Рефераты. Международные аспекты экологической политики






§ способствуют через механизм рыночного ценообразования сохранению дефицитных экологических ресурсов для будущих поколений;

§ обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования

Недостатки и слабости:

§ сложность точного задания начального уровня эмиссионных платежей и обусловленная этим неопределенность достижения конечного природоохранного результата;

§ высокая чувствительность к инфляционным процессам, требующая постоянной корректировки уровня платежей;

§ риск снижения конкурентоспособности продукции, в том числе на международных рынках, вследствие относительно высоких совокупных экологических издержек.

В современный период «доводка» инструментов экологического управления осуществляется с учетом их сильных и слабых сторон. Для многих стран при этом характерны следующие тенденции.

Переход от механического противопоставления административно-контрольных и экономиче-ских инструментов управления к их совместному применению с учетом того, что природа многих из них двойственна (например, штрафных санкций за сверхнормативное загрязнение среды, являющихся по сути административными инструментами, но обосновываемых с эколого-экономичёских пози-ций, с учетом экономического ущерба, наносимого несанкционированной хозяйственной деятельно-стью окружающей среде). Далее, применение любых управленческих рычагов требует их «прописы-вания» в законе и контроля за соблюдением со стороны государства. Они предполагают существова-ние властных структур (бюрократии) для введения их в действие и в то же время изменяют стимулы, проистекающие от иен и воздействующие на рыночное поведение хозяйствующих субъектов, хотя и различными способами. Иными словами, и административные и экономические инструменты не «за-пускаются» автоматически, требуя соответствующей институциональной, политической, культурно-образовательной и т.п. среды.

1.2. Система ресурсных и эмиссионных платежей

1.2.1. Платежи за пользование природными ресурсами

В России действует весьма разветвленная система платежей за пользование природными ресурса-ми (ресурсных платежей). Их состав и порядок применения уточняются по мере обобщения накапли-ваемого опыта, а также с учетом международной практики. Для субъектов хозяйственной деятельно-сти (юридических и физических лиц) платным является пользование всеми основными природными ресурсами: земельными, лесными, водными ресурсами, объектами животного мира и водными биоло-гическими ресурсами (прежде всего рыбными), месторождениями полезных ископаемых.

Плата за пользование землей имеет налоговую форму. Она взимается в виде земельного налога. В случае оформления договора аренды взимается арендная плата.

Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, лесны-ми землями, землями, занятыми месторождениями полезных ископаемых и землями других катего-рий. Ставка земельного налога является единой независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности соответствующего налогоплательщика. Таким образом, земельный налог имеет фискальную направленность, и средства, полученные от его взимания, посту-пают в бюджеты (от местного и регионального - до федерального). С учетом относительно высокого уровня ставок (прежде всего за городские земли) земельный налог выполняет и стимулирующие функции, способствуя рационализации землепользования.

Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из налоговой базы (пло-щади земельного участка, облагаемого налогом), утвержденных ставок земельного налога и налого-вых льгот. Ставка земельного налога, как правило, устанавливается и действует в течение соответст-вующего календарного года. Земельные налоги, как и все прочие, изымаются из прибыли (дохода) налогоплательщика (юридического и физического лица), Средние для субъектов Федерации ставки земельного налога устанавливаются на единицу земельной площади (га, кв. м) согласно Приложению № 1 Закона РФ «О плате за землю»См.: Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам по применению Закона РФ «О плате за землю» // Российская газета. 2000. 27 апр..

Для сельскохозяйственных угодий ставки земельного налога дифференцируются в зависимости от их вида (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища), кадастровой оценки и местоположе-ния земельного участка. Кроме того, с учетом инфляции и других факторов уровень земельного нало-га периодически индексируется. Коэффициент индексации, как правило, утверждается в Федераль-ном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Аналогичным образом индексируются и другие ресурсные и эмиссионные платежи.

Важным является порядок централизации в бюджетах различных уровней средств, поступающих от внесения земельного налога. Он различен для сельскохозяйственных угодий и городских земель. Процент централизации в федеральном бюджете средств от внесения земельного налога за сельскохо-зяйственные угодья утвержден в Ст. 5 Закона РФ «О плате за землю». Он различается по субъектам Федерации с учетом природно-географических факторов. Ряд отдаленных регионов, а также регионов со сложными природно-климатическими условиями, как и предусмотрено в законе, вообще не пере-числяют средства от земельного налога в федеральный бюджет. Эти средства расходуются ими само-стоятельно на цели социально-экономического развития соответствующих территорий, проведение почвовосстановительных мероприятий, разработку и ведение земельного кадастра и т.п.

Налог на городские земли также рассчитывается на основании средних ставок и специальных ко-эффициентов, приведенных в Приложении № 2 к Закону РФ «О плате за землю», которые далее диф-ференцируются по зонам градостроительной ценности территории городов. Границы зон определя-ются в соответствии с экономической оценкой территории, генеральным планом города и другой гра-достроительной документации. Так, например, территория Санкт-Петербурга с учетом местоположе-ния, уровня развития инженерной и социально-бытовой инфраструктуры, исторической ценности и состояния окружающей среды разделена на 19 градостроительных зон. В первой зоне градострои-тельной ценности, имеющей максимальную ставку земельного налога, расположена центральная часть города. Далее среднезональные ставки дифференцируются в зависимости от характера исполь-зования городских земель. Скажем, минимальный размер земельного налога за городские земли, за-нятые жилищным фондом, в 2000г. составлял не менее 14,4 коп. за 1 м2.

Порядок централизации средств земельного налога (как и арендной платы) за городские земли, как правило, определяется в Законе о федеральном бюджете на соответствующий год. В 2000 г. цен-трализация этих средств установлена в следующих долях: 30% от общей суммы средств зачисляются в федеральный бюджет для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв и ведения земельного кадастра; 20% налоговых поступлений направляются в бюджеты субъек-тов Российской Федерации на централизованно выполняемые мероприятия в соответствии со Ст. 24 Закона РФ «О плате за землю» (землеустройство, ведение земельного кадастра, мониторинг, охрана земель, освоение новых земель и т.п., а также инженерное и социальное обустройство территории); оставшиеся 50% налоговых поступлений остаются в распоряжении местных органов власти и посту-пают в соответствующие бюджеты. Исключением является г. Москва, в бюджет которой поступают все 70 % (т.е. без разбивки на городской и районные бюджеты) средств от земельного налога. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособ.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.стр.134.

Платежи за пользование недрами, акваторией и участками морского дна устанавливаются в соответствии с Законом РФ «О недрах». Они включают:

§ платежи за право пользования, разведку, добычу полезных ископаемых, строительство подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых), захоронение вредных веществ;

§ отчисления пользователей недр на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

§ акцизные сборы;

§ сборы на выдачу лицензий на недропользование.

Платежи за право пользования недрами (роялти) устанавливаются в зависимости от экономиче-ской оценки и качества месторождений полезных ископаемых и определяются как процентная доля от стоимости добытого минерального сырья (точнее, валовой выручки). Эта процентная доля дифференцируется. Для нефтяных компаний она составляет от 6 до 16% при среднем уровне в 8%. Величи-на платежей закрепляется в лицензионном договоре.

Плата за недра поступает в бюджеты различных уровней. Порядок централизации средств и их распределения между бюджетами зависит от вида недропользования. Например, при добыче так на-зываемых общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина, торф и т.п.) 100% ро-ялти поступает в местные бюджеты. При добыче не общераспространенных полезных ископаемых пропорция распределения платежей между федеральным, региональным и местными бюджетами со-ставляет, соответственно, 25, 25 и 50%. Платежи за пользование недрами континентального шельфа поступают в региональный бюджет (60% от общей суммы среды) и федеральный бюджет (40%).

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществляются пользователями недр, добывающими все виды полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Эти от-числения тоже по сути имеют налоговую форму. Они устанавливаются по единым ставкам для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, в процентах от так называемой чис-той выручки (стоимость добытого сырья за минусом НДС и акцизов). Процентная доля может меняться в соответствии с вносимыми в законодательство изменениями. Так, в середине 90-х годов российские нефтяные компании вносили 10% от чистой выручки в виде налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются элементом издер-жек производства горнодобывающих предприятий и включаются в себестоимость их продукции. От-числения направляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов Российской Федерации и исполь-зуются по целевому назначению для финансирования работ по государственному геологическому изу-чению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. С этой целью в составе бюджетов утвер-ждаются соответствующие федеральные и региональные государственные программы.

На отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучши-ми горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, законодательством Рос-сии предусмотрено введение акцизов. В настоящее время акцизы установлены в частности на нефть, включая газовый конденсат. Ставки акцизов вводятся Правительством РФ с последующей индекса-цией. Так, акциз на природный газ впервые был введен в 1993 г. в размере 15% от стоимости реали-зованного раза газосбытовым предприятием непосредственным потребителям. С 1 сентября 1995г. ставка акциза была повышена до 30%. Акциз аналогичным образом взимается при реализации нефти и газового конденсата, а также природного газа на экспорт. Все разновидности акцизов поступают в бюджеты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.