Рефераты. Будущая жизнь и небытие (сочинения Аллана Кардека)






там менее материальны, почти флюидичны, не подвержены болезням и немощам и

не испытывают земных потребностей. Так как злых Духов там нет, люди живут

там в мире, имея только одну заботу о своем совершенствовании. Там царит

истинное братство, потому что нет эгоизма; истинное равенство, потому что

нет гордости; настоящая свобода, потому что нет надобности водворять

порядок; нет властолюбцев, желающих угнетать слабых. В сравнении с Землей

эти миры настоящий рай, это станции на пути к прогрессу и

совершенствованию. Земля, как низший мир, предназначена для очищения Духов

несовершенных, и в этом причина, по которой на ней царит зло, пока Богу не

будет угодно переменить ее назначение и сделать из нее местопребывание

более совершенных Духов.

Таким образом, Дух, постепенно возвышаясь по мере своего развития, доходит

до высшего блаженства; но, прежде чем он дойдет до высшей точки

совершенства, он наслаждается счастьем, доступным его развитию. Так ребенок

пользуется радостями первого детства, молодой человек — удовольствиями

юности, а зрелый возраст имеет свои, более солидные развлечения.

12. Блаженство счастливых духов состоит не в созерцательном бездействии,

которое было бы вечной и скучной бесполезностью; напротив, духовная жизнь

на всех своих ступенях представляет постоянную деятельность, но

деятельность неутомительную. Наивысшее счастье заключается в радостном

восхищении красотами творения, которых ни один человеческий язык не в

состоянии передать и никакое воображение постичь; в познании всего, в

отсутствии всяких физических и моральных страданий; в полном внутреннем

удовлетворении и в ясном спокойствии души; в чистой любви, объединяющей

всех; и, в довершение всего, в созерцании Бога и в постижении Его тайн,

открытых наиболее достойным. Оно состоит также в исполнении возложенных и

радостно принятых обязанностей. Чистые Духи — это Мессии, или посланники

Божий для передачи и исполнения Его велений; они исполняют великие миссии,

руководят строением миров и общей гармонией вселенной; только наиболее

возвышенные из них посвящаются в тайны Божий, вдохновляются Его мыслью и

служат Его прямыми представителями.

13. Ведение Духов бывает пропорционально их возвышенности, их способностям

и просвещению, их опытности и степени доверия к ним Господа. Тут нет

привилегий, нет милости и снисхождения помимо истинных заслуг, все

распределено со строжайшей справедливостью. Наиболее важные миссии

поручаются по воле Бога только тому, кто в состоянии их выполнить и не

способен их исказить или изменить. Под руководством Самого Господа наиболее

достойные составляют верховный совет и передают распределение движению

планет и различных миров. Затем идут в порядке совершенства и иерархии

такие Духи, преимущества которых более ограничены; их задачу составляют

покровительство над семьями и отдельными личностями, наблюдения за жизнью

народов или за явлениями природы до мельчайших тайн творения. В этом

громадном целом есть занятия для всех способностей, для всех желаний;

занятия, принимаемые с радостью и горячо просимые, потому что они дают

возможность возвыситься тем, кто этого желает.

14. Рядом с великими миссиями, порученными чистым Духам, есть еще различные

по степени важности поручения, которые даются Духам всех степеней, и каждый

из них имеет свою обязанность и исполняет ее для блага других; таким же

образом и воплощенные Духи должны иметь свои обязанности, начиная с отца

семейства, который должен заботиться о совершенствовании своих детей, и

заканчивая гением, который награждает общество произведениями своего

таланта. В этих-то второстепенных миссиях часто встречаются такие Дух,

которые не в силах довести до конца свою задачу и отказываются ее

исполнить, чем, конечно, вредят более всего себе самим, а не общему делу.

15. Так все разумные существа, на какой бы ступени возвышения они ни

стояли, по мере своих сил способствуют общему делу — одни в воплощенном

состоянии, другие в состоянии бесплотных Духов. Все деятельны, все

приобретают познания, помогают друг другу и протягивают один другому руку

помощи для достижения высшего совершенства.

Таким образом устанавливается солидарность между миром духовным и телесным,

иначе сказать, между людьми п Духами; Духами свободными и Духами не

свободными. Так устанавливаются и укрепляются взаимные отношения, истинные

симпатии, святые привязанности.

Везде жизнь и движение: нет в беспредельности ни одного незаселенного

уголка, ни одной области, по которой не проносились бы легионы лучезарных

существ, остающихся невидимыми для грубых материальных чувств, но

восхищающих и радующих души, освобожденные от материи. Наконец, везде есть

относительное счастье, для каждого исполненного долга, для каждого

совершенства; каждый носит в себе зачаток своего счастья. Счастье зависит

от личных свойств Духа, а не от материальной среды, в которой он находится;

следовательно, оно всегда там, где есть Духи, способные быть счастливыми, и

нет такого специально ему предназначенного места на свете. В каком бы месте

они ни находились, чистые Духи могут всегда созерцать божественное величие,

потому что Бог везде.

16. Тем не менее, счастье не должно быть эгоистично; если бы им

пользовались только для себя, если бы его не могли разделять с другими, оно

было бы печально и эгоистично, тогда как оно должно состоять в общности

мыслей, соединяющей симпатизирующие существа.

Счастливые Духи привлекаются один к другому однородными чувствами, вкусами,

мыслями и составляют обширные, однородные группы и семейства, в лоне

которых каждый индивидуум сияет своими качествами и проникается

благородными н спокойными лучами, исходящими из целого. Члены этих обществ

то рассыпаются для исполнения своих миссий, то собираются все вместе на

какой-либо точке пространства, чтобы поделиться результатами своих трудов

или соединиться вокруг Духа высшего порядка и выслушать его мнение или

наставление.

17. Хотя Духи находятся везде, но они преимущественно любят собираться на

обитаемых мирах из-за сходства между ними и существами, их населяющими.

Вокруг миров совершенных царят Духи высшего порядка; вокруг же отсталых, в

числе которых считается и наша Земля, преобладают низшие Духи. Таким

образом, каждая планета, или мир, имеет свое особенное население в виде

воплощенных и бесплотных душ, которые и пополняются по большей части

воплощением и освобождением одних и тех же Духов. В мирах низших это

население малоподвижно и тяжело; в высших оно легко и воздушно, так как

менее связано материей. Но, к счастью, из миров счастливых Духи иногда

отрываются и летят в низшие, чтобы посеять там семена прогресса, принести

утешение и надежду, поднять утраченные испытаниями жизни силы, а иногда

воплотиться там, чтобы удобнее и целесообразнее исполнить свою миссию.

18. Но где же в этом беспредельном пространстве рай, или небо? Оно везде,

ему нет предела: счастливые миры его — последние станции, куда добродетели

прокладывают путь, а пороки преграждают доступ.

Рядом с этой грандиозной картиной, показывающей, как населены все уголки

мира и объясняющей причину и цель существования всех творений, каким мелким

и ничтожным кажется учение, сосредотачивающее все человечество на одном

неприметном пункте пространства. Оно показывает нам это человечество,

начинающимся в известный момент и оканчивающимся в один день с носящим его

миром, т. е. длящимся не более одного мгновения в вечности! Как печальна,

безнадежна и холодна картина остального мира до, во время и после земного

существования человечества — мира без жизни, без движения, как

беспредельная пустыня, погруженная в безмолвие! Как неутешительно

изображение небольшого числа избранных, посвященных постоянному созерцанию,

тогда как наибольшее число существ приговорено к вечному мучению! Как

тяжелы для любящих сердец эти преграды, поставленные между живыми и

мертвыми! Говорят, что счастливые души думают только о своем счастьи, а

несчастные — только о своем страдании. Тогда нет ничего удивительного в

том, что эгоизм царствует на земле, если он существует даже на небе. Как

узко подобное понятие о величии, могуществе и благости Божией!

Насколько же выше и величественнее учение спиритизма! Насколько оно

расширяет идеи и возвышает мысли!

Но верно ли оно? Чем оно подтверждается? Во-первых, рассудком, во-вторых, —

откровением и, наконец, согласием его с наукой и прогрессом. Из двух

учений, где одно умаляет, а другое возвеличивает Бога, где одно в

разногласии, а другое в согласии с прогрессом, одно отстает, а другое

подвигается вперед—здравый смысл должен выбрать и указать, на чьей стороне

истина. Пусть же каждый взвесит и в тайнике своей души решит этот вопрос, и

внутренний голос ответит ему. Голос же этот и тайное стремление души есть

голос Божий, который не может обмануть человека.

19. Почему же в таком случае Бог с самого начала не открыл людям всей

истины? По той причине, по которой детям не преподают того, чему учат

взрослых. Ограниченное откровение было достаточно для человечества в

продолжение известного периода существования: Бог приноравливал его к силам

Духов. Духи, получающие теперь более полное откровение, — все те же Духи,

которые прежде уже получали частичное откровение, но с тех пор они выросли

в умственном отношении.

Прежде, чем наука открыла людям живые силы природы, образование планет,

настоящее строение земли, могли бы они понять бесконечность пространства и

множественность миров? Прежде, чем геология доказала состав и образование

Земли, как могли бы они не верить в существование ада в недрах её и понять

аллегорический смысл шести дней творения? Прежде, чем астрономия открыла

законы, управляющие вселенной, могли бы они понять, что нет ни верха, ни

низа в пространстве и что рай не над облаками и не ограничен областью

звезд? Прежде развития психологических наук могли бы они освоиться с идеей

о духовной жизни и постичь счастливую или несчастливую жизнь после смерти

иначе, как в определённом месте в материальной форме?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.