Рефераты. Философия






истории. Материальное и идеальное общество. Роль субъективного

фактора в истории.

Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую;

3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.

Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и

субъективные факторы).

65. Специфика социального детерминизма. Отличие социальных законов от

законов природы.

Деретминизм - противоположные философские концепции по вопросу о

месте и роли причинности. Д - учение о всеобщей, закономерной связи,

причинной обусловленности всех явлений.

66. Проблема биологического и социального в человеке. Критика

биологизаторских и социологизаторских трактовок человека.

???

67. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека. Жизнь как

ценность.

Жизнь - смерть: пограничная ситуация. Ч - О. явление => смысл жизни в

служении О. Что Ч оставит после себя ? Существует биологическое время

и духовное. Ч может долго жить после смерти тела. Право на смерть не

только личный выбор - ведь существуют семья, ... Упомянуть о

камикадзе и Руссо.

68. Человек и человечество. Глобальные проблемы выживания

человечества.

Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую;

3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.

Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и

субъективные факторы). Недооценка исторч. опыта - кризис.

54

69. Понятие науки. Социальные функции науки.

1) культурно-мировоззренческая 2) наука как непосредственная

производительная сила 3) функция как социальной силы

70. Основания науки. Диалектика опыта и теории.

???

71. Наука и нравственность. Этика науки.

Общечеловеч. ценности так же применимы в науке. Бескорыстие ученого,

его заинтересованность, отстаивание истины. "Платон мне друг, но

истина дороже" (Аристотель). Наука предполагает обоснованность

суждений => они более ценны, чем бытовые. Признание коллег - высшая

награда для ученого. Несоблюдение этических норм - черевато.

Нравственность пронизывает все стороны деятельности ученого.

Определения должны быть точны (Ленин).

Сократ "Человек добр, а зло творит по неведению". Генная инженерия.

Сциентизм - научно - технический прогресс - абсолютная социальная

ценность- предел развития. Диалектика созидательного и

разрушительного в науке.

72. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного

производства.

Материальное производство - производство и воспроизводство всех

компанентов жизни О, за счет материала П, а также воспроизводства

самого Ч.

73. Способ производства как материальная основа целостности общества,

его конкретноисторической определенности.

Структура способа производства:

1) производительные силы (предмет труда, орудие труда);

2) производственные отношения (экономические и производственно -

технические отношения).

Базис - совокупность 1 + 2. Надстройка - теории, концепции,

учереждения, материализующие 1 и 2.

Материальное производство характеризует то что производится. Способ

произв. - как производится. Эпохи различаются способом производства.

74. Диалектика развития производительных сил и производственных

отношений.

???

75. Социальная революция и ее роль в развитии общества.

Соц. революция - качественное изменение в О. отношениях , во всей их

системе. Это закономерные явления в О. жизни. Способ смены О.

формаций. В основном - это политическая революция. Класс - основная

движ. сила революции. Насилие - вынужденная мера. Диалетическое

отрицание старого. Тесно связана с культурными традициями.

76. Общественно-экономическая формация. Диалектика базиса и

надстройки.

Общ - экон формация - исторический тип общества, основывающийся на

определенном способе производства и выступающий как ступень

прогрессивного развития человечества от первобытно-общинного строя

через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к

коммунистической формации. Общ - экон формация впервые выработана

максизмом и составляет краеугольный камень материалистического

понимания истории. Оно позволяет 1) отличить один период истории от

др 2) вскрыть общие и существенные черты разных стран 3) позвляет

рассмотреть человеческое общество в каждый периож его развития как

единый социальный организм 4) позволяет свести стремления и действия

отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых

определяются их местомв системе общественных отношений данной

формации.

Базис и надстройка - категории исторического материализма,

выработанные для харрактеристики основных структурных элементов

каждой общественно-экономической формации. Ленин: Базис -

экономический скелет общественной формации, Н - взаимосвязанная

система общественных явлений, порожденных экономическим Б и активно

влияющих на него (Н состоит из 1) совокупность духовных образований

(мыслей, чувств, настроений) 2) совокупность отношений между людьми

3) совокупность учреждений и организаций). Революц переход от одной

формации к другой связан прежде всего с заменой одного Б другим, в

соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во

всей Н.

77. Развитие общества как естественноисторический процесс смены

общественно- экономических формаций. Формация и реальное общество.

История О - продукт сознательной деятельности людей, в отличии от

истории П. О - объект, ограниченный в пространстве и времени - пока

нет понятия, нет и объекта иследования.

Формация - исторические формообразования - представляют собой

органическую целостность, включающую в себя как материальные так и

духовные компоненты. Способ мат. произв. - важнейший, определяющ. ее

функционирование, компонент. Смена формаций характеризует

исторический процесс. (первобытнообщ., рабовл., феодальн., капитал.).

Далее коммунизм !.

Маркс делит историю надвое: предистория и истинная история

(человечество свободно от продуктов своего труда). Формацион. подход

к О. рассматривает О. как единое целое.

Цивилизационный подход к О. появился в 18вв (Данилевский, Гумилев).

Он тесно связан с понятием культура. Цивилизованное О - О, основанное

на понятиях разума и справедливости. Этот подход основан на

множественности культурно - исторических типов. Однако, то, что

производят цивилизации - является достоянием всего человечества.

Цивилизация одновременно чужда и ценна для др. цивилизаций.

Движущая сила Ц. - творческая элита, увлекающая за собой инертное

большенство.

Гумилев развил теорию этносов. Этнос зарождается из - за небольшой

горстки одухотворенных людей. Затем, как и цивилизация, проходит

стадии: зарождения, развития, надлом, разложение.

78. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы,

классы, нации, личности.

Класс - группы людей, которые отличаются ролью и местом в сложившейся

системе производства, отношением к средствам производства и долевым

участием в распределении готов. товара.

Нация - фундаментальная характеристика гос.

Этнос - объединяет близкие нации. Причина всех соц. катаклизмов-

национальные отношения.

Классы различаются: по образаванию, кастам, политич. положению.

Партия - объединяет авангард класса и определяет его идеологию.

Соц. революция - локомотив в развитии общества - высшая форма

классовой боьбы.

Также существуют прослойки - религиозные , ... .

Соц. пространство (айкумена) - все время расширяется (во все

стороны).

Общ. отношения (отношения между субъектами О.): 1) производственно -

экономические; 2)идеологические; 3)политические.

79. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в

историческом процессе.

???

80. Содержание понятий "индивид", "индивидуальность" и "личность" в

марксистской философии. Личность и ее социальные роли в обществе.

52

81. Социально-политические, естественнонаучные и теоретические

предпосылки возникновения марксистской философии.

???

82. Возникновение и развитие диалектико-материалистической философии.

Развитие философии К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Маркс ведел оторванность от реальной жизни (истории и соц.

реальностей) Гегелевской теории (был ее стороником). Попытка создания

Ф для эксплуатируемых пролитариев.

Основные позиции:

1) Отчужденный труд - ни предмет труда, ни орудия труда, ни результат

труда пролитарию не принадлежит - непорядок.

2)Т.к. рабочий вынужден работать (жизнь заставила) => труд унижает Ч.

(он свободен вне труда)

3) }=> Ч. относится к природе враждебно, прервана родовая связь;

4) подневольный труд порождает отчуждение между людьми - конкуренция.

Капиталисты тоже отчужденные люди.

}=> ликвидация частной собственности. => появляются свободные,

одаренные, гармоничные люди

Практика - основа всего. Все познается через практику. Труд

преобразовывает П. и О. отношения.

Класс - группы людей, которые отличаются ролью и местом в сложившейся

системе производства, отношением к средствам производства и долевым

участием в распределении готов. товара.

Уровень развития производства - основной критерий познания О.

Государство должно упорядочивать - структуру собственности.

Ограничение свобод Ч.: 1) разделение труда на физический и

умственный; 2) принадлежность к определенному классу 3)

культурологический фактор.

83. Основные направления и черты немарксистской философии ХХ века.

19

84. Основные черты философии неопозитивизма, его разновидности.

Ученые, применяющие Ф к современным разделам науки. => математизация,

формализация Ф знания. Основное достижение связь логики с

кибернетикой. Герменевтика - семантический анализ текстов.

21

85. Проблема человека в философии экзистенциализма.

22

86. Основные черты философии неотомизма.

20

87, Буржуазная философия истории. Футурологические модели общества

(технократические, технофобские, информационные).

"Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий

фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции.

"Антитехницизм" - техника - злой демон.

23

88. Основные черты и проблемы русской философии Х1Х - начала ХХ

веков.

25

89. Диалектика исторической необходимости и свободы в общественном

развитии. Всестороннее развитие личности - гуманистический идеал

марксизма.

52

90. Сущность общественного прогресса и его критерии. Исторические

типы прогресса.

см 77.

91. Противоречивый и целостный характер современного мира.

Соотношение научно- технического, социального и духовного прогресса в

современную эпоху.

53

92. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества.

54

"Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий

фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции.

"Антитехницизм" - техника - злой демон.

93. Диалектика общечеловеческого и классового. Приоритетность

общечеловеческих ценностей.

52

94. Единство и многообразие мировой истории. Объективные предпосылки,

закономерности и этапы формирования всемирной человеческой истории.

Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую;

3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.

Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и

субъективные факторы). Недооценка исторч. опыта - кризис.

46

95. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация.

50

96. Научно-техническая революция, ее сущность и перспективы.

53

97. Категории "общественное бытие" и "общественное сознание" и их

методологическая роль.

Формационный подход был выработан на основе анализа обществ. бытия.

"О. бытие" - объективная О. реальность, соц. материя, отражающаяся в

О. сознании. Материалестич. подход к определению этих понятий

позволяет "соц. детерминизм". Эти понятия объективны.

Коммунистич. теория продполагала, что О. сознание окрылит людей.

Недооценка Ч. фактора. О. сознание - активно.

49

98. Общественное сознание и его структура.

Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи,

достижения искусства, мораль, религия и общественная психология

представляют собой «Общественное сознание». Уровнями О С являются

обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из

повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп

(Социальная психология), и научно - теоретическое сознание,

включающее идеологию. Формы О С представляют собой различные способы

духовного освоения действительности и включают политическое и

правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию.

49

99. Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное,

возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

???

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.