Рефераты. Философия древнего мира






представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий

процесс горения. Изменениями огня он объяснял всеобщий круговорот природных

явлений: “На огонь обменивается всё, и огонь – на всё, как на золото –

товары и на товары – золото”[17].

Изменения природы в направлении: земля – вода – воздух - огонь

Гераклит называл “путём вверх”, в обратном направлении – “путём вниз”.

Гераклит названный В.И.Лениным одним из основоположников диалектики, учил,

что всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного: “На входящего в

одну и ту же реку текут всё новые и новые воды”, а потому “в одну и ту же

реку нельзя войти дважды…”. Стихийная диалектика выступает и в догадках

Гераклита о роли противоположностей во всеобщем изменении природы, об

“обмене противоположностей”, об их борьбе.

Особенно подчёркивает Гераклит мысль о переходе явлений природы в

их противоположность. Все в природе состоит из противоположностей в

борьбе рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается

в огонь. Так, он говорил: “Одно и то же в нас – живое и мёртвое,

бодрствующее и спящее, молодое и старое, Ведь это, изменившись, есть то, и

обратно, то, изменившись, есть это”. “Холодное теплеет, теплое холодеет,

влажное высыхает, сухое увлажняется”. “Связи: целое и нецелое, из всего –

одно, из одного –всё”.”Враждующее соединяется, из расходящихся –

прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу”.В этих

Гераклитовских фрагментах заключена замечательная догадка о раздвоении

единого целого на взаимоисключающие, но нераздельно связанные

противоположности, об их борьбе и единстве. “В одну и ту же реку мы входим

и не входим, существуем и не существуем” – утверждал он. Одну из сторон

стихийной диалектики Гераклита составляло признание конкретности истины, её

зависимости от определённых условий. Так, например, он утверждал: “Морская

вода- чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна,

людям же – для питья непригодна и вредна”. Закономерность расхождения,

борьбы и соединения противоположностей Гераклит называл “всеобщим логосом”,

выразив греческим словом " логос ", в философском смысле обозначающем

"закон". Известно приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей"- все

течет, все изменяется, которым кратко сформулирована сущность

его философии. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом

развитии материального мира как о необходимой присущей

материи закономерности. Диалектическое единство противоположностей

формулируется как постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих

друг друга и борющихся противоположностей. Понятие противоположности

ввели в науку и философию пифагорейцы. Противоположность они определяли как-

то, возникновение чего означает гибель другого. Противоположности, считали

Пифагорейцы, должны исключать друг друга. Но они не дошли до понимания

того, что исключая друг друга, противоположности друг друга предполагают.

Хотя ощущение, что между противоположностями есть нечто общее, у них было.

Пифагорейцы составили таблицу десяти пар противоположностей: предел и

беспредельное, чёт и нечёт, единство и множество, правое и левое, мужское и

женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и

злое, квадрат и параллелограмм. Из этой таблицы видно, что представление

противоположностей у пифагорейцев ещё не чётко. Если сравнить пары

“мужское и женское”, “квадрат и параллелограмм”, то можно заметить, что во

втором случае непонятно, почему квадрат и параллелограмм –

противоположности. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в

самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная

монада (единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех

природных явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности

в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала

и его противор. сторон. Четверка - образ четырех элементов природы и т.д.

Мысль о том, что все в природе подчинено определённым числовым

соотношениям, благодаря абсолюту чисел приводила Пифагорейцев к

идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является

первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет,

предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское.

Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от

Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь,

беспредельное - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из

взаимодействия огня и воздуха. Идеи бессмертия души и переселения душ.

Противостояние противоположностей – это лишь крайняя форма

расхождения внутри некоторого целого. И то, что противоположности имеют

внутреннюю, чаще всего скрытую общую основу, ясно большинству

здравомыслящих людей. В отличие от просто здравомыслящего человека, философ

пытается разобраться в том, откуда берутся противоположности? Этим после

Гераклита и пифагорейцев занялись великие мыслители Платон и Аристотель.

В философии Платона вместе с разработкой проблемы идеального

находится достаточно зрелая Диалектика отрицательности и вообще диалектика

как метод. Само слово “Диалектика” в том значении, в каком оно стало

употребляться позже, появилось впервые именно у Платона. Как выше

указывалось, слово “диалектика” первоначально у греков означало диалог и

искусство спора. Платон же исходит из того, что мыслящий человек в процессе

достижения истины как бы ведёт разговор с самим собой, разрешая возникающие

противоречия. Он показал, что без внутреннего диалога с самим собой человек

не может приблизиться к истине. И только разрешая противоречия, объективно

возникающие в нашем мышлении, мы постигаем истину в её полноте и цельности.

В отличие от своих предшественников, Гераклита и пифагорейцев, Платон

открыл Диалектику в самом человеческом мышлении, осознав её как способ

постижения сути вещей. Идеалистическая диалектика Платона оказалась

вершиной античной диалектической мысли. После Платона она не поднялась выше

даже у Аристотеля. И к той форме диалектики, которая развивалась Платоном,

всерьёз вернётся в начале ХIХ века только Гегель.

Диалектика есть, прежде всего, логика и методология созидательной

творческой деятельности, есть научный инструментарий дальнейшего познания,

совершенствования мышления и всей творчески-созидательной деятельности. Всё

различие между старым и новым пониманием диалектики состоит в том, что

старая диалектика оказывается лишь методом и теорией объяснения

развивающегося мира, а новая – должна стать теорией и методологией

преобразующей деятельности человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Философы древнего мира были одновременно естествоиспытателями. Эта

особенность развития философии и естествознания определила форму

материализма древних, самый его подход к объяснению природных явлений.

Детерминизм древних восточных, греческих и римский философов-

материалистов был органической составной частью их материалистического

мировоззрения, способствовал развитию тогда ещё не расчленённой науки.

Первоначальные научные представления о естественной, объективной связи

причин и следствий, углубляя познания людьми природных явлений, составляли

одно из важнейших достижений древнего материализма в его борьбе против

религии и идеализма.

Общей чертой ряда направлений наивного материализма древних было

то, что они включали в себя стихийно-диалектический подход к миру.

Первоначальный материалистический взгляд на мир, как на поток,

лежал в основе стихийной диалектики материалистов древности. Многочисленные

попытки материалистического подхода к природным явлениям, составляют одну

из важнейших исторических заслуг древнего материализма. Основные

диалектические законы развития природы, общества и познания ещё не были

раскрыты древними мыслителями, но они уже высказали ряд плодотворных

догадок о движении и развития мира и его явлений, об их всеобщей связи, о

борьбе и единстве противоположностей.

С именами философов – материалистов связаны важнейшие достижения

древнего естествознания, составляющего вместе с материалистической

философией одно нерасчлененное целое.

Список использованной литературы:

Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1.

Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 2.

Асмус В.Ф. и др. Краткий курс истории философии. М.: Мысль, 1976.

Лосев А.Ф. “Бытие, имя, космос”. М.: Мысль, 1993.

Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. Л.:

Наука, 1982.

Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ

историко-философской мысли. М.: Мысль, 1975.

Платон “Федр”. М.: Прогресс, 1989.

Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1.

“Краткая история философии”. Москва изд. Олимп.1997 г.

“Философский энциклопедический словарь”. Москва Инфра-М 1998 г.

Алексеев П., Панин А. Философия. – М., 1996 г.

Мир философии. – М, 1991,-ч.II

Мир философии. – М, 1991,-ч.I

Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. –М., 1990 г.

Содержание:

1. План …………………………………………………………………………I

2. Введение. ………………………..…………………………………………II

3. Учение о космосе и человеке: проблема бытия.

Рассмотрение природы и общества в философии

Древнего мира …………………………...………………………………VII

4. Платон, как основоположник объективного идеализма…….………XXIII

5. Становление античной диалектики.………………………..……...XXXIII

6. Заключение. …………………………………………………..……XXXVII

7. Список использованной литературы……………………..……..…XXXIX

___________ ______________ Дудина Галина З.

Дата подпись

Село Месягутово.

-----------------------

[1]Ойзерман Т.И. “Главные философские направления: теоретический анализ

историко-философского процесса”, с. 249-250.

[2]А.Ф. Лосев “Бытие, имя, космос”, с.36.

[3]Там же, с.37.

[4]Там же, с.37.

[5]Платон “Собрание сочинений”, т.1, с. 374-375.

[6]Там же, с. 377.

[7]Говоря словами Платона, занебесную.

[8]Здесь мы видим иерархию “ум-душа-тело”, развивавшуюся и дополнявшуюся

Платоном на протяжении всей его жизни.

[9]Платон “Федр”, с.27-28.

[10]О термине “причастны” см. ниже.

[11]Платон “Собрание сочинений”, т.1, с. 228.

[12]Платон “Федр”, с.25.

[13]Там же, с.25.

[14]Т.е. философа; (философия - “любовь к мудрости”, с греческого).

[15]Там же, с.30

[16]Ойзерман Т.И. “Главные философские направления: теоретический анализ

историко-философского процесса”, с. 149.

[17] Plut. De E8 р. 388 Е. Цит. По кн: “Материалисты древней Греции”

стр.49.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.