Рефераты. Государство, право, экология






Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций управления в области экологопользования и охраны окружающей природной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений все остальные функции не достигнут цели.

Функция разрешения споров о праве природопользования обусловлено коллизиями , возникающими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, владения , пользования и аренду природных объектов.

Функция разрешения споров реализуется различными ОГВ : судами , арбитражным судом, органами местной администрации и д.р. Различна и процедура рассмотрения данных споров. Итак, порядок рассмотрения споров в судах регулируется гражданско-процессуальным кодексом; в арбитражах - правилами рассмотрения хозяйственных споров; в административных органах - положениями об этих органах и специальным законодательством.

4. Охрана окружающей человека природной среды относится к числу важнейших экономических и социальных задач нашей страны . Ещё на первом съезде народных депутатов СССР говорилось, что “на решение экологических проблем , стоящих перед страной , ложен быть направлен весь производственно-технический , интеллектуальный потенциал, включая академическую , вузовскую и отраслевые науки. Надо вести дело к тому чтобы шаг за шагом улучшать экологическую обстановку во всех регионах страны .” Рыжков Н.И. О программе предстоящей деятельности Правительства СССР. Доклад и заключительное слово

В соответствии с действующим законодательством МВД в обл. охраны природы осуществляет своевременное предупреждение и пресечение экологических преступлений ; совместно с Минздравом осуществляет надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц , дворов и др. территорий населённых пунктов , а также загородных мест отдыха и пляжей; оказывает соответствующим органам содействие по осуществлению мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства ; контролирует и направляет работу пожарных подразделений , и др. министерств и ведомств, определяет порядок совместной работы пожарных организаций страны производит регистрацию , учёт, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств , принадлежащих предприятием , учреждениям и гражданам; осуществляет подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивает проведение мероприятий по рациональному использованию природными ресурсами.

Вместе с тем в наше время уместно поставить вопрос о создании в нашей стране экологической милиции на местах. Это должно способствовать реальности гарантий права граждан на экологическую безопасность, повышению ответственности за посягательство на природные объекты.

Нужно подчеркнуть, что по своему характеру экологическая безопасность - не только внутригосударственная, но и межрегиональная глобальная общечеловеческая проблема. Поэтому функцию государства по обеспечению такой безопасности можно отнести одновременно к числу его внутренних в внешних функций. Для всех государств проблема защиты человека, общества от реальной или потенциальной угрозы экологического бедствия одинаково актуальна, поскольку она связанна с общими судьбами человечества.

В условиях рыночной экономики обеспечение экологической безопасности имеет свою специфику. В Росси в наши дни актуализируются вопросы о том, смогут ли предприниматели защитить природу от самих себя. Здесь многое будет зависеть от их культурно-нравственной позиции. Вместе с тем нужно законодательно стимулировать экономическую заинтересованность предпринимателей в исключении или хотя бы уменьшении вреда, причиняемого окружающей среде. Этому должна способствовать соответствующая кредитно-налоговая политика.

Нужно сказать, что многие природные катастрофы провоцирует человек. Конечно, стихийные силы природы - землетрясения, наводнения, ураганы, извержения вулканов - преследовали человека всегда. Однако, еще с древних времен людей преследовали катастрофы, которые, при всем желании, трудно целиком “списать” за счет природных катаклизмов. Авторы, вышедшей недавно на западе книги “Стихийные бедствия : дело рук бога или человека ?”, тщательно проанализировали катастрофы во всем мире, - от наводнений в Азии и штормов в Тихом океане до землетрясений в Центральной Америке. Они пришли к однозначному выводу : многие стихийные бедствия провоцируются по существу человеком.

Конечно, нам нелегко сегодня доказать, например, причастность древних людей к опустыниванию в Африке и превращению тропических лесов этого континента в нынешнюю саванну. Но многие факты подтверждают именно эту версию. Трудно не согласиться с мыслью Ф.Энгельса, которую он высказал не об оспариваемой многими сегодня теории классовой борьбы, а о том, как природа мстит за насилие над ней : “людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и др. местах выкорчевывали леса, чтобы добыть пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их , вместе с лесами, центров сбора и хранения влаги . Когда альпийские итальянцы вырубили на южном склоне гор хвойные леса, так заботливо охраняемые на севере, они не предвидели, что этим вырубают корни высокогорного скотоводства в своей области”. И хотя слова о запустении упомянутых стран звучат сегодня явно несвоевременно, процессы оридизации климата там действительно имели место.

Начиная с 60-х годов в мире наблюдается заметный рост числа человеческих жертв и материальных потерь, вызванных спровоцированными природными катастрофами. Так, интенсивное освоение горных склонов, связанное с расширением рекреационных зон , а также со сведением лесов на топливо и потребностями с/х, привело к резкому росту числа оползней, лавин. Участились также сильные бури, суховеи, наводнения и т.д.

Авария на Чернобыльской АЭС дала выброс 50 млн. кюри радиоактивного вещества, распространение радиации над всей Европой, выселение 116 тыс. чел. из 30 км зоны, загрязнение свыше 131 тыс. кв.м территорий , необходимость проведения профилактических работ и оздоровительных мероприятий для более чем 5 млн. чел.

В г. Череповце аварийный выброс фенолов на металлургическом заводе составил 5т. Сильное загрязнение 95 тыс. га Рыбинского водохранилища, гибель рыбы и 500 га нерестилищ, образование 100 км подводного шлейфа ядовитых веществ. Авария на Башкирском нефтепроводе породила взрыв газового облака, произошла ж/д катастрофа; погибло около 300 чел., ранено около 1000 чел. Авария на городских очистительных сооружениях г. Орла выбросила 120-1250 тыс. куб. м нечистот, загрязнение реки Оки в пределах ряда областей.

Из всего вышеизложенного следует, что охрана природы - это и цветущая планета, и здоровье и процветание всех людей и Земли, поэтому для государства она является одной из основных функций. Охраной природы занимаются различные ведомства и учреждения - это и Минздрав, и органы пожарной безопасности, министерства водного, сельского хозяйства, гидрометеорологическая служба и т.д.

На пример, гидрометеорологическая служба должна организовывать общегосударственную службу наблюдений и контроля за уровнем загрязнения атмосферы, почвы и водных объектов и выдачи информации об изменениях в природной среде.

Министерство водного хозяйства следит за состоянием вод, способностью водного вещества быть источником промышленного и с/х их пользования .

Культурно-оздоровительная функция вод должна выражаться в использовании водных ресурсов в качестве места отдыха, туризма, спортивного рыболовства, санаторно-курортного лечения, организация заповедников и заказников.

Правовая охрана земель состоит в назначении правовых предупредительных мер с тем, чтобы предотвратить возможность наступления негативных последствий, вредных для сохранения плодородных свойств почвы, обеспечить рациональное использование земель. Такие меры реализуются путём правового регулирования порядка учёта и планирования охраны и использования земель предприятиями, организациями, гражданами. Занимается правовой охраны земель, госучётом земель - Министерство с/х; ведомственный учет ведут министерства и ведомства, первичный учет земель осуществляют предприятия и организации-землепользователи.

Правовая охрана лесов осуществляется путем издания и применения правовых норм, направленных на проведение мероприятий по охране и защите лесов от истощения, загрязнения, организация рационального использования и воспроизведения лесов, повышению их средозащитных и климаторегулирующих свойств для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей народного хозяйства и населения.

Правовая охрана животного мира - один из способов охраны животных сообществ. Она выражается в издании и применении правовых норм, направленных на сохранение целостности, многообразия естественных сообществ животных, их рациональное использование и воспроизводство.

Конституция РФ закрепляет право граждан на охрану здоровья. Здесь особое место отводится обеспечению санитарно-эпидемиологическому контролю благополучия населения. Минздрав осуществляет контроль за исполнительными и распорядительными органами.

На ОВД возложены функции в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Можно условно разграничить две группы: к первой группе относятся те функции , которые выполняются МВД как органом , наделённым надведомсвенными контрольно-надзорными полномочиями в области охраны природы .

Вторая группа функций реализуется МВД в процессе производственно-хозяйственной деятельности ИТУ. МВД является крупным природопользователем, осуществляющим заготовку и переработку древесины, добычу полезных ископаемых, производство с/х продукции и т.д.

Руководство деятельности милиции по охране природы возложено но ГУООП МВД. Здесь осуществляется контроль за выполнением решений Правительства, указаний МВД, всеми службами милиции по вопросам, отнесённым законом к компетенции милиции в области природоохранительной деятельности.

Различают два вида контроля :

1. - внутриведомственный - возложен непосредственно на министерства и ведомства, использующие объекты природы в процессе хозяйственной деятельности.

2. -надведомственный контроль - осуществляется специализированными органами государственной власти и управления за рациональным использованием и охраной природы.

ОВД, участвуя в охране природы реализуют функции надзора.

Прокурорский надзор осуществляется прокурором высшего надзора за точным и единообразным исполнением природоохранительного законодательства всеми ведомствами и министерствами, подведомственными им учреждениями, отдельными ДЛ и гражданами.

Судебный надзор - процессуальная деятельность судов по проверке законности и обоснованности приговоров, решений, определений и постановлений, по даче судебным органам руководящих разъяснений по применению природоохранительного законодательства при рассмотрении судами дел , а также разрешению споров между судами.

Административный надзор осуществляется деятельностью органов государственного управления по контролю за соблюдением организациями, ДЛ и гражданами установленных правил в целях предупреждения пресечения и устранения нарушений законности в области охраны природы.

Контрольные и надзорные функции по охране природы возложены на ППСМ, УИМ, ГАИ, транспортную милицию и другие службы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду. Оно включает право отдельной личности и групп людей на участи в выработке экономической политики. А это предполагает полноту и достоверность экологической информации. Каждое государство должно охранять своих граждан и решать все малые и крупные проблемы, касающиеся экологии. И каждый гражданин своего государства должен охранять окружающую среду. Тогда всё живое на Земле будет счастливо. “Жизнь даётся на короткий срок, и она, сама по себе, величающее счастье, “-сказал писатель С.Н.Сергеев - Ценский. Так не будем же это счастье омрачать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Ерофеев В.В. Экологическое право.М.,1992 г.

Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР.М.,1984 г.

Азаров Г.И., Волков В.И. Природоохранительная деятельность ОВД.М., 1990 г.

Дзейтов С.А. Государство и экологическая безопасность. С - П.,1994 г.

Долматова Н.И. Природоохранительное сознание : понятие, принципы функции и пути формирования.

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. М.,1995 г.

Аргументы и факты. 1988 г.1-7 октября.

Природа и человек. 1989 г.№3.

Ерофеев Б.В. и др. Нормативные акты о земле. М., 1978 г.

Рыжиков Н.И. О программе предстоящей деятельности правительства СССР. Доклад и заключительное слово на СНД СССР 7,9 июня, 1989 г.М.,1989 г.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.