гомосексуализме, как таковом, где имеющий по рождению один пол, ощущает
себя представителем пола противоположного, тем самым расщепляется,
бессмысленно изменяя свою жизнь, поведение, внешность, свою личность...
образ и подобие Божие. Это демоническое изменение личности, «собственно
направляется против Бога, и потому Его особенно и заслуживает иметь
противником себе»(9). Это открытое восстание твари против Творца, открытое
разрушение образа и подобия Божия в человеке и изменение его на образ и
подобие демоническое.
Из этого восстания вытекает и патологический нарциссизм. В греческом мифе
Нарцисс, прекрасный юноша, увидев в воде свое отражение, влюбился в него,
и, понимая безнадежность этой любви, закололся, совершил самоубийство. Миф
содержит всю трагичность гомосексуализма, где человек влюбляется в свой
пол, понимает абсурдность и безнадежность этой любви, и... убивает свою
душу.
Но может, все-таки, не демоническая природа у гомосексуализма? Ведь целый
ряд авторов утверждают, что всему виною самые разные факторы. Так, в
истории жизни людей с гомосексуальной ориентацией более или менее часто
можно встретить следующее:
раннее обособление от отца: отец воспринимается как враг, был удален,
жесток или был алкоголиком (Fisher, 1996; Pillard,1988...);
мать слишком опекала ребенка (мальчики) (Bieber,1971...);
мать была эмоционально недоступной (девочки) (Bredley, 1997...);
родители не смогли помочь ребенку идентифицировать себя со своим полом
(Zucker, 1995);
неудачи в самоидентификации себя со сверстниками своего пола (Hockenberry,
1987);
сексуальное насилие или изнасилование, боязнь общества или особая
застенчивость, обособленность от родителя и т.д.
Безусловно, что эти и другие факторы оказывают определенное влияние на
психическое состояние человека. Однако, если соотнести написанное со
словами прп. Исаака Сирина о том, как стремление к телесному наслаждению
формирует внутренний мир молодого человека, написавшего, что «телесное
наслаждение, вследствие мягкости и нежности юности, производит, что скоро
снискиваются душею страсти и окружает ее смерть, и таким образом подпадает
человек суду Божию...»(2,сл.75), то во всех перечисленных случаях можно
без труда заметить это стремление.
О причине этого стремления Св. Иоанн Кассиан пишет так: «Никто никогда не
понуждается ко греху, хотя бы дурной пример других возбуждал нас к тому,
если он не имеет сокрытой в сердце своем материи того греха»(Л). О
причинах, «сокрытых в сердце», страстях, было написано выше. Однако, как
же, в таком случае, рассматривать факторы, нами упомянутые?
Евангельский текст об исцелении отрока, одержимого сильным беснованием,
прекрасно поясняет нам это. Напомним кратко это событие. Ко Христу подошел
человек и преклонив колена сказал: «Господи! Помилуй сына моего; он в
новолунии беснуется, и тяжко страдает; ибо часто бросается в огонь и часто
в воду (Мф. 17,14,15), повергается на землю, испускает пену, и скрежещет
зубами своими, и цепенеет...» (Мр. 9,18; Л к. 9,39).
Люди, видя, что болезнь эта случается в новолуние, думали, что луна была
причиной этой болезни, потому и страждущих этой болезнью называли
лунатиками. «Однако, луна, - свидетельствует Иоанн Златоуст, - не причина
лунного беснования; но бесы, замечающие лунные времена, в полнолуние
нападали на человеков, да покажут, что дела Божий суть виною их
несчастья...> сам дух прибегает к такой хитрости, клевеща на природу.
Отсюда-то утвердилось ошибочное мнение между неразумными, и вдаваясь в
обман они называли этим именем демонов» (12).
Аналогичное происходит и с указанными факторами, которые используют
демоны, чтобы скрыть, замаскировать свое присутствие, участие и
порабощение человека, через его страсти.
О демонической природе гомосексуализма, как и любой парафилии,
свидетельствуют сами одержимые этим недугом.
Так в рекомендациях уже упоминавшейся нами гей-организации GLSEN, дается
такой совет: «Религия является источником конфликтов личности (наверное,
прежде всего, с самим собой, как в шизофрении - авт.). Следует сначала
убедить клиента в том, что мораль является преходящей и зависит от типа
общественных установок, затем разрушить концепцию греха и убедить клиента,
что религию следует модифицировать или сменить».
Православная церковь особенно ненавистна апологетам гомосексуализма. Так
гей-писатель В. Розанов, в своей книге «Люди лунного света», причисляет к
гомосексуалистам многих святых православной церкви. Ссылаясь на «Жития
Святых», автор, с явно больным воображением, пишет: «Сквозь шаблонную
житийную формулу, унаследованную от Византии, и сквозь влияние библейского
рассказа о Иосифе и жене Пентефрия, в «Житии преподобного Моисея Угрина»
просвечивает повесть о средневековом гомосексуализме, наказанном за отказ
вступать в гетеросексуальный брак...». Нет нужды повторять написанное
автором о святых, монахах, духовенстве, русских князьях, государях...
писателях, поэтах. Написанное только еще раз иллюстрирует бесовскую,
демоническую природу гомосексуализма, этой открытой вражды против Бога и
Его Церкви.
Но, очевидно, написанное в настоящей статье будет неполным, если не
коснуться вопроса о возможности исцеления от пагубной страсти.
Православная святоотеческая литература указывает средства духов ного
исцеления природы человека, и именно в ней нужно искать ответы на духовные
запросы нашей жизни. А средства эти, такие же, как и при лечении прочих
«недугов души».
Во-первых, нужно осознать, что исцеление только во Христе Иисусе: «...без
Меня не можете делать ничего» (Ин. 15.5). «Душа может противиться злу, но
не может без Бога победить или искоренить его», - пишет прп. Макарий
Египетский. (16,47)
Во-вторых, нужно очень захотеть исцелиться. Об этом говорит и Сам Христос:
«...кто хочет идти за Мною,...» (Мк. 8.34). «Кто хочет» - Господь никого
не насилует. Воля свободна. Выбор добровольный, потому что, «если бы
Господь или сатана брали во власть человека насильно, то человек не был бы
виновником того, что впадает в геену или получает Царство» (16,95).
В-третьих, определиться, где вести брань. «Ибо извнутрь, из сердц а
человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния,
злоба, непотребство гордость, безумство, - все это зло извнутрь
исходит и оскверняет человека»» (Мк.7.21-23). «Человек должен возделывать
землю сердца своего и сотворить там брань с сатаной, ибо внутри
проявляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь» (16,48).
В-четвертых, «...отвергнись себя...» (Мк. 8.34), распяв «плоть со
страстьми и похотьми» (Гал. 5,24). «Давид и просит: «От тайных (страстей
ума и сердца) очисти мя» (Пс.18,13) то есть от похотения, тщеславия,
человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти,
неверия, самолюбия, кичения и др. Чтобы переплыть мысленное море страстей,
нужно долготерпение, смиренномудрие, бдение, воздержание» (6,63).
В-пятых, «...возьми Крест свой...» (Мк. 8,34). «При терпении, скорбях и
многих трудах воцаряется благодать, а до этого внутри пресмыкается дух
лукавства, покрывало тьмы, ветхий человек. Как начнешь искать Бога,
начнешь страдать, ибо надобно тебе бороться с своею природою и нравами.
Тогда-то найдешь противящиеся тебе помыслы и будет брань против помыслов,
ума против ума, души против души, духа против духа, ибо открывается
какая-то сокровенная и тонкая сила тьмы, пребывающая в сердце»(16,42).
В-шестых, «...и следуй за Мною.» (Мк. 8,34). «пять умственных душевных
чувств, приняв благодать Духа, уже не чада мира, не юродивы, но невесты
Жениховы, ибо как души, прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают
помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят»(16,99)....
...Пост, молитва, покаяние, Причастие, участие в церковных Таинствах...
терпение и послушание... брань внутренняя со страстями своими... и «дух,
душа и тело взаимно умиротворятся в Боге» (16,53).
Примечание: offhaim
Поскольку в настоящей статье рассматривался исключительно вопрос о
духовной природе гомосексуализма, то в ней не приводились цитаты из
Священного Писания и учения Православной Церкви, осуждающие гомосексуализм
и другие формы парафилии. Однако, это можно прочитать в приложении к
настоящей статье, содержащей выдержку из «Основ социальной концепции
Русской православной Церкви» гл. 12, п.9.
ПРИЛОЖЕНИЕ
XII.9. Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают
гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение
богозданной природы человека.
«Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость»
(Лев. 20.13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг
жителей Содома (Быт. 19.1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех
мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого
мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее «постыдных
страстей» и «непотребств», оскверняющих человеческое тело: «Женщины их
заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины,
оставив естественное употребление женского пола, разжигались плотью друг
на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное
возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1.26,27). «Не обманывайтесь... ни
малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют»,- писал апостол
жителям развращенного Коринфа (1 Кор. 6.9-10). Святоотеческое предание
столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма.
«Учение двенадцати апостолов», творения святителей Василия Великого,
Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого
Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи
греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права
состоять в церковном клире (Вас. Вел. пр. 7, Григ. Нис. пр. 4, Иоанн Потн.
пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим
Грек взывал: «Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы
предались!... Постарайтесь поскорее отстать от этого сквернейшего вашего и
смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно
невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа
Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием,
теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою... Возненавидьте
от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и
вечной пагубы».
Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном
обществе клонятся к признанию гомосексуализма неполовым извращением, но
лишь одной из «сексуальных ориентации», имеющих равное право на публичное
проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение
обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная
Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный
союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными
проявлениями гомосексуальности. Она считает гомосексуализм греховным
повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном
усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека.
Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего
человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением
Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским
общением с верующими, готовыми оказать духовную поддержку.
Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные
наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам
представить греховную тенденцию как «норму», а тем более, как предмет
гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую
пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на
жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах,
Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный
образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и
иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное
положение в армии и исправительных учреждениях.
Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме
болезненного чувства принадлежности к другому полу, результатом чего
становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться
от принадлежности к тому полу, который дарован чело веку Создателем, может
иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена
пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической
операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических
проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь
не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать
действительной искусственно измененную половую принадлежность. Если «смена
пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому
Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к
тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный
сан вступление его в церковный брак недопустимо.
От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой
принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с
патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном
случае не носит характер изменения пола.
Литературные источники
Священное Писание Ветхого и Нового Заветов;
1). Св. Игнатий Брянчанинов. «Слово о смерти». М, 1991. с. 3-6;
2). Св. Исаак Сирин. Слова подвижничиские. Сл.З.
3). О действии злых страстей. С-П,1898. с. 7-9;
4). Св. Иоанн Кассиан Римлянин. О духе печали;
5). Св. Иоанн Лествичник. О добродетелях и страстях.Сл.7;
6). Св. Иоанн Кассиан. Борьба с помыслами и духами злобы. Сл.170;
7). Св. Федор Студит. Наставление монахам. Сл.179;
8). Бл. Августин. Творения. С-П, 1998. с. 533;
9). Св. Иоанн Кассиан. Борьба с духом гордости. Сл.138;
10). Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 1, гл.2, пар.
2;
11). Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Срет. мон. 1996, т. 1,
стр. 380;
12). Св. Иоанн Златоуст. Толкования на Св. Матфея Евангелиста. М, 1993. Т.
2, стр. 588;
13). В. Седых. Повернул истории бег. Мариуполь, 2000, с. 544-545;
14). Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Дневник за 1899 г. С-П, 1999;
15). Свщмч. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5;
16). Прп. Макарий Египетский. «О развитии греха и о борьбе с ним. (Сб.
Сердце чисто созижди во мне Боже»), Росс, 1993, сотница первая.
17). Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М.1998.
Страницы: 1, 2, 3, 4