Рефераты. Философия русского космизма






очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода". В соответствии с

идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции.

Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела,

ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт

нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего

несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему

неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое бытие человечества по

Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько

десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества

по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность

- очевидно, сотни миллиардов лет.

4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры

человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики

в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое.

Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего

предполагать не можем" [13].

Современный космизм представляет собой программу становления

человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как

перспективный вариант осуществления такой программы.

1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского

К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного

мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого

и неживого, человека и Космоса, психического и физического является

основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований.

Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой

становится для Чижевского основным методом научного познания природы.

Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в 1917-1924гг. В этот

период он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии,

эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из

которых стали классическими. В своей работе "Основное начало мироздания.

Principium Universale Circulationis" (1920-1921гг.) единство природы

Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином

правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные

законы.

Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате,

единой "стихии" - таково воззрение древнегреческих философов ионийской

школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена - воздух, у

Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический апейрон [1]. Чижевский

видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной субатомной

единице вещества - электроне. "Материальный мир есть арена

последовательных, а потому закономерных, комбинаций, единого субстрата-

электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы всмотримся в окружающий нас мир

животных и растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но во всём

этом внешнем разнообразии мы находим единую для всех организмов основу -

живую клетку и всеобщность коллоидного состояния. Последнее мало того, что

учит нас великому единству природы, оно учит нас верить в вечное её

существование, целесообразность и гармонию; ... мы имеем единство живого

вещества; ... нисходя в глубину всего живого, и далее - в глубину материи,

мы познаём единое начало, единую основу всего сущего - единство материи -

электрон" [14]. Необходимо отметить, что открытый в конце XIX в. электрон

долгое время был единственной известной элементарной частицей. В начале XX

в. механистическая картина мира уступает место электромагнитной. Таким было

научное миропонимание у многих учёных в первой четверти XX в., таким оно

было и у Чижевского. "Все химические, а также физические явления ныне

объясняются исключительно свойствами электронов: свет, теплота, различные

состояния материи: газообразное, жидкое, твёрдое, даже электричество и

магнетизм - все они суть проявления одной и той же космической энергии -

электромагнетизма и его элементарной частички - электрона. И движущиеся

вокруг светила планеты, и свет, поглощаемый зелёными растениями, и бурная

реакция химических реактивов, и все до единого явления - всё это продукты

работы этого маленького электрона". "Нет сомнения, что и молекулярные силы,

и силы всемирного тяготения одного единственного электромагнитного

происхождения, - одного единственного, так как и сама материя,

организованная или неорганизованная, есть проявление этих и только этих

единых, всеобщих, космических электромагнитных сил" [14]. Воззрения

Чижевского на единый природный субстрат, во многом провидческие, но и во

многом ограниченные рамками физического знания того времени, между тем,

помогли ему достичь успехов в исследовании биофизических, биохимических и

других процессов, в которых существенную роль играют электромагнитные

явления. Единство мироздания должно основываться, по мнению Чижевского, не

только на едином природном субстрате, но и на едином мировом принципе.

Чижевский считает, что "механика природы должна покоиться на едином,

всеобъемлющем принципе" - принципе всеобщего кругообращения (principium

universale circulationis), которому подчинено всё окружающее нас. Т.е.

Чижевский поднимает пифагорейскую идею кругооборота до уровня всеобщего

мирового принципа. "Очевидно, что вселенная или её отдельные части -

звёздные миры - подвержены тому же космическому принципу, который мы

наблюдаем в царстве органической и неорганической материи. Человек,

животное и растение рождаются, живут и умирают ... То же самое совершается

и со звёздными системами: они созидаются, живут и погибают, чтобы вновь ...

создать новую систему или новый мир. ... Нам важно лишь установить факт той

общности всех явлений в природе, каковая и приведёт нас в конце концов к

признанию вечного круговорота вещей - этого бессмертия Космоса, как

Великого Целого" [14]. Чижевский вводит новую классификацию материальных

тел, деля их на два класса - тела естественные: минералы, растения,

животные и тела искусственные: механические смеси, геологические

образования, предметы творчества мира живых существ.

Естественные тела ("три царства природы - мир минералов, растений,

животных") "возникают естественным путём, получают свою форму

непосредственно от природы". Они обладают вполне определённой формой,

которую при их "рождении" можно предсказать.

Искусственные тела (дом, соты, гнездо, горы...) образуются в

результате некоторого творческого акта тел естественных - "живых существ

или механических сил природы". Их форма различна и определяется этим

творческим актом, её нельзя предсказать заранее.

Чижевский указывает на значение мировоззрения - монизма, которого он

придерживался. По его мнению, "вскоре должны будут отпасть все

метафизические школы, и ненаучный дуализм должен будет уступить место

научному монизму" [14].

Труды Чижевского не пропали даром, и по сей день мы используем его

знания на благо общества.

2. Современная цивилизация и русский космизм

Бурное развитие технологии в наши дни привело к закономерным кризисным

явлениям, которые трансформировались в конце XX в. в глобальные проблемы,

связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации

всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на

преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями

человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной

картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме

предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.

В религиозном направлении космизма наиболее ведущей была концепция

Н.Фёдорова, который не был удовлетворён расколом мироздания на человека и

природу как противостоящие друг другу части мироздания. По его мнению,

такое противопоставление обрекало природу на бездумность и

разрушительность, а людей - на подчинение существующему злу. Фёдоров

отстаивал идею единства человека и природы, связи “души” и космоса в

терминах регуляции и воскрешения. Его проект воскрешения сводился не только

к оживлению в узком, прямом смысле, а и в более широком - метафорическом -

смысле включал способность природы к самовосстановлению, т.е. его проект

воскрешения связан с идеей выхода человеческого разума в космос. Для него

“земля не граница”, а “человеческая деятельность не должна ограничиваться

пределами земной планеты”, которая является лишь исходным пунктом этой

деятельности [6]. Критически относясь к утопическим элементам воззрений

Фёдорова, необходимо выделить рациональные моменты его концепции - , а

именно, - его отчётливо прорисованную идею взаимосвязи, единения человека и

космоса, идею взаимного полагания рационального и нравственного начала

человека, идеал единства человечества как планетарной общности людей.

В отличии от религиозного космизма, в естественнонаучном направлении

при решении проблемы взаимосвязи человека и космоса особое внимание

уделялось осмыслению научных достижений, подтверждающих эту взаимосвязь.

Н.Г.Холодный развивал эти идеи в терминах антропокосмизма, в противовес

атропоцетризму. “Поставив себя на место бога, - отмечал он, - человек

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.