мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог.
деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и
природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет фил,
превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в
универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать
матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как
матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во
, выделяемое мозгом).
Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является
по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит
отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная
жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о
том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки
зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше
предшеств материалистов, кот утверждали, что религия лишена реального
содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к
реальному - в этом осн черта его антропол метода.
Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл
единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и
благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.
Многообразие явл природы не может быть сведено к общей,
однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение
относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.
“У прир нет ни начала не конци. все в ней находится во
взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и
причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко
диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.
Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.
Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи,
на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее
метафизично.
Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости высших
форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от их
физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с физическим
не устраняет внутреннего различия между ними.
Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно
обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя
противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-
воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта
носит антрополог. хар-тер.
Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т
реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат
мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он
прав указывает на ее относительность.
Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф
материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я
понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот
человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово
практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест
внушений теистической веры - представляется непосредственно,
чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет,
электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное,
растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и
бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего
более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.
Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно
восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств
восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей
природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные
свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не
осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для
познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств
связи с вещами никогда нас не обманывают.
Однако он не включает в свое рассмотрение практическую
деятельность.
Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его
способности достичь более глубокого познания действительности. Зад
мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств
данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое,
непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу
природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный
хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом
непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их
соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор
выводов с чувственными данными.Т.о чувственное созерцание - есть
критерий истинности мышления. В общем Ф не понимает сложн диалект
связи между чувств отраж мира и мышлением, его не интересует пробл
категорий и логики. Глуб идея Гегеля о движ теор мышления от абстр к
конкретному, овозможности, следовательно, конкр. мышления осталась
чуждой дляФ.
26. Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии.
Специфика человеческого бытия.
Бытие мира = П, Ч, О, идеи, продукт труда. Проблема бытия возникает
тогда, когда разного рода универсальные предпосылки становятся
предметом сомнений и раздумий.
Два аспекта проблемы бытия: 1) цепочка вопросов, каждый из которых
побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где
существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда.
Мир был, есть и будет, он непреходящ. Корень, смысл проблемы - в
противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и
преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. 2)
природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные
по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему
существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего
мира.
Формы бытия: 1) бытие вещей 2) бытие человека 3) бытие духовного
(идеального) -> делится на индивидуализированное духовное и
объективированное 4) бытие социальное
Особенность человеческого бытия определяется 1) возможностью
регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых
обществом 2) человек - пересечение относительно разных бытийственных
измерений - а) реально существует отдельный человек (мыслящая и
чувствующая вещь) б) человек - существо разумное, находящееся на
определенном витке развития в) человек - социально-историческое
существо
Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию
отдельных поколений и людей. Человек-песчинка в невообразимом мире,
но люди способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир
и на самих себя.
27. Становление и развитие философской категории "материя".
Диалектико-материалистическое определение материи, его
мировоззренческий и методологический смысл.
Ленин: "Материя есть Ф категория для обозначения объективной
реальности, которая дана Ч в его ощущениях, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо
от них".
Ранее материя расматривалась наряду с другими вещами, как отдельная
субстанция. Материализм, идеализм, дуализм. Сегодня материя
понимается как совокупность объектов материального мира, познаваемого
в процессе практики, втом числе и О.
Ошибки в определениях понятий ведут к кризису (Ранее материю
определяли как совокупность атомов). Симысл д-м определения материи в
его общности.
28. Движение, его сущность и основные формы. Движение и развитие.
Все в природе движется. О покое можно говорить только относительно.
Движение - неотемлемое свойство материи. Выделяют два типа движения
материи: с сохранением устойчивости (качества), изменение качества
(развитие). Формы движения (Энгельс): механическое, физическое,
химическое, биологическое, социальное. Иногда к формам движения
относят и мышление.
Высшие формы дв. Нельзя свести целиком и полностью к низшим.
29. Пространство и время, развитие этих категорий в философии.
Свойство материи - быть протяженной, занимать место среди других
объектов => понятие протяженности. Это понятие возможно благодоря
свойству материи делиться. Движение материи подразумевает, что одно
событие может наступить раньше другого => длительность, скорость,
ритм,... . Если эти характеристиеи абстрагировать от объектов =>
время. Существует проблема эталонного времени (атомные часы). Кроме
часов существует интуитивное чувство времени у Ч, животных, ....,
которое может изменяться в зависимоти от нужд конкретного организма
(предсказания будущего). Пространственно - временные формы необходимо
рассматривать относительно конкретных материальных объектов. Древние
же философы выделяли их в отдельные субстанции.
Также существует социальное пространство (жилище) и время (эпохи).
Также существует пространство и время инивидуального Ч.
30. Многообразие пространственно-временных свойств движущейся
материи. Биологическое и социальное пространство и время.
Пространство и время в психике человека.
см 29.
31. Философия и естествознание о материальном единстве мира.
Одна и та же таблица Менделеева, теже физическое законы...
32. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12