Рефераты. Философия Вселенского пессимизма Артура Шопенгауэра






Шопенгауэр использовал мысль Лейбница о том, что различные модификации его

действия сводимы к некоторому общему основанию и что всем им соответствуют

свои разные варианты истинности. Использована Шопенгауэром и схема

различных видов отрицания у Канта—реального, формально-логического,

математического и антиномически-диалектического. Каждому из четырех

отрицаний соответствует свое утверждение, действующее в одном из видов

обоснования. И подобно Канту, Шопенгауэр относит действие закона

достаточного основания во всех его вариантах только к области явлений, а к

сфере сущности он не имеет никакого отношения. Среди феноменов царит

физическая, логическая, математическая и мотивационная необходимость, для

свободы здесь места нет. Свобода может иметь место только в мире «вещей в

себе», но такое решение вопроса неизбежно ставит перед проблемой о путях

проникновения свободы, необходимой для обеспечения моральных целей людей, в

область явлений, и мы не раз будем видеть, какие большие трудности эта

кантовская проблема принесла Шопенгауэру. Что касается того, что у него для

мира «вещей в себе», как и у Канта, отрицается действие категории

причинности, то трудность возникла неизбежно и здесь: как, не прибегая к

действию категории причинности, охарактеризовать порождение чувственных

явлений миром «вещей в себе», тем более что Шопенгауэр полностью отверг

материалистический вариант значения «вещи в себе»?

Свои взгляды на существование мира «вещей в себе» Шопенгауэр

опосредует своими теоретико-познавательными воззрениями, основу которых в

смысле метода образует уже рассмотренное нами его учение о законе

достаточного основания и в особенности об интуитивных мотивациях.

Интуитивно формирующиеся и переживаемые мотивации человека лежат у

Шопенгауэра в основе всякого познания, и познание есть просто-напросто

функция биологических мотиваций людей, и к воли. По аналогии с

биологическими потребностями, желаниями и стремлениями Шопенгауэр

характеризует все стороны и этапы познавательной деятельности, и вообще

аналогии, наряду с упованием на интуиции,—это основной его методологический

прием. Подобно таким философам, как Беркли, Юм и Шеллинг, он выражает

большое недоверие к теоретическим абстракциям и обобщениям, и если наукам

без таковых обойтись трудно, то философия, по мнению Шопенгауэра, во всяком

случае должна их избегать. Сама по себе философия не нуждается и в законе

достаточного основания, ибо ее задача состоит не в познании явлений, а в

проникновении в сущность, в мир «вещей в себе», что и может быть достигнуто

только посредством интуиции. Это все напоминает алогические интуиции

Фридриха Шлегеля и других немецких романтиков, и имеется в виду, что такие

интуиции в наиболее чистом виде проявляются в познании потустороннего мира,

осуществляемом средствами искусства. Чувственно-эмоциональным образам

искусство схватывает этот потусторонний мир в виде возвышенных идей,

аналогичных идеям Платона. Именно схватывает, ибо, строго говоря, «вещь в

себе» непознаваема, однако по крайней мере ее можно узнать. Но теорию

искусства, чтобы она была понятна и понята, хочется это или не хочется, все

равно приходится выражать уже в разумно-интеллектуальной форме, как и

вообще философию, чем Шопенгауэр и оправдывает создание им своих

собственных теоретических трудов.

Эмпирические субъекты познания и присущие им конкретно-исторические

способы и методы их действия совершенно отходят у Шопенгауэра на задний

план и более резко, чем это произошло в теории познания Канта; однако, в

шопенгауэровской эстетике глухо упоминается некий «чистый субъект»,

познающий идеи. Но в каждом эмпирическом субъекте, как это излагает

Шопенгауэр в очерке «Набросок истории учения об идеальном и реальном» в

первом томе сочинения «Parerga und Paralipomena», интуитивно коренится

сознание того, что он сам существует, и он непосредственно переживает ту

самоочевидную истину, что он есть обладающее волей и применяющее эту волю

существо и тем самым утверждает себя в сфере явлений. Если французский

философ XVII в. Ренэ Декарт в «Размышлениях о первой философии» утверждал,

что если я сомневаюсь в чем-либо, а тем более во всем вообще, то значит я

существую, а христианский мыслитель IV в. Августин в своей «Исповеди» видел

доказательство факта личного бытия в состояниях заблуждения, Шопенгауэр в

качестве такого доказательства использует наличие страданий

неудовлетворенной воли. Что же касается мыслящего сознания, интеллекта, то

это, согласно Шопенгауэру, всего лишь орудие воли. К волевому фактору

философ сводит всю сознательную и бессознательную деятельность психики

человека, все его мысли, переживания, образы и представления. К

представлениям сводит Шопенгауэр и все то, что способен познать человек в

окружающем его мире явлений, но он отрицает, будто он не верит в

познаваемость окружающего нас мира, потому что, по его взглядам, к

представлениям сам этот мир в целом и сводится. А если в глубине

представлений оказываются волевые импульсы, то они сообщают нам о

существовании запредельного мира сущности. Науки же не способны познавать

мир сущности, они лишь упорядочивают, обобщают явления средствами

теоретического разума, структурируя и конструируя из явлений «природу».

Таковы основные черты теории познания Шопенгауэра. На некоторых ее деталях

мы остановимся позднее.

В силу того, что Шопенгауэр отрицает подлинно объективное

существование материи и то значение кантовской «вещи в себе», которое

соответствует материалистической тенденции, мир природных явлений

рассматривается им как своего рода иллюзия, мираж, фата-моргана. Нами уже

упоминался образ древнеиндийской «майя», и к нему для пояснения мнения

Шопенгауэра об иллюзорности мира явлений вполне можно добавить ущербное,

неполноценное материальное бытие у Платона. Здесь можно сравнить

представления о природе в понимании их Шопенгауэром со сновидениями и

грезами. Шопенгауэр решительно разрывает с лейбницевским понятием «хорошо

обоснованных» явлений и сближается с субъективно-идеалистической традицией,

идущей от Беркли. Но кантовская «вещь в себе» все же у Шопенгауэра не

испаряется. Однако она теперь уже не порождает явлений в смысле проявлений.

Продуктом трансцендентного, то есть потустороннего, бытия оказываются

образы видимости, «кажимости», и не сводятся к «кажимости» только движения

человеческой и вообще органической воли. Нельзя считать иллюзорным и

существование самих человеческих «я», которые все сводимы к этим волевым

импульсам. Здесь естественно вспомнить теорию бытия Беркли, в которой вещи

считались комплексами ощущений, но вовсе не были их комплексами сами души

людей. Другое дело, что у Беркли души оказывались переживающими ощущения

духовными субстанциями, тогда как Шопенгауэр какую-либо свою собственную

субстанциальность у человеческих сознании отрицает совершенно.

В философии Шопенгауэра появляются значительные трудности, когда он

пытается дать ясный ответ на вопрос, как соотносится воля людей с их

телами. В § 18 первого тома своего главного философского произведения и в

сочинении «О воле в природе» он утверждает, что человеческая волевая и

телесная, а значит физиологическая, деятельность людей—это одно и то же.

Имеется «тождество воли и тела», поскольку и то и другое является

порождением потусторонней сущности. Во втором томе «Мира как воли и

представления» Шопенгауэр назвал тело человека даже «паразитом» этой

запредельной сущности. Но поскольку воля и тела людей оказываются у

философа в неравном положении, ибо именно воля составляет непосредственное

обнаружение сущностного мира, то остановиться на тезисе о «тождественности»

или хотя бы каком-то «параллелизме» сознания и тела ему было невозможно. И

отсюда два пути — один из них довольно естествен для общего строя

философского мышления Шопенгауэра: мозг и все тело человека—это лишь его

собственные представления, аналогично тому, что все телесное, материальное

есть продукт самосозерцания потустороннего бытия. Другой путь

противоположен первому, и он ведет к материализму: сознание есть продукт

деятельности человеческого мозга. И как ни странно, Шопенгауэр иногда

вступает именно на этот материалистический путь. Возникает одно из тех

противоречий, которые подрывают философскую систему франкфуртского

затворника, — самое, пожалуй, разительное, хотя далеко не единственное

противоречие.

Что же такое потусторонняя сущность действительности, обычно

выступающая на поверхность мира представлений в закамуфлированном, так

сказать, виде? Всякое понятийное познание здесь прекращается, «вещь в себе»

Доступна лишь интуитивной догадке, на которую обычные люди почти не

способны, тем более что корыстолюбие замутняет и деформирует их и без того

слабые познавательные возможности. Но людей, способных к глубинному

интуитивному прозрению, подвинуть хотя бы к тени знания о мировой сущности

может то обстоятельство, что эта сущность сама является своим собственным

вестником. Эта сущность есть Мировая Воля, одна и единственная, хотя в мире

своих явлений (представлений) она выкупает в виде беспредельного

многообразия. Это не Кантова моральная воля, обусловленная потусторонней

свободой, но безличный сверхобъект, совпадающий со свободой как

антиморальным полным произволом. Эта свобода иррациональна и, действуя как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.