Рефераты. Кандидатский минимум по Философии






открытиям, ни к техническим изобретениям, Это всего лишь общекультурные

предпосылки научной деятельности, которые должны быть дополнены

содержательной работой исследователя и инженера.

Энгельс заключает, что диалектика - «не более как наука о всеобщих

законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», и

не видит противоречия между этим определением и своим же требованием

понимать философию как учение о законах «самого процесса мышления».

Материализм К. Маркса Ф. Энгельса был несомненным достижением

философской мысли второй половины XIX века. Марксизм стал первой попыткой

последовательного материалистического объяснения социальных процессов и

сложных явлений мира: мышления, жизни, саморазвития и т.д. Однако он

страдал, как и материализм Гольбаха и Фейербаха, существенным недостатком -

недооценкой роли субъективной активности человека, будь то в мышлении или

же в социальной жизни.

30.Философская категория “Бытие”. Основные формы бытия.

Бытие - понятие, которым в материалистической философии обозначается

весь окружающий нас мир, существующий объективно, независимо от нашего

сознания. Диалектический материализм не ограничивается, однако, признанием

реальности существования мира, объективности бытия. Важнейший признак бытия

- его материальность, что доказывается всем развитием науки, практики

людей. Это означает, что бытие не просто существует вне нашего сознания.

Будучи материальным, оно вечно и первично по отношению к сознанию,

определяет его развитие, сознание же вторично, является отражением бытия.

Поэтому понятия бытия и материи часто употребляются в одном и том же

смысле, как синонимы. Вместе с тем важно подчеркнуть, что именно материя

обуславливает объективную реальность окружающего нас мира, порождает в

своем постоянном движении, развитии бесконечное многообразие форм бытия -

конкретных предметов, процессов и явлений.

«Чистого» бытия, т.е. бытия, существующего до материи и вне ее, нет.

Попытки отрыва бытия от материи неизбежно приводят к идеализму, когда на

место реальной, материальной основы мира ставится духовная, идеальная. В

применении к развитию общества понятие бытия вообще выступает как понятие

общественного бытия, первичного по отношению к общественному сознанию и

определяющего его содержание (Общественное бытие и общественное сознание).

31.Становление и развитие философской категории “Материя”.

Материя - фундаментальная исходная категория философии, от того или

иного ее понимания зависит решение практически всех других философских

проблем. От латинского materia – вещество. Это вещественное значение

удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный

материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от

качественного разнообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей

это качественное разнообразие основы мира - первоматерии. Это

абстрагирование сложно. Поэтому сначала все качественное разнообразие мира

выводилось из какого-либо одного тоже качественно определенного,

эмпирически воспринимаемого элемента (огонь, вода...). Но уже Демокрит

заметил, что с помощью одного качественного определения вещества невозможно

объяснить происхождение другого, так как он не содержит принципа своего

превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего

существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Она была очень

плодотворной для философии и науки в целом. С этой теорией связаны многие

открытия в физике (тяжесть, теория теплоты, сохранение вещества...).

Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явлений и событий мира

на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физическая

картина мира получит полную завершенность. Г. Лиргоф: “Разве осталось еще

что-нибудь открывать?”

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом

оказался вовсе не мельчайшей частицей вещества. Открытие электромагнитных

полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле - принципиально отличное

от вещества состояние материи.

Первоначально поле понималось как окружающее какой-нибудь предмет

пространство, для каждой точки которого можно определить величину и

направление силы взаимодействия между данным объектом и другим (поле -

атрибут вещества). Но затем было доказано, что поле не только атрибут

объекта, но и самостоятельная реальность, т.е. новый вид материи, основным

свойством которого является непрерывность.

Все это привело к философскому кризису - “Материя исчезла”. Этот

кризис связан с утратой представления о материи как о веществе. Изменение

массы электрона при изменении условий поля или скорости, ядерные реакции -

превращение вещества в энергию. Ужас...

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила

обратиться к математическим моделям. Некоторые предали при этом материю

забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был

связан с механически-вещественным пониманием материи.

Был этот мир глубокой тьмой окутан. / Да будет свет!\ . И вот явился Ньютон

\ Но сатана недолго ждал реванша\. Пришел Эйнштейн \И стало все как

раньше\.

Диалектико-материалистическое понятие материи. Необходимо было

освободить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием

вещества. Ленин замечал, что исчезла не материя, а метафизическое

представление о ней. Единственное свойство материи - “быть объективной

реальностью, существовать вне нашего сознания.” Короче, “материя есть

философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана

человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается

нашими ощущениями (как непосредственно так и опосредовано), существуя

независимо от них” - Гольбах.

Строение материи - физический вопрос. А вопрос об отношении нашего

познания к миру - это философская проблема. Поэтому нельзя дать определения

центральной категории теории познания как тоько через ее соотнесение с

другой, столь же широкой категорией - сознанием и определением того, что из

них берется за первичное. Причем противоположность материи и сознания имеет

абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области:

исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что

признать превичным. За этими пределами относительность данного

противоположения несомненна.

32.Материя и основные формы ее существования. Проблема пространства,

времени и движения.

Материя - «философская категория для обозначения объективной

реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от

них» (Ленин).

В домарксистской философии под материей понимали некое вещественное

начало, которое однородно, однообразно, едино для всех предметов и

процессов и не сводится к какому-либо известному конкретному виду вещества.

Такое понимание материи возникло еще в древней философии и получило

дальнейшее развитие в философии и естествознании нового времени. При этом

материалисты и объективные идеалисты, сходясь в том, что материя - это

вещественный субстрат предметов и явлений, вкладывали в понятие « материя »

разное содержание, по-разному представляли себе ее соотношение с духом, ее

место и роль в структуре мира, связь материи и движения.

У материалистов материя связана с движением, обладает внутренней

активностью. Она выступает как единая первооснова мира, никем и ничем не

сотворенная, вечная и неуничтожимая, порождающая все многообразие

конкретных вещей и явлений. Материя первична по отношению к сознанию,

которое, с одной стороны, отражает материальный мир, а с другой - является

результатом функционирования особым образом организованной материи.

Идеалисты рассматривали материю как порождение, результат творения

противоположной ей духовной субстанции (бога, абсолютной идеи, мирового

разума), которая наделила косную, неподвижную материю движением и создала

из неё конкретные вещи. Эта же духовная субстанция породила и человеческий

разум, который оказывается, таким образом, не связанным с материальным

миром ни по происхождению, ни функционально.

Диалектический материализм понимает под материей все многообразие

мира, существующего вне и независимо от человеческого сознания, всю

совокупность предметов и явлений, их свойств и отношений. Опираясь на

данные наук, диалектический материализм последовательно обосновал

материалистический тезис о неразрывной связи материи и движения, понимая

под последним не какой-либо конкретный вид движения, а изменение вообще,

происходящее в самых различных формах и обладающее внутренними источниками,

импульсами.

33.Диалектика, ее основные принципы, законы и категории.

Диалектика (марксистская философия) - наука о наиболее общих законах

развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений

действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними

противоречиями.

Диалектика (первоначально) - спор, столкновение противоположных

мнений, в результате которого возникает истина.

Вначале диалектика существовала в виде наивного, основанного на

внешнем наблюдении представления о том, что все в мире постоянно

изменяется, обновляется, происходит круговорот веществ в природе, вещи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.