Рефераты. Философия эпохи Возрождения и Нового времени






является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно

изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество

выработало познание. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого

познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей

человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной

деятельности; анализирует структуру человеческого знания, его основные

свойства (Что есть истина? – важнейший вопрос гносеологии), роль

биологических и социальных факторов познания; исследует закономерности

развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ

человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с

психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д. Субъект и объект познания. В

рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под

углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках

рационалистической традиции трактовка понятий «субъект» и «объект»

существенно менялась. В докантовсой философии под субъектом познания

понимали единично оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом

же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его

сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул

отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект – это духовное

образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт

деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В

немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная

развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У

Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась, прежде всего, как

духовная активность, которая порождала объекты. У К. Маркса эта

деятельность носила материально чувственный характер, была практической.

Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего

его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Каковы же

основные качества субъекта отличающие его от объекта? Исходная

характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное,

внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии.

Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит

осознанный характер и, следовательно, она характеризуется и самосознанием.

Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом,

субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее

преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности

субъекта. Различия между объектом и субъектом относительны. Субъект и

объект – это функциональные категории, которые означают роли различных

явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если он активно

воздействует на окружающих, - субъект, а если на него воздействуют другие,

то он превращается в объект. Познание как отражение действительности.

Отражение – это взаимодействие двух систем, в результате которого

особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В

диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется

на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает

своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в

познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого

сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим

способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти

образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему

содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но

воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания

происходит в соответствии с особенностями, отражающей системы, т.е.

сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по

содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные

характеристики субъекта.

3. Учение о методе познания. Эмпиризм и рационализм.

3.1. Логика, методология и методы научного познания.

Для научного познания характерно наличие двух уровней: эмпирического и

теоретического.

Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями: искать нужную

информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений,

экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент –

важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория

- это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто

используют ряд особых логических приемов:

1. прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и

свойства, наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов,

распространяются на все возможные случаи;

2. прием идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при

которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е.

так, как в самой действительности они происходить не могут;

3. прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов

вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в них

достаточно точный смысл и значение.

Формы и методы научного исследования.

Эмпирическое и теоретическое. В науке различают эмпирические и

теоретические уровни исследования. Это различение имеет своим основанием

методы познавательной активности и характер достигаемых результатов.

Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований,

организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение

экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для

эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность.

Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне

абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории,

законы, гипотезы. Исторически эмпирическое познание предшествует

теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного

знания. Эмпирическое исследование выявляет все новые данные путем

наблюдения и эксперимента, ставит перед теоретическим мышлением новые

задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и

обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом

все более сложные задачи.

Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения

какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение,

догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся познать

то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к

самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему, порой, не

менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в

известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность.

Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно

разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей

деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос.

Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное

восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений

объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным

приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в

соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с

наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании

условий. Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя:

наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует

эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно,

или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям

исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в

исследуемый процесс.

В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда

ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в

определенные условия.

Эксперимент двусторонен. С одной стороны - он способен подтвердить или

опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления

неожиданных новых данных. Т.о. экспериментальная деятельность обладает

сложной структурой: теоретические основы эксперимента - научные теории,

гипотезы; математическая основа - приборы; непосредственное осуществление

эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный

анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение. Необходимым

условием научного исследования является установление фактов. Факт (от лат.

Factum) - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или

духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания,

зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения.

“Факты - это воздух ученого” - говорил Павлов. Самое характерное для

научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован.

Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией.

Например, свидетельские показания: люди говорят об одном и том же, но как

по-разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной

достоверности факта. Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны

быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они

включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой

для научного анализа является не просто единичный факт, а множество фактов,

отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты

могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно

подобранных фактов можно построить любую теорию.

Описание и объяснение. В ходе наблюдения и эксперимента осуществляется

описание, протоколирование. Основное требование к описанию – его

достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.