Рефераты. Философия эпохи Возрождения и Нового времени






картезианства, был глубоко убежден, что на истину "натолкнется скорее

отдельный человек, чем целый народ". При этом он отталкивался от "принципа

очевидности", при котором всякое знание должно было проверяться с помощью

естественного "света разума". Это предполагало отказ от всех суждений

принятых на веру (например, обычаи, как традиционные формы передачи

знаний).

Великий философ, предложивший свою систему координат в математике

(декартова прямоугольная система координат) предложил и точку отсчета для

общественного сознания. По Декарту научное знание должно было быть

построено как единая система, в то время как до сих пор (до него) оно было

лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета)

такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное

утверждение (своеобразная "истина в последней инстанции"). Декарт считал

абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую"

("cogito ergo sum"). Этот аргумент предполагает убеждение в превосходстве

умопостигаемого над чувственным, не просто принцип мышления, а субъективно

пережитый процесс мышления, от которого невозможно отделить собственно

мыслящего. Однако самосознание как принцип философии еще не обрело полной

автономии, т.к. истинность исходного принципа как знания ясного и

отчетливого гарантировано у Декарта наличием Бога – существа всемогущего,

вложившего в человека естественный свет разума. Самосознание у Декарта не

замкнуто на себя и открыто Богу, который выступает источником мышления (все

смутные идеи - продукт человека, а поэтому ложны; все ясные идеи идут от

Бога, следовательно, истинны). И здесь у Декарта возникает метафизический

круг: существование всякой реальности (в том числе и Бога) удостоверяется

через самосознание, которое (значимость выводов этого сознания)

обеспечивается опять-таки Богом. Самое первое достоверное суждение ("основа

основ", "истина в последней инстанции") по Декарту - Cogito - мыслящая

субстанция. Она открыта нам непосредственно (в отличие от материальной

субстанции, которая открыта нам опосредованно через ощущения). Декарт

определяет эту первоначальную субстанцию как вещь, которая для своего

существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. В строгом смысле

подобной субстанцией может быть только Бог, который "вечен, вездесущ,

всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей". Мыслящая и

телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт

рассматривает как конечную субстанцию "…вещь несовершенную, неполную,

зависящую от чего-то другого и ... стремящуюся к чему-то лучшему и

большему, чем Я сам ..." Таким образом, среди сотворенных вещей Декарт

называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются

лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в

содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.

Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты не

существует), а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные

предпосылки позволили Декарту отождествить природу с пространственной

протяженностью, таким образом, оказалось возможным изучение природы

представить как процесс ее конструирования (как, например, геометрические

объекты). Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и этот

вариант мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен

объяснить явления, данные в опыте, т.к. это Бог является "конструктором"

всего сущего, и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и

этим (научным) вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом

как системы тонко сконструированных машин снимает различие между

естественным и искусственным. Растение такой же равноправный механизм, как

и часы, сконструированные человеком с той лишь разницей, что искусность

пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения,

насколько искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного

(человека). Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию

моделирования разума – кибернетику: "Ни одна система не может создать

систему сложнее себя самой".

Таким образом, если мир - механизм, а наука о нем - механика, то процесс

познания есть конструирование определенного варианта машины мира из

простейших начал, которые находятся в человеческом разуме. В качестве

инструмента Декарт предложил свой метод, в основу которого легли следующие

правила:

начинать с простого и очевидного;

путем дедукции получать более сложные высказывания;

действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена

(непрерывность цепи умозаключений) для чего нужна интуиция, которая

усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.

Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом

метода, и в понятии природы оставил только те определения, которые

укладываются в математические определения протяжение (величина), фигура,

движение. Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок.

Понятие цели Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие

души (как посредника между неделимым умом (духом) и делимым телом). Декарт

отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами ума.

Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две

субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для

познавания (конструирования) и использования человеком. Но при этом

возникла серьезная проблема – связь души и тела, а раз все есть суть

механизмы, Декарт попытался решить ее механистически: в "шишковидной

железе" (где находится вместилище души по Декарту) механические

воздействия, передаваемые органами чувств, достигают сознания.

Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении

категорий этики: аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных

движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают

заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит

не разум, а свободная воля, которая заставляет действовать человека там,

где разум еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием.

3.4. Бэкон как представитель эмпиризма.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового

времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать

научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы,

характеризующие философию Нового времени.

Бэкон происходил из знатного рода и в течение всей своей жизни занимался

общественной и политической деятельностью: был адвокатом, членом палаты

общин, лорд-канцлером Англии. Незадолго до конца жизни общество выразило

ему осуждение, обвинив во взяточничестве при ведении судебных дел. Он был

приговорен к крупному штрафу (40000 фунтов стерлингов), лишен парламентских

полномочий, уволен из суда. Умер в 1626 году, простудившись, когда набивал

курицу снегом, чтобы доказать, что холод обеспечивает сохранение мяса от

порчи, и тем самым продемонстрировать силу разрабатываемого им

экспериментального научного метода.

С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против

господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину

"естественной" философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды

Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и

включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического

подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную

программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике

схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствие со

всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном

Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные

науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого

восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и

приумножении наук" (самом большом своем произведении), "Новом Органоне"

(его главном произведении) и других работах по "естественной истории",

рассматривающих отдельные явления и процессы природы.

Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию

наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как

память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными

науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача

познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и

усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона"

(своего рода исследовательского центра, Академии, идея которого была

выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "целью нашего

общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение

власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным".

Критерием успеха наук являются те практические результаты, к которым они

приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и

свидетели истинности философии". Знание - сила, но только такое знание,

которое истинно. Поэтому Бэкон проводит различение двух видов опыта:

плодоносного и светоносного. Первый - это такие опыты, которые приносят

непосредственную пользу человеку, светоносный - те, цель которых состоит в

познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй

вид опытов Бэкон считал более ценными, так как без их результатов

невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверность получаемого нами

знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства,

которая опирается на силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из

суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно

обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон

исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие

понятия – результат опытного знания, полученного исключительно поспешно. Со

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.