проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса,
судьба космоса и человека, отношение бога и человека (Плотин, Порфирий,
Прокл, Филон Александрийский)- (I в. до н.э. – V – VI вв.н.э.).
1. Учение о космосе и человеке:
проблема бытия. Рассмотрение природы и общества в философии
Древнего мира.
Проблема бытия и учения о бытие (онтология) начала обсуждаться с
древности. Древние мыслители считали эту проблему исходной для
систематических философских размышлений. Самая первая и универсальная
предпосылка жизнедеятельности – это естественное убеждение человека в том,
что мир существует, наличествует, имеется. Проблемы бытия то исчезает из
философского рассмотрения, то вновь появляется, это свидетельствует о
присущей людям “онтологической потребности” стремиться к безусловному, т.е.
признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование.
Эмпирический опыт также убеждает человека, что при всех изменениях,
происходящих в природе, обществе, мир остаётся, сохраняется как
относительно стабильное целое. Но одной констатации того, что мир, бытие
существуют “сейчас”, “здесь”, “теперь” ещё недостаточно. Если мир, бытие
существуют сейчас, то естественно возникает вопрос о его прошлом и будущем.
Философы доказывали, что мир бесконечен и непреходящ, всегда был, есть и
будет, что у Вселенной нет ни конца , ни размеров (Анаксимен, Эпикур,
Лукреций Кар(1 в.до н.э.). С другой стороны, если мир в целом бесконечен,
беспределен, то каково соотношение этого непреходящего мира с заведомо
преходящими, конечными вещами, явлениями, процессами, организмами? Таким
образом, возникает целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия.
Возникает именно проблема бытия, которая, в свою очередь, расчленяется на
тесно взаимосвязанные проблемы (аспекты).
Понятие “бытие” имеет несколько значений. Во-первых оно
употребляется как синоним существующего. Бытие является философской
категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от
сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения
его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Вопрос понимания
бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса
философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития
философии. Люди на протяжении всей истории стояли, и стоят перед жизненно
важной проблемой: либо признать наличие бытия, т.е. того, что есть истинно
сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени,
неуничтожимо, и жить “с оглядкой “ на него, либо объявить своё собственное
существование самодостаточным, автономным, не нуждающегося в помощи и
покровительстве Абсолюта. Философия, принимая и оправдывая тот или иной
выбор, являла себя в истории то как философия бытия, то как философия
свободы.
Существующий мир бесконечно многообразен. Устанавливая определённое
сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений,
процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща
общность формы бытия. Можно выделить следующие различающиеся, но в то же
время взаимосвязанные основные формы бытия:
Бытие вещей (тел), объектов, процессов, которые, в свою очередь делятся на:
бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого; и на
бытие вещей, процессов, произведённых человеком;
Бытие человека, которое подразделяется на – бытие человека в мире вещей и
бытие специфически человеческое;
Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное
духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
Бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие
отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Тема бытия начинается с вопроса о “смысле жизни”. Когда философы
осознают, что смысл жизни исчезает или вырождается в мелкую и тщетную суету
ради сиюминутных потребностей, они вспоминают о высших смыслах, о
непреходящем и вечном бытии.
Проблема бытия введена в философию Парменидом (5-4 в.до.н.э.) как
ответ на определённый социальный и экзистенциальный запрос. Люди стали
терять веру в традиционных богов Олимпа. Тем самым рушились основы и норму
социальной жизни. С гибелью богов уже никто не мог поручиться, что ритм и
порядок природных и социальных процессов останется стабильным. В глубинах
человеческого сознания зародилось отчаяние, необходим был поиск новых
гарантов человеческого существования, людям нужна была опора в их жизни.
Философия в лице Парменида попыталась успокоить смятенную душу античного
человека, оповестив людей об открытии Абсолютной мысли, которая удерживает
мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надёжность.
Люди снова обрели уверенность в том, что всё подчиняется порядку с
необходимостью. Необходимость Парменид назвал божеством, Правдой,
Провидением, Судьбой, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная
мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль
человеческая, а Логос – Космический Разум. Человеческий ум способен что-то
знать в той мере, в какой он сумеет вступить в непосредственный контакт с
Разумом, который и есть бытие. Такая ситуация делала неуместной гордыню
человеческого ума, похваляющегося своим умением мыслить и постигать истину,
ибо не человек постигает истину, а истина открывается ему через контакт с
бытием. Бытие едино и неизменно, в нём заключена вся полнота совершенств,
среди которых главными считались Истина, Добро, Благо. Бытие не возникает и
не уничтожается. Оно свет, но особый, “увидеть который можно только очами
разума”. Бытие есть мысль и постижимо только в мысли. Оно в понимании
античных философов, не выступает творцом мира, потому что мир существовал
всегда.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает
определенные ограничения на деятельность человека, заставляет соизмерять с
ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех
форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки,
границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно
изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности
превращает в действительность.
Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой
является противоборство материалистического и идеалистического подходов.
Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как
идеальные.
В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие
философы 6 – 4 веков до нашей эры – досократики. Для них бытие совпадает с
материальным, неразрушимым и совершенным космосом.
Космос – понятие, впервые введённое Пифагором для обозначения
упорядоченного единства мира, в противоположность хаосу. Сторонники
пифагореизма – сторонники учения о числовой основе мировоззрения. Именно
пифагорейцы стали называть мир космосом, имея в виду его гармонию и
совершенство, т.к. главным свойством Космоса считалась Гармония сфер.
Совершенство космоса доказали пифагорейцы, основано на определённых
числовых соотношениях, которые лежат в основе движения небесных светил, в
основе музыкальной гармонии и даже заключены в пропорциях человеческого
тела. “Космэ” в переводе с греческого означает “Красота”. В истории
философской масли использование понятия “Космос” вело либо к признанию роли
Творца (демиурга), либо космотеизма. Пифагор и Платон учили о числе как
основе Космоса и об эйдосе как своеобразном духовном алгоритме, на основе
которого строится физическая реальность. Человек действительно своеобразный
микрокосмос, встроенный в структуру макрокосмоса и имеющий дар свободы
выбора своего поведения.
В древней Индии источником философской мысли (мудрости) была так
называемая ведическая литература (“веды” – знание) – обширный набор
текстов, которые составлялись в течении десяти столетий (1500 – 600 лет до
н.э.). В одном из ведических гимнов говорится, что в начале было “нечто
одно”, нерасчленённое. Начало творению положило жертвоприношение.
Космический великан Пуруша был разделён на части и стал и стал источником
жизни всех живых существ. Итак, “у всего сущего и у всех богов одно начало
– жертвоприношение”. Действительно солнце дарит своё тепло и свет, чтобы
могли жить все существа на Земле, мать жертвует силы и здоровье для
воспитания своих детей. Всё существующее (и люди, и животные, и ручьи, и
ветер и т.д.) имеют живую, бессмертную душу, поэтому можно умолять гору,
просить прощения у дерева, приказывать облакам и т.д. Таким образом, для
древних индийцев зависимость и взаимосвязанность жизни Человека, Земли и
Космоса были очевидны.
В древнекитайской философии – человек тоже часть Космоса,
соединяющая в себе два начала: тёмное и светлое, мужское и женское,
активное и пассивное. Человек занимает как бы срединное положение в мире и
призван преодолевать расколотость мира на 2 начала: Инь (свет) и Янь
(тьму).Такое положение определяет “срединный путь” человека, его роль
посредника: “Передаю, но не творю”. Через человека, сына Неба, небесная
благодать нисходит на Землю и распространяется повсюду. Человек – не царь
Вселенной, не покоритель природы. Наряду с философскими воззрениями,
проповедавших созерцательную пассивность человека, в др. Китае появились
учения, в центре которых была личность “не для себя”, а для общества. Это
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7