности, не образующие единства, не являются
диалектическими, их нельзя считать движущей силой развития системы.
Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не являются
частями целого и не несут импульса к развитию. Противоположности могут
приходить в столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единое
целое в котором один момент также необходим как и другой. При этом сами
противоположности и их единство, выражающее устойчивость объекта, -
относительны, борьба же, выражающая бесконечность процесса развития,-
абсолютна.
Противоречие буквально означает резкое рассогласование в речи,
высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассуждения могут появляться пары
суждений, противоречащих друг другу. Оба эти утверждения не могут быть
истинны. Одновременно утверждение и того и другого рассматривается в логике
как необходимо-ложное. Запрет противоречий, начиная с античности, считается
одним из принципов логического суждения. Такие противоречия считаются
нарушением правил рассуждения. Их появление - сигнал логической ошибки в
рассуждениях, ложно принятой посылки или... Вывод противоречия допускается
лишь для вспомогательных целей, в частности, в доказательствах от
противного в математике.
Однако реальный процесс развития научного знания связан с этапами
преодоления возникающих противоречий. “Для настоящего теоретика ничего не
может быть интереснее, чем такой факт, который вступает в противоречие с
общепринятой теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа.” -
М.Планк.
Специфической формой существования диалектических противоречий в
познании являются антиномии, которые служат формой теоретического
воспризведения противоречий в научных теоиях. Обнаружение антиномий и их
решение - характерная черта диалектического мышления. Поскольку антиномии
часто высказываются в форме противоречивых высказываний, запрещаемых
формальной логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диалектики и
формальной логики. Логика и диалектика действуют совместно. А как же логика
противоречий? В процессе познания они выступают не как знание, результат
(Бор и его принцип дополнительности - мы не вправе приписывать физической
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10