Рефераты. Философия






Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии.

Диалектика - наука спорить.Сократ: переход от частных случаев

(красивая девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их

определениям. Его ученик- Платон: диалектика как метод анализа и

синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их

значений к общим понятиям - идеям. Диалектика как искусство спорить

развилась в средние века.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений.

Ажным предметом диалектики являются универсальные связи типа связь

единичного и общего, части и целого, явления и сущности... Категории

(универсальные формы Ч мышления) диалектики: "случайность -

необходимость", "причина - следствие", "единое - общее"(см. 36),

"явление и сущность". категории зависят от социал. - историч. этапа.

Гегель: тезис, антитезис, синтез. Античная диалектика - Гераклит,

идиалестическая - Гегель, материалестическую.

33. Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики,

логики и теории познания.

???

34. Критика методологических основ софистики, эклектики, догматизма и

релятивизма.

Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах

неправильных доводов, так наз софизмов, т е всякого рода уловок,

замаскированных внешней формальной правильностью. Характерными

приемами С являются: вывырывание событий из их связи с др.,

пременение закономерностей одной группы явлений к явлениям др группы,

одной исторической эпохи - к событиям др эпохи и т д. Как в науке,

так и в политике С играет реакционную роль.

Эклектика - соединение различных, иногда противоположных философских

взглядов, теоретических предпосылок, ценностных суждений и т.п. Как

методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и

сочетаний различных сведений и знаний, Э использовалась в позднегреч

философии, схоластике, в некоторых дискуссиях нового времени. Э

характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности,

объясняющие процессы развития в природном и социальном мире.

Догматизм - некритический, односторонний, антиисторический тип

мышления, к-рый в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает

специфические условия места, времени действия и опирается на

произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции.

В основе Д - явное или неявное игнорирование динамичности,

конкретности, процессуальности истины, нарушение или искажение

диалектики абсолютного и относительного в ней. Психологический

фундамент Д - слепое доверие авторитету, инертность ума, атрофия

воли, консервативная приверженность прошлому, некогда усвоенным

канонам, устоям жизни. Социальные основания Д - корпоративный

(классовый, групповой) или личностный эгоизм, заинтересованность в

поддержании неприкосновенности наличного status quo. Д в политике

сопряжен с авторитаризмом, монополией на мировидение и

мировосприятие, ведет к разрыву слова и дела, теории и практики,

обуславливает субъективизм, волюнтаризм и в конечном счете

самодискредитацию политики. Лучший способ борьбы - творческое

позитивное развитие теории, умение отталкиваться от твердой почвы

реальности, объективных фактов.

Релятивизм - философская концепция, утверждающая относительность,

условность и субъективность человеческого познания. Признавая

относительность знаний, Р отрицает объективность познания, считает,

что в наших знаниях не отражается объективный мир. Диалектический

материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что

каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем

развития производительных сил и уровнем науки, а не в смысле

отрицания объективной истины.

35. Категории диалектики как отражение всеобщих связей бытия и

ступени развития познания.

Для диалектики характерно формирование парных категорий , отражающих

«полярные» стороны целостных явлений, процеесов. Диалектический

характер отношений «причина - следствие», «случайность -

необходимость» «возможность - действительность» и других выражается в

противоположных но неразрывно связанных понятиях, их единстве,

переходах друг в друга, взаимодейтвии. Категории диалектики

формируются на определенных ступенях развития общества.С углублением

и обогащением знаний об универсальных связях разрабатываются

специальные философские понятия - например, качество, количество,

мера, скачек. В категориях диалектики тесно связаны объективное

знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон ...)

и форма мысли - познавательный прием, посредством которого

осмысливается такая связь. Горизонтальный и вертикальный подходы к

анализу универсальных связей. Горизонтальный: «единичное - общее»,

«качество - количество», «часть - целое», «конечное - бесконечное»,

«простое - сложное»... Вертикальный: «явление - сущность», «причина -

следствие», «случайность - необходимость», «возможность -

действительность».

36. Единичное, особенное и общее. Явление и сущность как категории

диалектики.

Единичное характеризует отдельный предмет. явление, процесс,

отличающийся по своим простр.- временным и др. свойствам от иных, в

том числе подобных ему, предметов. Общее - объективно существующее

сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в

некоторых отношениях, принадлежность к одной и тойже группе явлений

или единой системе связей. Связь единичного и общего носит

всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы,

процессы. Реальные предметы единичны, не бывает абсолютно одинаковых

предметов (индивидуальность, неповторимость). Диалектика единого и

общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует сао по

себе. Оно неразрывно связано с единичным. Диалектика единичного и

общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.

Вметсе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов,

событий, указания на конкретные, единичные явления. Своеобразие и

сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуальное

неповторимое - типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального

является уникальное. Противположностью индивидуального неповторимого

является типовое. Предельный случай типизации технических устройств -

стандартизация.

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с осмыслением

поверхностных и глубинных уровней действительности. С т.зр. мат.

диалект. Явление и сущность - разные уровни объективной реальности.

Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая

сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его

природу, совок. Черт и др хар. Явление - это внешние наблюдаемые

обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного

предмета, относительно самостоятельной области объективной

реальности. Явление и сущность, как правило, не совпадают. Гегель -

непосредственное бытие вещей - это корона или завеса, за которой

скрывается сущность.

37. Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип

системности.

Кант - наука не агрегат, а ситстема, в которой целое (четкая

взаимосвязь соотв. знаний) - важнее частей. Преобладал механицизм,

элементаризм. В процессе изучения О. и биологического мира -

появилась необходимости в системном подходе. Диалектика - следствие

системного подхода.

Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений.

Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов,

обладающее структурой и организацией.

Структура - относительно устойчивый способ связи элементов того или

иного сложного целого.

Принцим системности применяется к системным объектам (нет смысла

применять его к груде камней). Основной принцип системного подхода -

принцип целостности. Необходимо выделить связи в системе

(системообразующие, горизонтальные, вертикальные). При исследовании

ситем, обладающих собственными органами управления необходимо

выделить цели их поведения.

38. Целое и часть. Принцип целостности. Форма и содержание.

В древности - понять тот или иной предмет - узнать из чего он

состоит. Части - предметы, кторые в своей совокупности образуют

новые, более сложные предметы. Целое обладает др. характеристиками,

не сойственными частям его составляющим. - решение диалектическая

связь частей. Необходиво уходить от редукционизма, элементаризма

(деление сложного на простые), механицизма (целое лишь сумма частей).

Принцип целостности: ключ к решению вопроса (в чем заключается секрет

целостности?) дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к

простой сумме частей заключается в связи, объединяющие предметы в

сложные комплексы, во взаимовлиянии частей.

Содержание и форма - понятия диалектические. Их связь ярко

представлена в искусстве (тема любви в поэзии, кино - имеют разные

соотношения) . в качестве упорядочевающего фактора форма более

консервативна чем содержание (консервативность форм управления...).

Переход на новый этап развития требует смены формы (формы

устаревают). Формализация знания полезна (перевод содержательных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.