Рефераты. Философия древнего мира






Эпоха Возрождения

Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда

получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Эта

трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, -

отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального

производства, подготовила концепции бытия XVII – XVIII веков. В них бытие

рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее,

осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия

как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая

подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу

инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил.

Исходным в трактовке бытия для всей философии и науки этой эпохи

является понятие тела. Это связано с развитием механики – главной науки

XVII – XVIII веков. В свою очередь, такое понимание бытия послужило основой

естественнонаучного представления о мире в то время. Период классической

науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-

объективистских концепций бытия, где природа рассматривается вне отношения

к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе.

История человеческого общества в определенном смысле являет собой

картину его изменяющегося взаимодействия с природой.

Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее,

в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в

этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это

материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка

этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.

В системе античного мышления природа понималась, как подвижное,

изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся

природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных

философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся

доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся

хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и

организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в

согласии с природой.

Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой

христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась

как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку

только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более

того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть

или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение

Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это

служило оправданием для негативного отношения к природе и даже

обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла

стимулировать интерес к научному познанию природы.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает

для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней

источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму

средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее

развращенной и порочной человеческой цивилизации.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания,

существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась

постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во

взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения

формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным

пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и

социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие

общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным

социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе

потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое

закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря,

человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных

законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в

человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне

активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда,

навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к

поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную”

традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление

и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив

придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе

предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд,

являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков

производственных отношений.

Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и природой,

процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и

контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К., Энгельс Ф.,

Соч., том 23, стр.188).

Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса,

обусловивший могучий прогресс в развитии человеческого мышления.

Между природным и общественным нет пропасти - общество остается

частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей

спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки -

географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения

его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло

окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь,

как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство

ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только

переместил в другие климатические условия различные виды растений и

животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается

развитием материального производства, науки и техники, общественных

потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу

нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение

рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок

географической среды. Если лишить современную географическую среду ее

свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество

в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек

геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.

С возникновением человечества осуществляется переход к новому

качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos - ум,

разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не

отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития

биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими и

всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она

предполагает не только использование достижений наук, но и разумное

сотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципы

отношения к природе - родному дому человечества.

В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный

характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его

собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с

естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй

природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.

Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов,

человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой.

Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается

зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного

использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне

динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов

приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.

Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа

зависит от него.

Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним

части природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”.

“Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его

тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения,

чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с

природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека

и осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.42, стр.

92).

Природа в философской рефлексии понимается как всё сущее, весь мир,

подлежащий изучению методами естествознания. Общество – это особая часть

природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека.

Взаимоотношения природы и общества – вечная и всегда актуальная

проблема философии и всего гуманитарного знания. В широком смысле слова под

природой понимается всё сущее, т.е. Вселенная. В узком смысле слова природа

рассматривается как-то, что породило и окружает человека, служит для него

объектом познания. Природа – это объект естествознания, и его рамки

определяются технологическими возможностями человечества для познания

закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.