из них остается неизменным во все времена, что изменяется? Могут ли они
еще быть преобразованы? Полностью ли они скрыты? Научился ли человек
обуздывать эти импульсы только в историческое время или уже в доистории?
Прорываются ли они вообще время от времени или хотя бы в определенных
ситуациях, разрывают ли скрывающие их покровы? Когда и как это
происходило? Прорвутся ли изначальные импульсы с неведомой дотоле силой,
если произойдет крушение всего того, во что мы верим и что передано нам
предыдущими поколениями? Какой облик примут эти исконные силы, если им
будет придана определенная форма? Как это осуществить? Во что они
превратятся, если будут лишены возможности выразить себя и осуществить
непосредственное воздействие, если, например, они будут замаскированы
посредством понятийных схем, представлений о мире, ценностных понятий,
насилия, что означало бы ик парализацию?
Те ничтожные данные о доистории, которыми мы раслолагаем, те картины,
.которые мы создаем с помощью этнографии, фольклористики и истории и
используем для психологического представления об исконных влечениях
человека, служат нам зеркалом нашей сущности, открывающим нам то, что мы
нодчас охотно скрываем от самих себя, о чем мы при известных условиях
забываем.
2. Общая картина доистории
В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение
людей на земном шаре. Оно шло внутри ограниченных областей, было бесконечно
разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер: великие
медленные процессы незаметного образования рас, речи и мифов, неуловимого
распространения технических открытий, странствований. Все эти события еще
неосознанны, и, будучи, правда, уже явлениями человеческой жизни, своими
корнями еще уходят в мир природы.
Одни объединения людей влекут за собой дру1 'не, люди знают друг о друге,
взирают друг на друга. Разбросанность устраняется в борьбе, создаются
новые, большие объединении. Они служат переходом к истории, начало которой
связано с появлением письменности.
Доистория -- это величайшая реальность, ибо в ней возник че-' ловек,
однако реальность эта нам, по существу, неведома. Но едва только мы задаем
себе вопрос, что мы, люди, собственно, такое, и пытаемся найти ответ в
познании того, откуда мы пришли, мы сразу же обращаемся к доистории,
стремясь проникнуть в ее глубины. Тьма этих глубин обладает притягательной
силой, мы с полным основанием устремляемся к ним, но нас всегда ждет
разочарование, уготованное невозможностью их познать.
Ффффффффффффффффффффффффффффффффффффф
IV. ВЕЛИКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНОСТИ
1. Общий обзор
Почти одновременно в трех областях земного шара возникают древнейшие
культуры. Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры и
эгейский мир с 4000 г. до н. э.; во-вторых, открытая в раскопках доарийская
культура долины Инда третьего тысячелетия (связанная с Шумером); в-третьих,
смутно сквозящий в воспоминаниях, оставивший скудные следы архаический мир
Китая второго тысячелетия до н. э. (и, вероятно, еще более ранний).
Вся атмосфера внезапно меняется. Здесь уже не царит молчание. Теперь люди
говорят в письменных документах друг с другом и тем самым с нами, если
только мы постигаем их письменность и язык,— говорят посредством
архитектурных памятников, предполагающих организацию и государственность,
своих произведений искусства, где чуждый нам смысл скрыт в привлекательных
для нас формах.
Однако этим высоким культурам неведом еще тот духовный переворот, который
мы определили как осевое время, создавшее тип нового, современного нам
человека. С названными культурами можно сопоставить американские культуры
Мексики и Перу, расцвет которых, правда, относится к более поздним
тысячелетиям. И этим культурам также недостает того, что еще до них дало
нам осевое время. Они исчезли при одном только возникновении западной,
выросшей из осевого времени культуры.
В полосе пустыни, тянущейся от Атлантического океана через Африку, Аравию
до глубинных районов Азии есть помимо многих мелких оазисов две большие
долины рек — долина Нила и Двуречье. В этих двух районах можно глубже, чем
где-либо, проследить по документам и вещественным памятникам историю
человечества. Мы видим теперь, что происходили там около 3000 лет до н. э.,
и, основываясь на следах прошлого, выводим свои заключения об еще более
раннем времени. В Китае нам едва доступны события,.- выходящие за пределы
второго'тысячелетия; а отчетливые и «подробные сведения датируются первым
тысячелетием. Раскопки в Индии свидетельствуют о высокой цивилизации, о
наличии там в третьем тысячелетии до н. э. развитых городов, но они еще
изолированы и едва ли находятся в какой-либо связи с более поздней
культурой Индии, начало которой относится примерно к концу второго
тысячелетия до н. э. В Америке все произошло значитель-»*чя;7ь ДЛш-яЛ^ 'ч Л«-;-
;'*иа»
ее своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, оценить
красоту животного.
События, открывающие историческую эру, ведут к более глубокому вопросу:
что же произошло с человеком, что заставило его перейти из неисторического
существования в историю? Какие, собственно, черты его сущности привели к
началу истории?
Каковы основные характерные черты исторического процесса, отличающие его
от доистории? Речь идет о таком ответе, который связан с внутренними
глубинами человеческой сущности. Мы хотим узнать не о внешних событиях, а о
внутреннем преобразовании человека.
Истории предшествовало становление и преобразование, свойственное в
значительной степени как человеку, так и природным явлениям. Скачок из
этого простого существования в историю характеризуется, вероятно,
следующим:
1. Сознанием и воспоминанием, передачей духовного достояния — тем самым
совершается освобождение от того, что составляет только настоящее.
2. Рационализацией какого-либо значения и содержания посредством техники
— тем самым совершается освобождение от жизненно необходимой связи с
обусловленной случайностью, предусмотрительностью и гарантированностью.
3. Наличием в качестве примера и образца людей, чьи дела, свершения и
судьбы постоянно стоят перед мысленным взором их потомков в качестве деяний
правителей и мудрецов,— тем самым создается основа для освобождения от
.глухого самосознания и страха перед демонами.
Исторический процесс — это беспрерывное преобразование условий, знания,
содержания в их непосредственном явлении, но такое преобразование, при
котором возможно и необходимо отно-ц1ёНй&-'всего ко всему, связь традиций,
всеобщая коммуникация.
В чем причина того, что человек совершает скачок? Совершая его, он не
осознавал, к чему это приведет, и не стремился к этому. С ним что-то
произошло. Он не является, подобно всем остальным живым существам, столь же
ограниченным, сколь завершенным в своей специфичности; напротив, он
безгранично открыт по своим возможностям, незавершен и незавершим в своей
сущности. То,
что изначально было заложено в человеке, что несомненно действовало уже в
доистории в качестве зародыша истории, с силой вырвалось на поверхность,
когда началась история.
Этот скачок в развитии человека, следствием которого была история, может
быть воспринят и как несчастье, постигшее человека; согласно этому взгляду
здесь произошло нечто непостижимое, грехопадение, вторжение чуждой силы;
все, что создает историю, в конечном итоге уничтожает человека; история —
процесс разрушения в образе некоего, быть может грандиозного, фейерверка;
этот процесс следует повернуть вспять, вернуть к тому, что было вначале; на
завершающей его стадии человек вернется к блаженному состоянию своего
доисторического бытия.
Но этот скачок можно воспринимать и как чудесный дар человеческой природы
и в том, что человек совершил его, видеть высокое предназначение человека,
его путь к небывалому постижению и неслыханным высотам, доступным ему &силу
его незавершенности. История превратила человека в существо, стремящееся
выйти за свои пределы. Только в истории он ставит перед собой свою высокую
задачу. Никто не знает, куда она его приведет. Несчастье и беды также могут
служить ему стимулом: к возвышению. Лишь в истории формируется то, чем
человек по существу является:
а) Из первичных истоков течет поток заложенных в человеке
субстанциальных возможностей. Однако сами они становятся очевидными,
преисполненными богатого содержания, лишь войдя в эру истории, по мере того
как они освещаются, утверждаются, усиливаются, теряются, вспоминаются,
вновь возвышаются. Им необходима рационализация, которая сама по себе
совсем не есть нечто первичное, а есть лишь средство восстановления истоков
и конечных целей.
б) Вместе со скачком в историю осознается преходящий характер всего.
Всему в мире отведено определенное время, и все обречено на гибель. Но
только человек знает, что он должен умереть. Наталкиваясь на эту
пограничную ситуацию, он познает вечность во времени, историчность как
явление бытия, уничтожение времени во време*ш. Его осознание мсторми
становится гиждест&еяиым осознанию вечное ги.
в) История — это постоянное и настойчивое продвижение вперед отдельных
людей. Они призывают других следовать за ними. Те, кто их слышит и
понимает, присоединяются к этому движению. Однако вместе с тем история
остается и просто совокупностью событии, где постоянно раздаются напрасные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7