Рефераты. Философия русского космизма






Древнее ощущение единства и осознание себя частью космической реальности

получает в наше время действительное обоснование, переводится в

рациональный план.

1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов

русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию

посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР.

Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме

образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения.

Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение,

наука наук" [12]. Все предшествующие философские системы казались

Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно

связать мою философию с другими". Однако, в космической философии

обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с

"космической точки зрения". Также традиционны были и представления

Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из

метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для

этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют

от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил

философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением

схем "идеального строя жизни" [12].

В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить

три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы: "Научные

основания религии" (1898г.), наиболее фундаментальный философский труд

Циолковского "Этика или естественные основы нравственности" (1902-1903гг.,

исправлено в 1914г.), "Нирвана" (1914г.). На этом этапе основным был

принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): "Судьба

существа зависит от судьбы Вселенной". Под "существом" подразумевается не

только человек. "Простейшее существо", согласно космической философии -

"атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует субстанциональную основу

мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже "живое

существо", "причина" и "воля" которого в строгих рамках определяет

поведение человека и других "существ" космоса.

На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет

другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания

библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-

утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и

др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства

человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных

отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма

затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия).

Приключения атома" 1918г. и некоторых других.

На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так

называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в

следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от

человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной

деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах:

"Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее

Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия" (1935г.) и многих

других. Интересно, что "активно-эволюционный" смысл принципа космизма

сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа:

"Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Всё это создаёт сложности

при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе

метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы

атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и

эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием

Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но

и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я

считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же

сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало,

субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией

Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому,

"есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное

есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная.

Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть

только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое,

неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" [13].

Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей

в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира,

образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей

Вселенной должны быть одинаковы" [13]. Это означает:

1) единство материального и духовного начал Вселенной;

2) единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее

отзывчивость и чувствительность";

3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической

эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии

души;

4) выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое,

и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц

вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы

космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на

отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по

Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя

бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов"

разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования

во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она

нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для

метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира.

"Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.

Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как

неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах

самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике

космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти

принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

1) эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и

разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих

космические структуры разных уровней;

2) самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых)

структур из более простых;

3) эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти

процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может

убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без

первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию" [13]. По словам

Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для

первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало.

Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне

Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше

космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и

энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства

причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не

могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других

сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и

отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

1) "удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";

2) "смирение перед причиной";

3) "чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";

4) "могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".

Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях

Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной. Она

- начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое высшее

существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В контексте

"живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит в том, что смерти

нет. В процессе возникновения и распада союзов "атомов-духов" смерть

"сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и разрушима, но новое разрушение

сольётся с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут

повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не

исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя и

нет", жизнь в ритмах эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива,

могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится", т.к. во

временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход

к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.