Рефераты. Философия






отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания

явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания

предмет восприятия. И хотя он полагает , что в разуме нет ничего, что

е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на

последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из

высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны

умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах мышления,

необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ

связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об

определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех

этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой

античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит.

гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам,

а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план

ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) а на

индукциюобращ. мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.

Источник движения - бог (перводвигатель).

Общественно полит. теории А. Наилучший из всех классов -

земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и территор.

распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этим

делом должны заним среднезажиточнуе классы общесва.

А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими

он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного

использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы

монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на

смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это

тирания, олигархия и крайняя демократия.

9. Основные черты средневековой философии.Проблема универсалий.

Реализм и номенализм.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло

духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и

очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей

письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье

характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр.

гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата

церкви и гос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот.

должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения

догматов христианства. Эта фил. получила название

“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они

стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и

предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный

апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое

разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел.

мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов,

кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел

и его целях).

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в

Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог

сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости.

Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восхолдящую к

создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и

обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна.

Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он

дел., делает через него бог.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в

школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период

хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к

вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо

правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным

хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к

единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е

о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. -

реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ.

универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в

самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел.

разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал.

- общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только

един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и

основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к

многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это

номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в

уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только

имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть

предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача

знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме

чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще

только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для

объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о

направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие

понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома

Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.

10. Философия Ф. Аквинского (обоснование идеи бога, теория

"двойственной" истины).

А (1225-1274)(ангельский доктор) (хорошо изучил Арестотеля) –

разделяет божетвенную область от мирской. Он утверждает, что познать

Б невозможно. Ф и наука должны служить теологии для борьбы с

нападками против веры (христианским учением бороться нельзя поскольку

оно недосягаемо для Ч разума). Истина – одна, христианская, а наука

лишь пытается приблизиться к ней.

Пять доказательств существования Б:

1) все движется => необходим перводвигатель; 2) существуют

причинно – следственные вязи => необходима первопричина; 3)

цепочка случайного и необходимого => первая необходимость – Б. 4)

Каждая вещь имеет степень качествы по отношению к другой => наивысшая

степень качества – Б. 5) Все происходит на пользу => существует кто-

то кто направляет все к определенной цели.

11. Гуманизм - основная чертафилософии возрождения(Макиавелли, Мор,

Кампанелла).

Маккиавелли - итал. общ деятель, политич мыслитель историк воен

теоретик. Гос-во признается М высшим проявлением человеч духа, а

служение гос-ву - целью, смыслом и счастьем человеч жизни. Разделяя

традиц христ представление об изначальном зле человеч природы М

отводит воспитат функции не церкви (что было нормой средневек

философии) а гос-ву. Политич идеал М - Римская республика, в которой

он видел воплощение идеи сильного гос-ва, умеющего сохранять

внутренний порядок и распространять внутр порядок и распространять

влияние на другие народы. М описывал строй древне-римского гос-ва с т

зр искреннего республиканца, приверженца демократии. Он считал, что

республика - лучшая форма демократии т к каждого делает ответственным

за судьбу гос-ва. Но респ форма правления не всегда возможна; нельзя

сохранить свободные политические учреждения, если в народе не развиты

грражданские добродетели. Римская респ достигла могущества потому,

что сумела воспитать респ дух в рим народе.

Томас Мор - англ гуманист, гос деятель и писатель. Католик, сторонник

верховной власти ПАПЫ. Автор трактата «Утопия» - место, которого нет,

слово в последствии стало нарицательным. В «Утопии» М впервые

изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная)

собственность и введено не только равенство потребления (как в

раннехрист общинах), но обобществлены производство и быт. Труд

составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по

потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые

работы выполняют преступники. Политич строй основан на принципах

выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистич

быта. Она организована не столько на родтвенных, сколько на

производственных началах.

Кампанелло Томмазо - итал философ поэт политич деятель создатель

коммунистич утопии. Коммунистич утопия К представляет собой программу

всеобщего социального преобразования на основе общности имущества

(«Город солнца», произв, построенное в форме расказа мореплавателя),

дополняемую утопией всемирной теократической монархии («Монархия

Мессии»). В идеальной коммунистич общине у К упразднены собственность

и семья, дети воспитываются гос-вом. Труд обязателен для всех,

рабочий день сокращен до 4 часов. Огромное внимание уделяется

развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство

коммунистич общиной находится в руках учено-жреч касты. Осуществление

свой программы К возлагал на европ государей и Рим папу, стремясь

достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в

соответствии с его идеалами католицизма.

12. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н.Коперник, Д.Бруно,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.