Рефераты. Истоки истории






(возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он

только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих

культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью

формируется подлинный человек в его духовной открытости миру.

В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее

воздействие мы испытываем на себе.

В соответствии с этой схемой перед нами при интерпретации истории

возникают четыре специфические группы вопросов, которые в наши дни

воспринимаются как основополагающие вопросы мировой истории:

1. Что явилось в доистории решающим для формирования человека?

2. Как. возникали начиная с 5000 лет до н. э. великие культуры

древности?

3. В чем сущность осевого времени и каковы его причины?

4. Как следует понимать возникновение науки и техники? Что привело к

«эпохе техники»?

Недостаток этой схемы в том, что она исходит из четырех, правда, очень

значительных, но по своему смыслу гетерогенных периодов мировой истории:

прометеевской эпохи, эпохи великих культур древности, эпохи духовной

основы нашего человеческого бытия, до сих пор сохранившей свою значимость,

эпохи развития техники. Более, убедительной, предвосхищающей будущее,

можно считать схему, намеченную следующим образом: в доступной нам

человеческой истории есть как бы два дыхания.

Первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к

осевому времени со всеми его последствиями.

Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской

эпохи в истории человечества, и, быть может, приведет через образования,

которые окажутся аналогичными организациям и свершениям великих культур

древности, к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к

подлинному становлению человека.

Между этими двумя дыханиями наблюдаются, однако, существенные различия.

Находясь на стадии второго дыхания, начиная его, мы способны познать

первое, другими словами, мы обладаем историческим опытом. Другая

существенная разница: если период первого дыхания пробился на несколько

параллельно развивавшихся островков цивилизации, то второе охватывает

человечество в целом.

В первом дыхании каждое событие, даже если оно выступало в образе

великих империй, было локальным и никогда не являлось решающим для

развития в целом. Именно поэтому и оказалась возможной специфика Западного

мира и связанных с ним новообразований, тогда как другие культуры все

больше отдалялись от осевого времени, не подавая на данном этапе надежд на

то, что они в обозримое время придут к своей эволюции к каким-либо новым

существенным возможностям.

Напротив, в наше время все то, что произойдет, должно быть

универсальным и всеохватывающим; развитие уже не может быть ограничено

Китаем, Европой или Америкой. Решающие события, будучи тотальными, должны

неминуемо носить совсем иной, роковой характер.

В целом развитие, начало которого относится к первому дыханию,

представляется нам теперь в своем многообразии так, будто оно привело бы к

полному крушению, если бы на Западе не возникло начало чего-то нового.

Теперь весь вопрос в том, сохранит ли грядущее развитие свою открытость и

завершится ли оно, проходя через жесточайшие страдания, искажения и

ужасающие провалы, созданием настоящего человека; хотя каким образом это

произойдет, мы еще совершенно не можем себе представить.

Единые истоки человечества в начале доисторического времени столь же

темны для нас, сколь темен будущий мир господствующего ныне на земном шаре

человечества, которое, быть может, достигнет единства своего юридически

упорядоченного, духовно и материально устремляющегося в бесконечность

существования.

Наша история совершается между истоками (которые мы не можем ни

представить себе, ни примыслить) и целью (конкретный образ которой мы не

можем существенным образом обрисовать).

Однако истоки и цель связаны друг с другом: в зависимости от того,

какими я мыслю первые, я мыслю и вторую. То, что не имеет убедительного

зримого в реальности образа, находит свое символическое выражение: истоки

— в «создании человека», цель — в «вечно» царстве душ».

В последующих разделах будет рассмотрена история — этот процесс между

истоками и целью, в той мере, в какой она является прошлым, ее

основополагающие вопросы и фактические данные.

Для иллюстрации мы предлагаем обратиться к простой схеме мировой

истории (ее следует читать снизу вверх).

III. ДОИСТОРИЯ

1. История и доистория

К истории мы относим все то время, о котором мы располагаем

документальными данными. Когда нас достигает слово, мы как бы ощущаем

почву под ногами. Все бессловесные орудия, найденные при археологических

раскопках, остаются для нас немыми в своей

безжизненности. Лишь словесные данные позволяют нам ощутить человека,

его внутренний мир, настроение, импульсы. Письменные источники нигде

не

датируются ранее 3000 г. до н. э. Следовательно, история длится около

5000 лет.

Объективно доистории — поток различных изменений, однако в духовном

смысле это еще не история, поскольку история возникает лишь там, где есть

осознание истории, традиция, документация, осмысление своих корней и

происходящих событий. Представление, что и там, где нет преемственности

традиций, история, как таковая, все-таки была пли даже должна была быть,

не более чем предрассудок.

История — всегда ясное для человека прошлое, сфера усвоения этого

прошлого, сознание своего происхождения. Доистория — обоснованное, правда,

фактически, но не познанное прошлое.

Развитие человека в доисторическую эпоху — это становление основных

конститутивных свойств человеческого бытия; развитие человека в

историческую эпоху — это развертывание ранее обретенного содержания

духовного и технического характера. Конститутивные свойства человеческого

бытия складывались в неизмеримых пластах времени; напротив, историческое

развитие выступает как ограниченное во времени явление, выразившее себя в

творениях, представлениях, мыслях, образах на широкой и глубокой основе

сложившегося в доистории и по сей день еще действенного человеческого

бытия.

Доистория и история создали, таким образом, в своей последовательности

две основы нашего существования. Доисторическое становление человека —

формирование человека как вида со всеми его привычными склонностями и

свойствами, со всей присущей ему сферой бессознательного — составляет

фундамент нашего человеческого бытия. Исторически осознанная передача

свойств человека н его эволюция, которая показывает нам, на что был

способен человек, и которая всем своим содержанием составляет источник

нашего воспитания, нашей веры, нашего знания и умения,— этот второй момент

в развитии человека — подобен тонкой оболочке над кратером вулкана. Может

случиться, что эта оболочка будет сброшена, тогда как фундаментальные

свойства человека как представителя данного вида, сложившегося в

доисторические времена, неотвратимо присущи его природе. Быть может, нам

грозит опасность вновь превратиться в людей каменного века, ибо мы,

собственно говоря, никогда не перестаем ими быть.

Тогда мы, располагая уже не каменным топором, а самолетами, ло

существу, вернулись бы к доисторическим временам, а тысячелетия истории

были бы забыты, и следы их стерты в памяти. Конец истории мог бы вернуть

человека к тому состоянию, в котором он, будучи уже и все еще человеком,

существовал много тысячелетий тому назад: без знания и сознания того, что

от поколения к поколению передавался накопленный опыт.

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад.

Однако мы знаем, что на протяжении известной нам истории человечества,

этого короткого промежутка времени, человек не изменился существенным

образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим

первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло лишь около с га

поколений).

Результатом доисторического становления является то, что наследуется

биологически, что, следовательно, способно устоять во всех катастрофах

истории. Исторические же приобретения тесно связаны с традицией, они

передаются н поэтому могут быть утеряны. То, что утвердилось в мире людей

во взлетах творческого созидания, а затем посредством передачи последующим

поколениям формировало и изменяло феномен человека, настолько связано с

этой передачей, что без нее, поскольку это не передается биологически,

может полностью исчезнуть; и тогда останутся только конститутивные

свойства человека.

Перед историческим сознанием постоянно стоит великая проблема

фундаментальной основы человека, существовавшего в доисторическую эпоху,

проблема его основополагающей универсальной сущности. В природе человека

глубоко заложены действенные силы времен его формирования. Доистория — это

время, когда произошло становление человеческой природы. Если бы мы могли

проникнуть в доисторию, нашему пониманию стала бы доступна субстанциальная

основа человеческой природы, поскольку мы увидели бы ее становление,

условия и ситуации, которые создали человека таким, как он есть. Вопросы,

на которые могла бы дать ответ доистория, будь она эмпирически познаваема,

таковы:

, Каковы первичные мотивы человека, каковы его жизненные импульсы? Что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.