Эпоха Возрождения
Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда
получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Эта
трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, -
отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального
производства, подготовила концепции бытия XVII – XVIII веков. В них бытие
рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее,
осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия
как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая
подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу
инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил.
Исходным в трактовке бытия для всей философии и науки этой эпохи
является понятие тела. Это связано с развитием механики – главной науки
XVII – XVIII веков. В свою очередь, такое понимание бытия послужило основой
естественнонаучного представления о мире в то время. Период классической
науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-
объективистских концепций бытия, где природа рассматривается вне отношения
к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе.
История человеческого общества в определенном смысле являет собой
картину его изменяющегося взаимодействия с природой.
Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее,
в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в
этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это
материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка
этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.
В системе античного мышления природа понималась, как подвижное,
изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся
природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных
философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся
доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся
хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и
организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в
согласии с природой.
Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой
христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась
как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку
только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более
того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть
или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение
Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это
служило оправданием для негативного отношения к природе и даже
обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла
стимулировать интерес к научному познанию природы.
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает
для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней
источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму
средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее
развращенной и порочной человеческой цивилизации.
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания,
существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась
постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во
взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения
формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным
пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и
социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие
общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным
социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе
потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое
закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря,
человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных
законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в
человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне
активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда,
навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к
поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную”
традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление
и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив
придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе
предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд,
являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков
производственных отношений.
Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и природой,
процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и
контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., том 23, стр.188).
Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса,
обусловивший могучий прогресс в развитии человеческого мышления.
Между природным и общественным нет пропасти - общество остается
частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей
спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки -
географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения
его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло
окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь,
как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство
ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только
переместил в другие климатические условия различные виды растений и
животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается
развитием материального производства, науки и техники, общественных
потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу
нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение
рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок
географической среды. Если лишить современную географическую среду ее
свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество
в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек
геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.
С возникновением человечества осуществляется переход к новому
качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos - ум,
разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не
отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития
биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими и
всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она
предполагает не только использование достижений наук, но и разумное
сотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципы
отношения к природе - родному дому человечества.
В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный
характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его
собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с
естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй
природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.
Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов,
человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой.
Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается
зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного
использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне
динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов
приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.
Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа
зависит от него.
Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним
части природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”.
“Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его
тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения,
чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с
природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека
и осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.42, стр.
92).
Природа в философской рефлексии понимается как всё сущее, весь мир,
подлежащий изучению методами естествознания. Общество – это особая часть
природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека.
Взаимоотношения природы и общества – вечная и всегда актуальная
проблема философии и всего гуманитарного знания. В широком смысле слова под
природой понимается всё сущее, т.е. Вселенная. В узком смысле слова природа
рассматривается как-то, что породило и окружает человека, служит для него
объектом познания. Природа – это объект естествознания, и его рамки
определяются технологическими возможностями человечества для познания
закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7