Рефераты. Кандидатский минимум по Философии






потребностей. Ценностный подход был ранее прерогативой религии, но уже

античные мыслители, не выделяя понятия «ценность», в рамках этических

размышлений задумывались о природе и происхождении основных ценностей и об

их содержании.

С момента своего становления философия обращает внимание на

соотношение материально-вещественных и нравственно-религиозных ценностей,

материального богатства и научных знаний. Один из древнегреческих мудрецов

Аристипп говорил: «Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег,

то второй лишен образа человеческого».

Для древнегреческих философов особое значение в качестве ценностей

имели истина, добро и красота. Их интересовали основы этих ценностей.

Религиозно-христианская мысль в качестве незыблемой основы ценностей

предложила Бога, а главной ценностью - спасение души.

Философия Нового времени должным образом оценила эту ориентацию на

вымышленный, сверхъестественный мир. Стремление людей спасти свои души

имеет оборотной стороной презрение к материальным ценностям, своему

здоровью, продолжению рода, труду и познанию.

Конечно, мы не можем свести философию только к теории ценностей -

аксиологии, но следует признать, что ценностный аспект философии и в

частности - этика - ценностная ее сторона, которую никак не следует

отдавать на откуп религии.

Третий аспект философии - познавательный (гносеология). Как человек

может познавать мир, с помощью каких методов и средств?

Еще в античном мире сформировался скептицизм. Его сторонники

сомневались в возможности познания реальности и призывали к пассивности. К

счастью, скептики не составляют большинства в философском сообществе.

Философия содействует познанию природы и общества, пробуждая в

исследователях любопытство и заинтересованность в истине. Но еще большее

значение философии для научного познания в том, что она анализирует

познавательные возможности ученого, его методы исследования. Важнейшим

средством познания является мышление.

Итак, в философии различают ряд дисциплин: метафизику (онтологию),

аксиология и гносеология. Каждая из этих дисциплин располагает своим

набором понятий и характеризуется своей проблематикой.

Кроме перечисленных философских дисциплин, различают философию природы

(натурфилософию) и общества (социальную философию), философию науки и

техники, философию права и религии и т.д. Все эти теоретические построения

- продукт взаимодействия философии с другими формами общественного

сознания. Они не занимаются собственно философскими вопросами, а являют

собой использование логико-гносеологических средств для решения

мировоззренческих и методологических проблем науки, религии, искусства и

т.д.

4.Исторические типы философии.

Объективный идеализм: Платон, Фома Аквинский, Гегель

Объективный идеализм характеризуется признанием как объективного сущего

мирового разума (духа, идеи) и трактовкой материального мира как формы его

проявления.

В античном обществе объективный идеализм представлен учением Платона

(427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.). Его основные сочинения «Федр», «Пир»,

«Теэтет», «Тимей», «Законы».

В работе «Законы» Платон ставит вопрос: как правильно понимать, что

такое Солнце, Земля, Луна, звезды? И отвечает, что наивно сводить их к

материальному телу. Последние могут принять движение, но не являются

источником его. Этот источник Платон называет душой. Душа - это движение,

способное двигать само себя, причина изменения и всяческого перемещения

вещей. Итак, Солнце, Земля и т.д. - это всего лишь формы души. Душа

первична, фундаментальна; материальные тела вторичны, производны. Платон

ставит проблему соотношения духовного и материального и делает вывод о

божественности душ, скрывающихся за материальными телами.

Ученик Платона Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) пошел

дальше своего учителя, создав теорию о двух родах сущностей: абстрактные

общие идеи и конкретные реальные вещи. Это была попытка избежать

противоречий учения Платона, разрыва между идеальным (субъективным) и

реальным (объективным) мирами.

В годы Средневековья, приспосабливая философию Аристотеля к нуждам

католицизма, Фома Аквинский (1225 - 1274) разработал религиозную систему

объективного идеализма. Однако это была радикальная переработка

аристотелевской философии. У Аристотеля опыт, искусство, знание и мудрость

- четыре ступени науки. В познании от чувственных данных поднимаются к

умению ими распорядиться. Умение - это искусство, ремесло, технэ. Выще

технэ стоит знание, в нем раскрывается необходимое и закономерное. Высшим

уровнем познания является мудрость, метафизика.

Для Фомы Аквинского мудрость - это знание первооснов бытия, теология.

Теология выше науки, ибо мудрость выше знания. Теология выше и философии,

ибо лишь она дает понимание основ бытия. Философии дозволено воспринимать

теологическую мудрость и делать ее доступной для ученых.

В своей философской системе Фома признает не только первенство Бога,

но и существование иерархии чистых духов, или ангелов, а также различных

душ.

Бог - это чистая актуальность, само бытие, первопричина и первообразец

всего. В нем нет ни грани материи, он сгусток энергии, динамизма, и он

раздает бытие, чтобы появились отдельные вещи.

В вещах, по мнению Фомы, следует различать форму и материю. Само разделение

формы и материи идет от Аристотеля, но в философии Аквината оно

теологизируется. У Аристотеля материя вечна, ее никто не может сотворить. А

Фома придерживается креацианизма, творения материи из ничего. Сотворив

материю, Бог затем ее индивидуализирует с помощью формы, или универсалии.

Теоретические построения Фомы Аквинского стали каноническими для

католицизма. В настоящее время в доработанном виде его философия

функционирует в христианском мире как неотомизм, официальная доктрина

Ватикана.

Своей вершины объективный идеализм достиг в трудах Гегеля (1770 -

1831). Его основное произведение - «Логика», а его систему часто называют

панлогизмом или логическим идеализмом.

В качестве предмета философии Гегель рассматривает абсолютную идею

(Бог, Мировой Дух), которая одновременно и субстанция и субъект. Субстанция

она потому, что существует сама по себе и является целью для себя, а

субъект потому, что она - активность, непрерывное деяние. Её деяние состоит

в познании себя. Само же познание выражается в выявлении уже содержащихся в

ней особенностей и их осознания.

В учении Гегеля положения Платона о существующем в душе доопытном знании, а

также Фомы Аквинского об универсалиях как мыслях Бога усложняются и

приобретают вид цельного логического построения о познании абсолютной идеей

своего собственного содержания.

Мистицизм и иррационализм: Плотин, Бёме, Ясперс

Мистицизм - философское направление, представители которого ставят

своей целью осмысление и обоснование религиозной практики непосредственного

единения с мировым Духом. Его характерными чертами являются иррационализм и

интуитивизм. В центре его находится представление о трансцендентном

(потустороннем) Абсолюте, который не может быть раскрыт в системе

логических понятий. Сверхъестественное, трансцендентное, божественное

возможно постичь лишь в экстазе, «путем ухода от чувственного мира и

погружения в глубину собственного бытия». Соединиться с Богом можно

«посредством растворения собственного сознания в Боге».

Представители неоплатонизма продолжили традиции Платона и значительно

усилили мистические настроения своего предшественника. Одним из видных

представителей неоплатонизма является Плотин (205 - 270), составивший

знаменитые «Эннеады».

Учение Плотина - мистический идеализм. В нем роль первого начала отводится

«Единому». Единое - это Бог, существующий вне природы и над мировым духом

(разумом, нусом), мировой душой, материей и природой. Как человек приходит

к постижению Единого?

По мнению плотина, к Богу индивида ведет путь самоочищения души от

материального, суетного, самоуглубление во внутренний мир. Верить в Бога

людям помогают духовные подвижники. Творение мира Единым Плотин называет

эманацией. В результате эманации возникает мировой дух. Мировая душа

распадается на отдельные души. Материя возникает как низшая ступень

эманации. Природа наполнена различными душами: Земли, Солнца и т.д. Душа

Земли, в свою очередь, рождает души растений, животных. Души - лучшая часть

природы, материя - ее худшая часть. Она - погасший свет, излученный Единым.

И в этом смысле - небытие. И в этом же смысле - противостояние Единому

(Благу). Материал, телесное - источник зла.

Одним из выразителей немецкого мистицизма был Я.Бёме (1575 - 1624). Как и

Плотин, он был подвержен мистическим видениям. Его основные произведения:

«Аврора или утренняя заря в восходе», «О троякой жизни человека».

В них он доказывал, что потусторонний мир, который по Гегелю, постижим

лишь для разума, должен быть обнаружен индивидом в собственной душе.

Католическое духовенство, полагающее себя посредником между верующим и

Богом, не одобряет подобные рассуждения.

Бёме учил, что «из первоосновы, которая представляет собой вечное

единство, безмолвие без сущности, вечный покой и ничто, силой стремления к

«нечто» порождается божество, потом Богом - вечная природа, затем властью

божьей - духовный мир и как последнее порождение - земной мир».

Фейербах подметил коренную слабость мистического идеализма. Его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.