Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии.
Диалектика - наука спорить.Сократ: переход от частных случаев
(красивая девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их
определениям. Его ученик- Платон: диалектика как метод анализа и
синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их
значений к общим понятиям - идеям. Диалектика как искусство спорить
развилась в средние века.
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений.
Ажным предметом диалектики являются универсальные связи типа связь
единичного и общего, части и целого, явления и сущности... Категории
(универсальные формы Ч мышления) диалектики: "случайность -
необходимость", "причина - следствие", "единое - общее"(см. 36),
"явление и сущность". категории зависят от социал. - историч. этапа.
Гегель: тезис, антитезис, синтез. Античная диалектика - Гераклит,
идиалестическая - Гегель, материалестическую.
33. Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики,
логики и теории познания.
???
34. Критика методологических основ софистики, эклектики, догматизма и
релятивизма.
Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах
неправильных доводов, так наз софизмов, т е всякого рода уловок,
замаскированных внешней формальной правильностью. Характерными
приемами С являются: вывырывание событий из их связи с др.,
пременение закономерностей одной группы явлений к явлениям др группы,
одной исторической эпохи - к событиям др эпохи и т д. Как в науке,
так и в политике С играет реакционную роль.
Эклектика - соединение различных, иногда противоположных философских
взглядов, теоретических предпосылок, ценностных суждений и т.п. Как
методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и
сочетаний различных сведений и знаний, Э использовалась в позднегреч
философии, схоластике, в некоторых дискуссиях нового времени. Э
характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности,
объясняющие процессы развития в природном и социальном мире.
Догматизм - некритический, односторонний, антиисторический тип
мышления, к-рый в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает
специфические условия места, времени действия и опирается на
произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции.
В основе Д - явное или неявное игнорирование динамичности,
конкретности, процессуальности истины, нарушение или искажение
диалектики абсолютного и относительного в ней. Психологический
фундамент Д - слепое доверие авторитету, инертность ума, атрофия
воли, консервативная приверженность прошлому, некогда усвоенным
канонам, устоям жизни. Социальные основания Д - корпоративный
(классовый, групповой) или личностный эгоизм, заинтересованность в
поддержании неприкосновенности наличного status quo. Д в политике
сопряжен с авторитаризмом, монополией на мировидение и
мировосприятие, ведет к разрыву слова и дела, теории и практики,
обуславливает субъективизм, волюнтаризм и в конечном счете
самодискредитацию политики. Лучший способ борьбы - творческое
позитивное развитие теории, умение отталкиваться от твердой почвы
реальности, объективных фактов.
Релятивизм - философская концепция, утверждающая относительность,
условность и субъективность человеческого познания. Признавая
относительность знаний, Р отрицает объективность познания, считает,
что в наших знаниях не отражается объективный мир. Диалектический
материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что
каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем
развития производительных сил и уровнем науки, а не в смысле
отрицания объективной истины.
35. Категории диалектики как отражение всеобщих связей бытия и
ступени развития познания.
Для диалектики характерно формирование парных категорий , отражающих
«полярные» стороны целостных явлений, процеесов. Диалектический
характер отношений «причина - следствие», «случайность -
необходимость» «возможность - действительность» и других выражается в
противоположных но неразрывно связанных понятиях, их единстве,
переходах друг в друга, взаимодейтвии. Категории диалектики
формируются на определенных ступенях развития общества.С углублением
и обогащением знаний об универсальных связях разрабатываются
специальные философские понятия - например, качество, количество,
мера, скачек. В категориях диалектики тесно связаны объективное
знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон ...)
и форма мысли - познавательный прием, посредством которого
осмысливается такая связь. Горизонтальный и вертикальный подходы к
анализу универсальных связей. Горизонтальный: «единичное - общее»,
«качество - количество», «часть - целое», «конечное - бесконечное»,
«простое - сложное»... Вертикальный: «явление - сущность», «причина -
следствие», «случайность - необходимость», «возможность -
действительность».
36. Единичное, особенное и общее. Явление и сущность как категории
диалектики.
Единичное характеризует отдельный предмет. явление, процесс,
отличающийся по своим простр.- временным и др. свойствам от иных, в
том числе подобных ему, предметов. Общее - объективно существующее
сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в
некоторых отношениях, принадлежность к одной и тойже группе явлений
или единой системе связей. Связь единичного и общего носит
всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы,
процессы. Реальные предметы единичны, не бывает абсолютно одинаковых
предметов (индивидуальность, неповторимость). Диалектика единого и
общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует сао по
себе. Оно неразрывно связано с единичным. Диалектика единичного и
общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.
Вметсе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов,
событий, указания на конкретные, единичные явления. Своеобразие и
сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуальное
неповторимое - типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального
является уникальное. Противположностью индивидуального неповторимого
является типовое. Предельный случай типизации технических устройств -
стандартизация.
Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с осмыслением
поверхностных и глубинных уровней действительности. С т.зр. мат.
диалект. Явление и сущность - разные уровни объективной реальности.
Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая
сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его
природу, совок. Черт и др хар. Явление - это внешние наблюдаемые
обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного
предмета, относительно самостоятельной области объективной
реальности. Явление и сущность, как правило, не совпадают. Гегель -
непосредственное бытие вещей - это корона или завеса, за которой
скрывается сущность.
37. Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип
системности.
Кант - наука не агрегат, а ситстема, в которой целое (четкая
взаимосвязь соотв. знаний) - важнее частей. Преобладал механицизм,
элементаризм. В процессе изучения О. и биологического мира -
появилась необходимости в системном подходе. Диалектика - следствие
системного подхода.
Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений.
Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов,
обладающее структурой и организацией.
Структура - относительно устойчивый способ связи элементов того или
иного сложного целого.
Принцим системности применяется к системным объектам (нет смысла
применять его к груде камней). Основной принцип системного подхода -
принцип целостности. Необходимо выделить связи в системе
(системообразующие, горизонтальные, вертикальные). При исследовании
ситем, обладающих собственными органами управления необходимо
выделить цели их поведения.
38. Целое и часть. Принцип целостности. Форма и содержание.
В древности - понять тот или иной предмет - узнать из чего он
состоит. Части - предметы, кторые в своей совокупности образуют
новые, более сложные предметы. Целое обладает др. характеристиками,
не сойственными частям его составляющим. - решение диалектическая
связь частей. Необходиво уходить от редукционизма, элементаризма
(деление сложного на простые), механицизма (целое лишь сумма частей).
Принцип целостности: ключ к решению вопроса (в чем заключается секрет
целостности?) дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к
простой сумме частей заключается в связи, объединяющие предметы в
сложные комплексы, во взаимовлиянии частей.
Содержание и форма - понятия диалектические. Их связь ярко
представлена в искусстве (тема любви в поэзии, кино - имеют разные
соотношения) . в качестве упорядочевающего фактора форма более
консервативна чем содержание (консервативность форм управления...).
Переход на новый этап развития требует смены формы (формы
устаревают). Формализация знания полезна (перевод содержательных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12