снижается настроение, его ничто не радует, иногда все раздражает, он
впадает в уныние, тоску, печаль, окружающее предстает в мрачном свете...»
Не правда ли, очень много общего в описании депрессии и святоотеческом
описании демонического влияния на душу, которое было приведено выше. В эти
минуты человек чувствует невыносимую душевную горечь и отчаяние. Эти
минуты с очевидностью говорят о неправильности всего душевного
направления. Но так как основа страстей - гордость, то человек не внимает
спасительным советам и не принимает никаких мер к исцелению себя. Идет
время, а припадки отчаяния (депрессии), становятся все сильнее, и,
наконец, отчаяние обращается в умоисступление и может закончиться
самоубийством (суицидом). «Погибель души, есть впадение в отчаяние после
совершенного беззакония», - пишет Иоанн Лествичник.(5)
Теперь рассмотрим склонность к суициду (самоубийству). Печаль «в душу
согрешившего влагает не намерение исправить жизнь и очиститься от
страстей, а пагубнейшее отчаяние. Она-то ни Каину не дала покаяться после
братоубийства, ни Иуде не попустила после предательства взыскать средств
удовлетворения, а увлекла его, через внушенное ею отчаяние, к удавлению»
(4), - пишет знаток человеческих душ Св. Иоанн Кассиан Римлянин.
И Священное Писание весьма ясно и точно говорит о том, что и кто является
источником склонности к самоубийству; «Иисус отвечал: тот, кому Я,
обмакнув кусок хлеба, подам. И обмакнув кусок, подал его Иуде Симонову
Искариоту. И после этого куска вошел в него сатана он приняв кусок,
тотчас вышел... (Ин. 13.26,27,30). Иуда, ведомый сатаной, пошел предавать
Христа, а после, «предавши Его, увидев, что Он осужден бросив
сребреники в храме, пошел и удавился» (Мф. 27.3,5), ведомый тем же
сатаной.
Евангелие указывает не только на сатану, который овладел Иудой, не только
на отчаяние, овладевшее им и толкнувшее его на самоубийство, но и на
страсть, которая пленила его, открыв душу сатане, «... потому, что был
вор» (Ин. 12.6) - страсть сребролюбия.
Официальная статистика нам показывает, «что среди гомосексуалистов попыток
суицида в 6 раз (!) больше среднего» (Remafecli и др.1998). Однако, может
быть попытки суицида вызваны какими-либо другими причи нами? Например,
некоторые исследователи (Still, Saghir, Robins, 1978 и Belland , Weinberg,
1981) высказали предположение, «что основной причиной для самоубийства,
является разрыв отношений с гей-партнером».
На втором месте, по их мнению, стоит «неумение принять самого себя». Но
стоит напомнить, что разрыв отношений, как и сами отношения, вызваны
прежде всего, тем, что человек - «пленник страстей», а через них и
демонов, которые, прикрываясь внешними причинами, такими, как раз рыв
отношений, и влекут человека к самоубийству. А «неумение принять самого
себя», есть ничто иное, как обличение совести: «Видишь, что совесть не
дает своего согласия на такие помыслы, повинующиеся греху, но тотчас
обличает их, ибо она не лжет и, всегда обличая, свидетельствует, что будет
говорить пред лицем Божиим в день суда» (17.127). Ощущая обличение
совести, душа чувствует безысходность, как не знающая Бога, и, не имея
покаяния, приводится к печали демоном, который «в душу со грешившую
влагает не намерение исправить жизнь и очиститься от страстей, а пагубное
отчаяние», приводящее к самоубийству, о чем уже написано. О том же, как
бесы соделывают свое присутствие незаметным, прикрываясь внешними
обстоятельствам, напишем ниже.
Теперь рассмотрим тревожное расстройство, как описывает его психиатрия и
которое характеризуется «непроизвольно и труднопреодолимо возникающими
страхами, сомнениями, опасениями, действиями, представлениями, которые
осознаются больным, как болезненные и чуждые; больные сохраняют к ним
критическое отношение, пытаются бороться с ними; данный вид расстройства
мышления преимущественно встречается при неврозе навязчивых состояний...»
Сравним, как описывает присутствие демонов Святитель Игнатий: «От
присутствия их является в душе страх, в мыслях смущение и недоумение,
тоска, уныние, боязнь смерти, потом греховные вожделения,
охлаждение ревности к добродетелям, нравственное расстройство И
следующее да служит для вас знамением их. Если страх не будет отступать от
души: то это - признак присутствия врагов. Демоны никак не отъемлют
страха». (1) Страх от присутствия демонов «порождается от предшествовавшей
страсти ,- пишет Иоанн Кассиан,- по воздействию лукавого врага,
внезапно схватывает нас такая прискорбность и страх преисполняя все
изгибы сердца нашего желчной горечью». (4)
В рассмотрении вопроса об алкогольной и наркотической зависимости следует
указать, что духи нечистые, для большего порабощения и управления душей,
используют духовную опустошенность, неудовлетворенность жизнью, утрату
смысла жизни, печаль, отчаяние и, как следствие, депрессивные состояния,
тревожные расстройства и т.п., приводящие к желанию забыться, уйти от
действительности и обличения совести. Демоны «не все вместе возбуждают
свои страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и
приемлемость искушаемого» (6), а также «стараются сообразоваться с
обстоятельствами, с образом мыслей человека, с его наклонностями, с
впечатлениями, им полученными» (1).
И, заметив желание падшей души забыться, используя страстное желание
телесных наслаждений, тут же подсовывают и средства для этого - пьянство
или наркотики. «Телесные же наслаждения не только усиливают страсти и
восставляют их на душу, но даже исторгают ее из самих корней ее, и с тем
вместе разжигают чрево к невоздержанию и безграничности крайнего
распутства, и понуждают безвременно удовлетворять телесным потребностям»
(2.сл.75). Демон, этот «отвратительный устроитель всякого беззакония,
ходит и в какой страсти видит каждого из нас более готовыми,
соответственно тому и снадобье каждому подносит и дает; вкусив, тот
воспламеняется страстью», - пишет Святой Федор Студит (7).
«Нечистый дух, заседая в тех членах, чрез которые душа действует, и,
налагая на них невыносимую тяготу, страшным омрачением закрывает
разумительные чувства души и пресекает их деятельность (чрез такое
подавление органов сей деятельности). Что, как видим, приключается и от
вина»(3), от себя добавим - и от наркотиков.
Таким образом, через страсти свои, связанная алкоголем и наркотика ми,
душа становится еще более зависимой и управляемой демонами.
Теперь кратко рассмотрим шизофрению. Шизофрения - заболевание, называемое
в психиатрии «дельфийским оракулом». В самом этом на звании уже
указывается на то, что более всего характеризует эту болезнь - подмена
собственного «Я» человека. Оракул, от латинского «oraculum» - говорю,
пророчествую. У язычников - одно из средств общения божества и человека,
при котором, независимо от воли человека, его устами говорил дух.
В Деяниях Апостолов находим описание того, как нечистый дух, завладевший
женщиной, заставлял ее не только следовать за Апостолом Павлом, но и
выкрикивал много дней ее голосом прорицания. «Случилось, что, когда мы шли
в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом
прорицательным Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии
человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это
она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу:
именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же
час» (Деян 16, 16-18).
Психиатрия дает такое определение этому заболеванию: «Шизофрения -
серьезное прогрессирующее психическое заболевание, приводящее к
расщеплению и дезорганизации психических функций, их грубому искажению и
нарушению, а также к эмоциональному уплощению, оскудению с неадекватностью
поведения и снижением энергетического потенциала».
Само слово шизофрения переводится с греческого: «schizo» - расщепляю,
раскалываю, разделяю и «phrenos» - сосредоточение чувств, душевных
свойств, ума человека.
Если описать проще, то болезнь характеризуется наличием у больного таких
фундаментальных, наиболее специфичных для этого заболевания, расстройств:
аутизм - погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей
контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, замкнутостью,
затруднением общения, скудостью эмоциональных проявлений;
расщепление - утрата психического единства, параллелизм, двойственность
психических и умственных процессов, нелогичность, нелепость или
бессмысленность мотиваций и действий;
эмоционально - волевые расстройства - безволие, безынициативность,
бездействие, бесцельность, потеря всякого интереса к окружающему.
В написанном уже видна демоническая природа заболевания. Достаточно
сравнить с тем, что мы привели выше о влиянии демонов на душу человека. Да
и в самом расщеплении видна эта природа. Ведь бессмысленность самого
гомосексуализма, как, впрочем, всех парафилий (половых извращений),
очевидна.
Рассуждая о том, почему Господь сотворил мужчину и женщину, Блаженный
Августин в своем трактате «О книге Бытия» писал: «Если же мы спросим, для
чего должна была явиться эта помощница, то наиболее вероятным будет ответ,
что (она явилась) ради рождения детей...» (8). Поэтому «оставит человек
отца и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть» (Быт
2,24), «и к мужу твоему влечение твое...» (Быт. 2.16). А в
гомосексуализме...? Не зря в православном литургическом творчестве,
содержащем всю полноту богословия, демоны названы «тлителями (т.е.
разрушителями - авт.) смыслов» (Акафист Благовещению, икос 10.).
Расщепление, как основной признак шизофрении, наглядно содержится в самом
Страницы: 1, 2, 3, 4