Рефераты. Международные аспекты экологической политики






Величина акциза на бензин в 2-4 раза превышает его себестоимость. Примерно такие же соотношения существуют и для дизельного топлива, но в некоторых странах ЕС его розничная цена существенно ниже цены на бензин. Выравнивание цен в настоящее время является одной из главных забот ЕС, особенно в преддверии вступления новых членов. Выравнивание цен необходимо, в частности, и затем, чтобы владельцы и водители тяжелых грузовиков строили свои маршруты передвижения исходя из критерия кратчайшего расстояния, а не минимальной стоимости пробега. В 2000 году розничная цена литра неэтилированного бензина в Великобритании составляла 85 пенсов (около 40 рублей). Из них стоимость сырой нефти и затраты на переработку составляли 20 %, НДС - 15 %, торговая наценка - 5 %, а величина акциза 60%.

Ежегодные налоговые поступления по всем перечисленным выше налогам были весьма значительны и составляли для стран ЕС в 1999 году от 4,5 % (Италия) до 10,2 % (Ирландия) от общих сумм собираемых налогов. Собираемые налоги поступают в бюджет стран ЕС. Как правило, эти налоги нейтральны для бюджета - на соответствующие суммы понижаются отчисления в социальные фонды и подоходный налог. Часть транспортных налогов имеет в ряде стран целевое предназначение. В Японии 100 % налога на топливо тратится на финансирование работ по повышению безопасности снабжения моторным топливом и на разработку его альтернативных видов.

Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает, что сдвиг центра тяжести налогообложения в сторону налогов на опасные для окружающей среды виды деятельности приводит к увеличению активности на рынке труда. Кроме того, важны регулирующие возможности налогов, побуждающие потребителя использовать более «чистые» и экономичные модели автомобилей. Целевое назначение налогов позволяет направлять значительные средства на охрану окружающей среды и совершенствование транспортной инфраструктуры.

Глава II. Экологическое законодательство

2.1. Экологические программы ЕС

Вот уже 30 лет Европейское Сообщество (ЕС) осуществляет собственную политику в области окружающей среды. За этот период организацией были проведены значительные по масштабу мероприятия природоохранного характера, создана правовая база для регулирования и координации экологической деятельности государств-членов, разработаны и внедрены новые подходы к защите и улучшению качества окружающей среды. Сегодня ЕС является одним из лидеров в природоохранном сотрудничестве на европейском континенте, при том, что экологическая политика и деятельность Сообщества неразрывно связаны с глобальными мероприятиями, в частности проводимыми под эгидой ООН, в сфере защиты окружающей среды.

Сегодня защита окружающей среды является одним из приоритетов Сообщества наряду с другими направлениями интеграции. ЕС обладает широкой компетенцией в области экологии на основе Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г., издает в этой сфере значительное количество нормативных актов, обладает полномочиями по сотрудничеству в этой области на международной арене. Функционирование каждого из институтов (главных органов) Сообщества затрагивает проблемы экологии.

Опираясь на положения учредительного договора, практическая деятельность ЕС в области экологии строится на основе специальной среднесрочной программы действий в отношении окружающей среды. Программа действий Сообщества в области окружающей среды - политико-правовой документ, определяющий приоритетные мероприятия организации на ближайшую перспективу. Экологическая программа действий устанавливает конкретные цели и задачи, достигнуть и выполнить которые Сообществу под силу исходя из современной ситуации.

За все время проведения Сообществом экологической политики было принято шесть таких программ. Первая из них появилась в 1973 г., она и по сей день является классическим документом в сфере окружающей среды периода обращения европейских государств к проблемам экологии после Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г.

Последующие экологические программы действий принимались, соответственно в 1977 г. (Вторая программа), в 1983 г. (Третья программа) и в 1987 г. (Четвертая программа).

Фундаментальной по содержанию явилась Пятая программа действий Сообщества в области окружающей среды, принятая в 1993 г. и получившая название «В направлении устойчивости». Пятая программа действия по окружающей среде взяла на вооружение ЕС концепцию устойчивого развития, ставшую официальной стратегией ООН по выходу человечества из экологического кризиса после проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро (РИО-92).

Современная Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды была утверждена Решением Европейского парламента и Совета № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г. Новая программа экологических действий появилась непосредственно перед Всемирной встречей на высшем уровне по устойчивому развитию (РИО+10), прошедшей под эгидой ООН в Йоханнесбурге с 26 августа по 4 сентября 2002 г.

Окончательный текст Шестой программы после внесения многочисленных поправок и переработки текста в Согласительном комитете был утвержден только 22 июля 2002г., а опубликован в «Официальном журнале Европейских сообществ» 10 сентября 2002 г. В целом, принятие новой экологической программы ЕС заняло около полутора лет.

Окончательный текст Шестой программы действий Сообщества в области окружающей среды отличается от первоначально предложенного Комиссией, т.к. в окончательном варианте исчезло название программы «Окружающая среда 2010 - наше будущее, наш выбор».

Как и планировалось Шестая программа учреждена сроком на 10 лет, что отличает ее от предыдущих программ, которые охватывали меньший период времени. Первоначально планировалось ввести новую программу до 2010 г., однако из-за задержки в принятии, в окончательном тексте было определено, что программа действует в течение 10 лет начиная с 22 июля 2002 г., т.е. до 21 июля 2012 г.

Новая программа экологических действий, в целом, направлена на обеспечение трех условий проведения экологических мероприятий Сообщества:

1. Интеграция потребностей окружающей среды в различные направления деятельности ЕС и имплементация принципа экологической обусловленности деятельности Сообщества, изложенного в ст. 6 Договора об учреждении ЕС;

2. Продолжение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития;

3. Проведение экологических мероприятий с расчетом на текущее и будущее расширение Европейского Союза, т.е. вступления в него новых государств.

Программа концентрирует внимание на четырех приоритетных сферах действий Сообщества на ближайшие годы, к ним относятся:

§ изменение климата;

§ природа и биологическое разнообразие;

§ окружающая среда, здоровье и качество жизни;

§ природные ресурсы и отходы.

Шестая программа определяет как общие цели, задачи, принципы и стратегические подходы экологической деятельности ЕС на ближайшие 10 лет, так и конкретные цели, задачи и ключевые мероприятия в упомянутых выше сферах. Программа также определяет основные задачи организации в сфере международного сотрудничества по проблемам экологии и устанавливает критерии формулирования экологической политики на основе обработки соответствующей информации и получения новых данных.

Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды является центральным документом в области экологии на европейском континенте на ближайшее десятилетие. Учитывая масштабы предусматриваемых мероприятий и характер деятельности ЕС, в соответствии с Программой будут координироваться мероприятия в сфере охраны окружающей среды не только государств-членов ЕС, но и государств-кандидатов, а также других стран Европы и европейских международных экологических организаций. Данный документ имеет большое значение как для России, так и для участника европейских процессов в природоохранной сфере Примечание: На сегодняшний день в Европе действуют восемь наиболее влиятельных природоохранных организаций, являющихся «зонтичными» объединениями для более чем 130 национальных групп: BirdLife International, Climate Network Europe (CNE), European Environmental Bureau (EEB), European Federation for Transport and Environment (T&E), Friends of the Earth Europe (FoEE), Greenpeace International, International Friends of Nature, World Wide Fund for Nature (WWF)..

2.2. Экологическое законодательство стран ЕС и РФ

Формально экологическое законодательство России охватывает все вопросы охраны окружающей среды, что на практике не обеспечивает предупреждение экологических последствий хозяйственной деятельности и охрану здоровья людей. Оно характеризуется чрезвычайной сложностью бюрократических процедур, создавая неоправданные препятствия для производителей. Его исполнение требует больших затрат, а финансовые и людские ресурсы государственных органов, отвечающих за выдачу разрешений и контроль, ограничены.

К таким выводам пришли российские и международные эксперты, работавшие по проекту ТАСИС "Гармонизация нормативных баз в области охраны окружающей среды, Россия". По результатам исследования выработаны рекомендации о совершенствовании российского экологического законодательства.

В периоды истории государств, когда экономический рост становится главной задачей, охрана окружающей среды отходит на второй план. В результате состояние окружающей среды ухудшается, страдает и здоровье людей. Так было в ЕЭС после его образования в 1957 г. и особенно в его наиболее промышленно развитых государствах-членах, таких как Германия и Нидерланды. Именно эти государства с 1960-х годов первыми стали принимать национальные меры по охране окружающей среды, ориентированные на решение отдельных проблем - загрязнение воздуха, опасные химические вещества. Ужесточение экологических ограничений удорожало производство. Нарушался и принцип свободного перемещения товаров: продукцию, произведенную в одной стране, нельзя было экспортировать в другую из-за различия экологических требований. Эти факторы наряду с ростом общественного экологического сознания привели к тому, что с 1970 г. ЕЭС стало проводить общерегиональную экологическую политику.

На первых порах она была нацелена на решение отдельных проблем. Так, после аварии на химическом предприятии в итальянском городе Севезо в 1976 г., при которой в окружающую среду попал диоксин, на уровне ЕЭС были приняты законодательные акты, касающиеся предупреждения аварий и транспортировки отходов. Нередко для решения одних и тех же проблем принимались разные документы, по-разному трактовавшие эти проблемы и вводившие подчас несогласованные ограничения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.