мышления (разума), а по пути их противопоставления, утверждая, что чувства
не могут быть источником истинного знания, но лишь побудителем,
способствующим тому, что разум обращается к познанию истины: “если притом
положишь, что восхождение вверх и созерцание горнего есть восторжение души
в место мыслимое, то не обманешь моей надежды, о которой желаешь слышать.
Бог знает, верно ли это; но представляющееся мне представляется так: на
пределах ведения идея блага едва созерцается; но, будучи предметом
созерцания, дает право умозаключать, что она во всем есть причина всего
правого и прекрасного, в видимом родившая свет и его господина, а в
мыслимом сама госпожа, дающая истину и ум... ”[6].
При этом впервые (и это тоже заслуга Платона) было подчеркнуто не
только несовпадение знания о мире с самим миром, но и несовпадение понятия
о предмете с самим предметом: ведь одно понятие может обозначать многие
предметы, но ни один из них не выражает полностью сути этого понятия.
Следовательно, делает вывод Платон, основание понятия не в предмете, а в
чем-то другом, что не является ни предметом, ни понятием. И этим “другим”,
согласно Платону, является идея, то есть “для себя сущее или “в себе”
вещей”. Соответственно сама идея есть первопричина всего сущего. Вот что об
этом говорит сам Платон: “Эту[7]область занимает бесцветная, лишенная
очертаний, неосязаемая сущность, подлинно сущая, зримая одному лишь
кормчему души - разуму[8]; на нее-то и направлено истинное знание.
Поскольку разумом и чистым знанием питается мышление бога да и всякой души,
какая стремится воспринять надлежащее, - она, видя время от времени
подлинно сущее, ценит его, питается созерцанием истины и блаженствует, пока
небесный свод не перенесет ее по кругу опять на то же самое место. При этом
кругообороте она созерцает самое справедливость, созерцает
рассудительность, созерцает знание - не то знание, которому свойственно
возникновение, и не то, которое меняется, содержась в том изменчивом, что
мы называем бытием, но то настоящее знание, которое содержится в подлинном
бытии”[9]. Идеи вечны, неподвижны и неизменны, что Платон показывает на
примере идеи прекрасного следующим образом: “нечто, во-первых, вечное, то
есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, во-вторых,
не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то для
кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом
месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это
предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде
какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо
или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все
же другие разновидности прекрасного причастны[10] к нему таким образом, что
они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких
воздействий оно не испытывает”.[11]
Признав идею первопричиной всего сущего, Платон тем самым определил
и основную задачу философии, и предмет науки как познание мира идей,
которое возможно лишь посредством диалектического процесса мышления как
процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости
(или несовместимости) с предметным миром. Таким образом, Платон признает
два метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный
(подлинный). Но поскольку всякое познание всегда направлено ни какой-либо
объект, то он должен присутствовать и здесь. У Платона этот объект
распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир
вечных идеальных неизменных сущностей - идей. Происходит как бы удвоение
мира.
Такой подход вполне естественно порождает два важных вопроса: как
соотносятся эти два противоположных мира и как человек - существо конечное,
преходящее, и, следовательно, однозначно принадлежащее к чувственному миру,
может познавать недоступный для него по самой своей природе мир идей.
Платон выходит из положения, предположив, что:
1) предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального;
2) душа человека вечна и бессмертна. Платон на этот счет пишет так:
“Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно. А у того, что
сообщает движение другому и приводится в движение другим, движение
прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что движет само
себя, поскольку оно не покидает само себя, никогда не перестает двигаться;
более того, и для всего остального, что движется, оно служит источником и
началом движения. Начало не имеет возникновения: всему возникающему
необходимо возникать из начала, а само оно ни из чего не возникает, потому
что если бы начало возникало из чего-либо, то возникающее возникало бы уже
не из начала. Но так как оно не имеет возникновения, ему необходимо быть и
неуничтожимым, потому что если бы погибло начало, ни само оно никогда не
могло бы возникнуть из чего-либо, ни другое из него, так как все должно
возникать из начала. Значит, начало движения - это то, что движет само
себя. Оно не может ни погибнуть, ни возникнуть, иначе бы все небо и все
возникающее, обрушившись, остановились, и уже неоткуда было бы взяться
тому, что бы привело их снова в движение, чтобы они возникли. Итак,
выяснилось, что бессмертно движимое само собой; но всякий без колебания
скажет, что именно в этом заключается сущность и определение души”[12]. До
вселения в него она пребывает в мире идей, где и познает мир истин.
Вселившись же в человека, она привносит в него все наличное знание. Таким
образом, процесс познания по Платону есть процесс припоминания, когда мы
посредством анализа понятий заставляем душу человека припоминать имеющиеся
в ней знания: “раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и
в Аиде, то нет ничего такого, чтобы она не познала. Поэтому ничего
удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего
она способна вспомнить все, что ей было известно. И раз в природе все друг
другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил
что-нибудь одно, - люди называют это познанием, - самому найти и все
остальное...”[13]. В момент акта познания у человека возникает воспоминание
об идее. Говоря словами самого Платона, “человек должен понимать видовое
обозначение, складывающееся из многих чувственных восприятий, но сводимое
разумом воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша
душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы называем
бытием, и вырвалась в подлинное бытие. Поэтому по справедливости окрыляется
только мысль человека, любящего мудрость[14]: у него всегда по мере его сил
память обращена на то, в чем бог проявляем свою божественность. Человек,
правильно применяющий подобные воспоминания, всегда посвящаемый в
совершенные таинства, - только он один становится подлинно совершенным. Так
как он стоит вне человеческой суеты и обратился к божественному, толпа,
конечно, станет увещевать его, как человека, у которого не все в порядке, -
но его восторженная одержимость толпе незаметна”[15]. Но, поскольку идея не
может полностью присутствовать в предмете (см. выше), то между идеей и ее
чувственным образом устанавливается не отношение тождества (сходства), а
отношение подражания: чувственный образ подражает идее (прообразу), являясь
как бы копией ее (т.е. прообраза), но копией неполной и несовершенной.
Таким образом, представляется вполне обоснованным классифицировать
платоновскую философию как объективный идеализм, так как материя
рассматривается как производное от нематериальных предшествующих материи
идей, существующих вне и независимо от сознания людей. Гносеология же его
есть “самое решительное отрицание чувственного опыта для познания
трансцендентной действительности - крайнее выражение рационалистического
противопоставления разума чувственности”[16].
4. Становление античной диалектики.
Выдающимся материалистом и диалектиком был крупнейший философ
Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.). Его считают “Отцом”
античной диалектики. Диалектика (от греч. Dialektike [techne] – буквально
означает искусство диалога или спора, искусство вести беседу) – искусство
аргументации, наука логики. Но уже ранее греческие философы связывали
диалектику с выявлением противоречий в высказываниях оппонента. А затем
диалектика стала способом выявления противоположностей не только в речи, но
и в самом окружающем мире. В трудах Гераклита нашли завершения искания
Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Гераклит принадлежал к
аристократическому роду Кодридов, представители которого являлись
басилевсами (правителями) Эфеса. По политическим убеждениям Гераклит был
сторонником аристократии. Он резко обрушивался на "чернь". С победой
рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое
отношение Гераклита к окружающей его действительности. Выступая против
победившей демократии, он хотел показать ее преходящий характер. Однако в
своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой цели.
Из сочинения Гераклита “О природе” сохранилось около 130 фрагментов, на
основании которых можно составить представление о его философских,
естественнонаучных и политических взглядах. Согласно Гераклиту высшим
законом природы является вечный процесс движения и изменения. Единой и
всеобщей основой всех явлений природы, их материальным первоначалом,
стихией, из которой все возникает, Гераклит считал огонь,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7