Рефераты. Философия эпохи Возрождения и Нового времени






Объяснение – это мыслительная операция, ориентированная на выявление

причинной зависимости объекта исследования, постижение закономерностей его

функционирования и развития, и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить

– значит осмыслить объект в свете уже существующих, исторически накопленных

знаний, определенных принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна научная теория не родилась в готовом виде. Сначала она

существовала как гипотеза. При этом сама гипотеза возникает не сразу, она

проходит определенные стадии формирования. Сначала это предположение,

догадка, вытекающая из наблюдения новых фактов. Она может подвергаться

изменениям, модификациям. В результате формируется сама гипотеза как

наиболее вероятное предположение. Гипотеза есть предположение, исходящее из

фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно

изученной области мира..

Обоснование и доказательство гипотезы проводится на основании анализа

накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с

установленными новыми фактами и теми фактами, которые могут быть

установлены в будущем. Иначе говоря, обоснование гипотезы предполагает ее

оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и

предвидении новых.

Гипотеза выступает как определенное обобщение имеющегося знания. Но

она принципиально носит вероятностный характер. Степень ценности гипотезы

определяется уровнем ее вероятности (Фрейд «Ядро Земли из мармелада»).

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая

система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,

закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер

функционирования и развития определенной области реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в

рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в ее рамках, то

его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину научной теории

составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие существенные

моменты: исходную эмпирическую основу (факты, данные эксперимента);

различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику, теории, допустимые в

рамках теоретического правила логические выводы и доказательства;

совокупность выведенных утверждений с их доказательствами; законы наук, а

также предвидение.

Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и

дедуктивные теории.

Поворотными пунктами в истории науки становятся научные революции.

Революция в науке выражаются в качественном изменении ее исходных

принципов, понятий, категорий, законов, теорий, т.е. в смене научной

парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном

научном сообществе нормы, образцы эмпирического и теоретического мышления,

приобретшие характер убеждений; способ выбора объекта исследования и

объяснения определенной системы фактов в форме достаточно обоснованных

принципов и законов, образовывающих логически непротиворечивую теорию.

3.2. Историко-Философское становление научной методологии в период Нового

времени

Со времен первых античных философов до наших дней развитие науки как

особого вида познания окружающего мира было неразрывно связано с развитием

философских взглядов на науку и научную методологию. Данный раздел работы

посвящен историко-философским аспектам становления научной методологии.

Рационалистическая метафизика

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее

разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Рене Декарт (дуалист) - математик, физик (1596-1650). В философии: учение

о субстанции, материя равна протяженности. Пустота нематериальна. Понимание

человека - бездушный телесный механизм, в котором присутствует мыслящая

душа и воля. Животные - живые автоматы. Бог - сущность, которая является

причиной всего существующего и не более того. Главная задача человека -

господство над другими автоматами, когда человек достигнет истинного

знания. Это возможно при понимании естественной очевидности, а также того,

что знание подчинено единому универсальному методу познания. Спиноза развил

материалистическую сторону учения Декарта, противопоставив дуализму

материалистический монизм (философское воззрение, согласно которому все

многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо

духа). Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в

платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического

характера. Мир состоит из мельчайших элементов или монад – духовных

элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в

непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. В

границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,

единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории

познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт

объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания,

мышления: “Я мыслю, следовательно, Я существую”. В учении о бытии он не

только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над

ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что

источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе

познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения – аксиомы.

В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено

достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна

сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или

интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.

Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания

в случае, если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4-х

требований:

1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые

представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в

истинности;

2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и

недоказанному;

4. не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). Основная цель

философии - завоевание господства над внешней природой и совершенствование

человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их

учением о свободе. Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция -

природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной

стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа

творящая - она есть субстанция, или, что, то же самое, - бог. Отождествляя

природу и бога, Спиноза отрицает существование сверх природного существа,

растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое

понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и

существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с

существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с

необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (природы) может

быть доказано, т.е. существование бога может быть выведено из понятия о

сущности бога (природы). Бытие субстанции одновременно и необходимо и

свободно, т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы

субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не

следует из субстанции как из своей ближайшей причины. Она может следовать

только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единичная вещь не обладает

свободой. От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или

совокупность модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в

другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов

же - бесконечное множество. Они относятся к субстанции как бесчисленные

точки, лежащие на прямой, относятся к самой прямой.

Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный

ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но

наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как

бесконечной лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты

субстанции).

Человек как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек

есть существо, для которого модусу протяжения (тело) соответствует модус

мышления (душа). В любом случае человек - часть природы.

Г.В. Лейбниц (1646 - 1716). Развивает учение о бытии в форме учения о

субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что

из протяжения могут быть выведены лишь геометр, но не физические свойства

тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо

предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены

основные физические характеристики тел. То, что вещи обладают собственным

действием приводит Лейбница к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь

– субстанция, следовательно, число субстанций бесконечно. Каждая субстанция

или сила – есть единица бытия или монада. Монада – духовная единица бытия,

духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады,

выражением ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность – производный

момент монады. Первичные качества которой: самостоятельность,

самодеятельность. Благодаря монаде материя обладает способностью вечного

самодвижения. Каждая монада одновременно – форма и материя, ибо любое

материальное тело обладает определенной формой. Форма нематериальна и

представляет целесообразно действующую силу, а тело – это механическая

сила. Поэтому природу нельзя объяснять только законами механики, необходимо

ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и

их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга, однако не

изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.