Рефераты. Философия






мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог.

деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и

природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет фил,

превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в

универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать

матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как

матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во

, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является

по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит

отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная

жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о

том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки

зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше

предшеств материалистов, кот утверждали, что религия лишена реального

содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к

реальному - в этом осн черта его антропол метода.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл

единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и

благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

Многообразие явл природы не может быть сведено к общей,

однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение

относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.

“У прир нет ни начала не конци. все в ней находится во

взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и

причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко

диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.

Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи,

на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее

метафизично.

Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости высших

форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от их

физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с физическим

не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно

обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя

противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-

воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта

носит антрополог. хар-тер.

Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т

реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат

мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он

прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф

материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я

понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот

человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово

практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест

внушений теистической веры - представляется непосредственно,

чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет,

электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное,

растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и

бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего

более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.

Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно

восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств

восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей

природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные

свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не

осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для

познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств

связи с вещами никогда нас не обманывают.

Однако он не включает в свое рассмотрение практическую

деятельность.

Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его

способности достичь более глубокого познания действительности. Зад

мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств

данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое,

непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу

природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный

хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом

непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их

соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор

выводов с чувственными данными.Т.о чувственное созерцание - есть

критерий истинности мышления. В общем Ф не понимает сложн диалект

связи между чувств отраж мира и мышлением, его не интересует пробл

категорий и логики. Глуб идея Гегеля о движ теор мышления от абстр к

конкретному, овозможности, следовательно, конкр. мышления осталась

чуждой дляФ.

26. Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии.

Специфика человеческого бытия.

Бытие мира = П, Ч, О, идеи, продукт труда. Проблема бытия возникает

тогда, когда разного рода универсальные предпосылки становятся

предметом сомнений и раздумий.

Два аспекта проблемы бытия: 1) цепочка вопросов, каждый из которых

побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где

существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда.

Мир был, есть и будет, он непреходящ. Корень, смысл проблемы - в

противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и

преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. 2)

природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные

по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему

существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего

мира.

Формы бытия: 1) бытие вещей 2) бытие человека 3) бытие духовного

(идеального) -> делится на индивидуализированное духовное и

объективированное 4) бытие социальное

Особенность человеческого бытия определяется 1) возможностью

регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых

обществом 2) человек - пересечение относительно разных бытийственных

измерений - а) реально существует отдельный человек (мыслящая и

чувствующая вещь) б) человек - существо разумное, находящееся на

определенном витке развития в) человек - социально-историческое

существо

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию

отдельных поколений и людей. Человек-песчинка в невообразимом мире,

но люди способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир

и на самих себя.

27. Становление и развитие философской категории "материя".

Диалектико-материалистическое определение материи, его

мировоззренческий и методологический смысл.

Ленин: "Материя есть Ф категория для обозначения объективной

реальности, которая дана Ч в его ощущениях, которая копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо

от них".

Ранее материя расматривалась наряду с другими вещами, как отдельная

субстанция. Материализм, идеализм, дуализм. Сегодня материя

понимается как совокупность объектов материального мира, познаваемого

в процессе практики, втом числе и О.

Ошибки в определениях понятий ведут к кризису (Ранее материю

определяли как совокупность атомов). Симысл д-м определения материи в

его общности.

28. Движение, его сущность и основные формы. Движение и развитие.

Все в природе движется. О покое можно говорить только относительно.

Движение - неотемлемое свойство материи. Выделяют два типа движения

материи: с сохранением устойчивости (качества), изменение качества

(развитие). Формы движения (Энгельс): механическое, физическое,

химическое, биологическое, социальное. Иногда к формам движения

относят и мышление.

Высшие формы дв. Нельзя свести целиком и полностью к низшим.

29. Пространство и время, развитие этих категорий в философии.

Свойство материи - быть протяженной, занимать место среди других

объектов => понятие протяженности. Это понятие возможно благодоря

свойству материи делиться. Движение материи подразумевает, что одно

событие может наступить раньше другого => длительность, скорость,

ритм,... . Если эти характеристиеи абстрагировать от объектов =>

время. Существует проблема эталонного времени (атомные часы). Кроме

часов существует интуитивное чувство времени у Ч, животных, ....,

которое может изменяться в зависимоти от нужд конкретного организма

(предсказания будущего). Пространственно - временные формы необходимо

рассматривать относительно конкретных материальных объектов. Древние

же философы выделяли их в отдельные субстанции.

Также существует социальное пространство (жилище) и время (эпохи).

Также существует пространство и время инивидуального Ч.

30. Многообразие пространственно-временных свойств движущейся

материи. Биологическое и социальное пространство и время.

Пространство и время в психике человека.

см 29.

31. Философия и естествознание о материальном единстве мира.

Одна и та же таблица Менделеева, теже физическое законы...

32. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.