Рефераты. Государство, право, экология






Российское экологическое законодательство характеризуется прежде всего в сравнительно-историческом плане, вплоть до формирования соответствующей самостоятельной отрасли права. Экологическое право (или право окружающей среды), представляющее собой на сегодняшний день комплексную отрасль права, образовалась в результате дифференциации и интеграции земельного, недрового, лесного, воздушного, фаунистического права.

В качестве самостоятельной отрасли права экологическое право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы (отношения по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровление окружающей человека среды). В эколого-правовых нормах определяются цели и задачи, последовательность и содержание природоохранительных мероприятий, формулируются правила их планирования и финансирования, прогнозирования и стандартизации качества окружающей среды. Нормы экологического права устанавливают перечень объектов природы, подлежащих государственной охране, меры дозволенного поведения и запретных действий по отношению к природе, права и обязанности природопользователей, меры ответственности за нарушение установленных правил.

Рассматривая конституционные основы экологического законодательства можно выделить в них два направления:

- общеправовое, относящееся ко всем отраслям законодательства;

- специально-правовое, касающееся только сферы природопользования.

Природоохранительные правовые нормы в целом направлены на охрану здоровья людей, земли, ее недр, воды, воздуха, флоры и фауны. Соответственно анализируется законодательство, в нем выделяется:

охрана здоровья;

земельное;

водное;

о недрах;

воздушное;

о фауне;

о флоре.

В законодательство привлечены и подзаконные акты - постановления правительства и санитарные правила.

Нужно признать, что пока еще экологическое законодательство слабо связано с современными социально-экономическими процессами. Так, нуждаются в теоретической разработке вопросы об объеме экологического регулирования в отраслевых актах и общих законах, о нормах прямого действия, об ответственности за посягательство на экологическую безопасность. Существенно важно законодательное оформление финансирования и стимулирования природоохранных мер, проводимых предприятиями в условиях становления рыночной экономики. В этих условиях исключительное внимание должно быть уделено правовым аспектам экологического регулирования самого приватизационного процесса.

В законодательстве отмечается и конституционное право граждан России на благоприятную окружающую среду (на экологическую безопасность). Оно является конкретизацией основного и неотъемлемого права человека на жизнь. Право на экологическую безопасность обладает абсолютной нравственной ценностью. Оно имеет также непосредственно юридическое значение. Именно право человека на экологическую безопасность должно быть положено в основу законотворческой деятельности в области охраны окружающей среды. При таком подходе государство из исключительного собственника природных ресурсов и по сути преимущественного их пользователя превращается в гаранта обеспечения права человека на экологическую безопасность, в руках государства сосредотачиваются, прежде всего, контрольные функции.

Экологическое законодательство придает стабильность отношениям в области природопользования. Они могут быть изменены (прекращены) только по основаниям, указанным в Законе. В настоящее время та гарантия сохранения взаимозависимости в природе, которая сравнительно недавно существовала во всем мире, нарушено. Сегодня остро ощущаются последствия пренебрежительного, даже преступного отношения к законам природы. Очень нерационально ведется земледелие: 113 млн.га, в том числе 64 млн.га пашни, подвержено водной и ветровой эрозии, 20 млн.га пашни засолено, 68 млн.га имеет повышенную кислотность. В Красную книгу нашей страны включено 700 видов растений, 203 вида насекомых, 28 видов и подвидов рыб и моллюсков, 37 видов и подвидов рептилий, 80 видов птиц, 94 вида и подвида млекопитающих.

Ведение лесного хозяйства в настоящее время в упадке: в этом немаловажную роль играет то обстоятельство, что в бывшем СССР на единицу объема заготавливаемой древесины производилось в два-три раза меньше продукции, чем, например, в Швеции, Канаде, США. В среднем за год в том же СССР выгорало 630 га лесов, допускались перерубы расчетных лесосек. Более 200 тыс.га лесов погибло от воздействия промышленных выбросов в атмосферу. Аргументы и факты. 1988 г., 1 - 7 октября "В европейской части страны потеряно под водой 18% сельскохозяйственных угодий..." Природа и человек. 1989 г., № 3 Все выше перечисленное относится к негативной стороне деятельности. И сейчас Россия пожинает плоды бесхозяйственности прошлых лет.

Проблема правовой охраны природы коснулась растительного и животного мира, важнейших водных бассейнов страны: Волги, Урала, Томи, Иртыша; морей - Балтийского, Черного, Каспийского и Аральского. Вода в водных бассейнах настолько загрязнена, что порой в ней не разрешают даже купаться. А в прошлом году в Омске стоял вопрос о надвигающейся эпидемии холеры и нельзя было употреблять в пищу речную рыбу.

При энергетическом кризисе 70 - 80 г.г. возникли "цепи" международных поставок сжиженного газа. Возникло массовое производство буровых и эксплуатационных платформ для разработки морских месторождений нефти и газа. Но главным была всемирная экономия энергии.

Дорогая нефть стала практически недоступной для многих стран.

Добыча как нефти, так и газа, досталась нашей стране очень дорогой ценой. Так, заметную лепту в сокращение поголовья диких оленей внесло сооружение газопровода Мессояха - Норильск, нарушившего традиционные пути миграции олений, которые вынуждены были вытаптывать и поедать пастбища домашних оленей. Катастрофическое сокращение поголовья оленей приводит к разрушению не только жизненного уклада, но и психологии, ценностных ориентацией народов Севера. В последнее время вместо дальнейшего подъема добычи нефти впервые намечается спад - видимость изобилия оказалась иллюзией, а топливно - энергетическое хозяйство страны оставалось все эти годы затруднительным и малоэффективным.

К природным ресурсам относится и уголь. В настоящее время угольная промышленность остается жизненно важной, но ее проблемы придется решать в более сложных условиях, чем раньше, поскольку в годы перестройки угольная промышленность была отброшена на уровень 1970 года - на 20 лет назад. Нехватка крепежного леса, особенно после развала страны, тормозила добычу угля, тяжелая социальная обстановка во многих угольных бассейнах вызвала забастовки шахтеров, нехватка угля сказывалась на работе металлургических заводов - шла цепная реакция кризиса в тяжелой промышленности.

В настоящее время судьба ядерной энергетики зависит от того, как ученые специалисты смогут отстоять тот или иной проект, как убедят людей, что они могут спать спокойно, что без новой АЭС и жизнь станет хуже. После Чернобыля паника захлестнула Запад. "Чернобыль будет стоить ... до 425 тыс. смертей от рака" Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. - М, 1995 г., с. 79 - писал западно - германский журнал "Штерн". Уничтожался урожай овощей ФРГ и Голландии, даже в Канаде рекомендовалось не пользовать дождевой водой, ограничивались поездки в нашу страну.

Перспективы развития атомной энергетики после Чернобыля нужно оценивать с точки зрения таких ведущих стран, как Япония, которая ввела технику безопасности до таких пределов, что крупнейшая в мире АЭС Фуксима построена на берегу моря в чрезвычайном сейсмоопасном районе - 10 баллов.

Хотим мы этого или нет, наступила новая эра в истории цивилизации, в которой не обойтись без ракет, АЭС и электроники. Но проблемы охраны природы остаются прежними: первая проблема - экологизация правовых норм, регулирующая административные и хозяйственные отношения; вторая проблема - совершенствование природоохранительного законодательства; третья связана с исследованиями организационно-правового и экономико-правового механизмов охраны окружающей среды; четвертая - исследование международно-правового механизма охраны окружающей среды. Итак и, чтобы эти проблемы были решены, в РФ существует экологическое законодательство. Например, ст.86 говорит об обязанности полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

"Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и др. экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Экологический вред:

Выраженное в ст.126 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (ст.444 ГК РСФСР) общее положение права о том, что причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред причинен не по его вине, находит свою конкретизацию в эколого-правовых отношениях по возмещению вреда, что сформулировано в названии настоящей статьи.

Экологический вред нарушает экологические интересы общества в здоровой ,благоприятной для жизни продуктивной окружающей природной среде . Материальным объектом применения вреда является качество окружающей природной среды ,состояние её экологических систем , те обменные процессы , которые протекают в биосфере и которые постоянно и неизменно воспроизводят жизнь во всех формах её проявления.

1. Экологический вред органически связан с экономическим. Оба они имеют один источник нанесения такого вреда , одни и те же способы причинения его - загрязнения , истощение , разрушение природной среды.

Ст. 79 гласит о разрешении споров в области охраны окружающей среды между предприятиями, учреждениями, организациями, распложенными на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов.

“Споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, распложенными на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, рассматриваются коллегиями, образуемыми на партийных началах из представителей заинтересованных республик в составе РФ, автономной обл. и автономных округов, краёв, областей. Если комиссия не приходит к согласованному решению, то споры разрешаются комиссией, образуемой Верховным Советом РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.